Tren a las nubes («Поезд к облакам») - туристический железнодорожный маршрут, проходящий по восточной части железнодорожной линии C-14 Salta – Antofagasta между Аргентиной и Чили. Эта уникальная железнодорожная линия протяженностью 941 километр соединяет северо-западную часть Аргентины с Чили и тихоокеанским побережьем, пересекая Анды и поднимаясь на 4220 метров над уровнем моря. Железная дорога была построена в начале XX века и имела в то время большое социальное и экономическое значение. Сейчас это в первую очередь уникальный памятник инженерного искусства, который ежегодно посещают тысячи туристов. Это третья в мире по высоте железная дорога (первая – проходящая на высоте до 5072 м Цинхай-Тибетская дорога в Китае, открытая в 2006 году; а вторая – Центральноандинская магистраль в Перу между Лимой и Уанкайо (Huancayo) конца XIX века постройки, достигающая максимальной высоты 4781 метр).
Строительство железной дороги началось в 1921 году – новая линия должна была соединить север Аргентины с Чили через Анды и обслуживать месторождения полезных ископаемых, в больших количествах разрабатывавшиеся в горах. Самая высокая точка линии, виадук La Polvorilla, был закончен 7 ноября 1932 года, а полностью сквозное движение через Анды между Аргентиной и Чили было открыто 20 февраля 1948 года. Железная дорога была разработана американским инженером Ричардом Маури, в честь кого названа одна из станций.
К концу 1980-х транспортное значение ветки значительно снизилось, и грузопоток начал резко сокращаться. К счастью, железную дорогу удалось сохранить, и со временем она стала одной из главных туристических достопримечательностей этих мест. В 2008 году по трассе начал курсировать специальный туристический поезд «Tren a las nubes» - он отправляется из Сальты и проходит самую интересную часть маршрута через Анды - 217 километров до виадука La Polvorilla, самой высокой точки пути между Аргентиной и Чили. Всего на этом участке - 29 мостов, 21 туннель, 13 виадуков, 2 раза трасса поднимается по спирали, и ещё в двух местах для прохождения большого перепада высот устроены так называемые «зигзаги», карабкаясь по которым параллельно уклону горы, поезд несколько раз меняет направление движения – то вперёд то назад.
В настоящее время «Поезд в облака» ежегодно посещает около 30 тысяч туристов – эта туристическая железная дорога работает с апреля по ноябрь (прерываясь на сезон дождей). Поезд отправляется из Сальты каждый четверг и субботу, а билеты можно легко купить заранее по интернету, причём помимо собственно путешествия по железной дороге, на сайте Tren a las nubes можно приобрести и различные комбинированные путешествия по северо-западу Аргентины. Мне неоднократно доводилась путешествовать по различным уникальным железным дорогам мира, и было необычайно интересно пополнить этот список ещё одной. В результате посещение Tren a las nubes стало одним из главных планов на моё аргентинское турне, а когда в марте появилось расписание и начались продажи, я купил двухдневный комбинированный тур, включающий поездку по железной дороге, а также посещение нескольких очень интересных уголков северо-запада Аргентины.
1. Поезд отправляется с железнодорожного вокзала Сальты затемно, в 7-05 утра.
2. В Сальте сегодня пасмурно. Первое время за окном мелькают туманные городские огни, затем постепенно светает, поезд минует несколько поселений, покидает равнину и начинает углубляться в горы – а примерно через два часа на нашем пути показался первый крупный виадук.
3. Пересекаем долину горной реки по высокому стальному мосту.
4. Для подъема на крутых участках пути устроены две так называемые «шпильки» («zig-zag»). Первый «зигзаг» на нашем пути – поезд проходит вперёд, останавливается, сзади переводится стрелка, после чего мы начинаем движение уже назад по другому, идущему вверх пути.
5.
6. Сдаём назад в туннель, впереди переводится стрелка, и мы снова меняем направление движения, направляясь вперёд и выше.
7. Через какие-то пять минут из окна открывается потрясающий вид на долину, а внизу хорошо виден путь, по которому мы до этого ехали.
8. В низине пасмурно, а в горах – отличная погода. И много-много кактусов. :)
9. Продолжаем подъём. Ещё один «зигзаг» на нашем пути – проезжаем вперед...
10. …После перевода стрелки сдаём назад на новый более высокий путь…
11. …Потом снова вперёд – и из окна опять открывается вид на нижнюю часть «зигзага», по которому мы только что ехали.
12. В вагоне поезда.
13. Поднимаемся всё выше и выше – большая часть пути проходит по обширным плоскогорьям и горным долинам, окаймлённым живописными скалами.
14. На этом участке параллельно железной дороге проходит шоссе.
15. Tren a las nubes сопровождают две машины охраны (которые в первую очередь контролируют прохождение многочисленных не оснащённых шлагбаумами переездов) и карета скорой помощи (часть пути проходит на значительной высоте, и иногда бывает случаи, когда кому-то из туристов становится плохо из-за разреженного воздуха)
16. Слева по ходу минуем необычайно красивую гору, сложенную из пород разных оттенков.
17. Короткая остановка на одном из полустанков. К поезду сбегаются местные ребятишки.
18. Пересекаем по мосту долину реки – дальше начинается крутой подъём. Мост и участок пути, по которому мы буквально недавно ехали, видны теперь где-то далеко-далеко внизу…
19. Нарезая по склонам гор вычурные петли, продолжаем карабкаться всё выше и выше…
20. Анды во всей красе!
21.
22.
23. Первый из двух участков, на которых трасса железной дороги проходит по спирали, – проносимся под мостом, затем делаем крутой поворот направо и вверх…
24. …И через несколько километров пути мчимся сверху по тому самому мосту, под которым только что проехали. :)
25. Первая «спираль» остаётся позади…
26. Гигантский кактус – царь засушливых высокогорий Южной Америки
27. И ещё одна спираль – въезжаем в тоннель…
28. Проходим крутой поворот с подъёмом…
29. И оставляем тоннель уже под собой…
30. Крошечная высокогорная деревенька…
31. Крутой подъём позади – следующий участок пути проходит по плоскогорью, расположенному на высоте порядка 3700 метров над уровнем моря…
32.
33. На просторах горного северо-запада Аргентины в больших количествах водятся гуанако, ламы и ещё кто-то из того же копытного семейства. Они очень похожи внешне, немного отличаются по окрасу и размерам. Это крупное стадо – вроде бы гуанако. Вот им раздолье на этих высокогорьях!
34. Продолжаем путь по плоскогорьям Анд, постепенно поднимаясь всё выше – мы уже относительно недалеко от самой высокой точки маршрута.
35.
36.
37.
38. Одинокий пастух со своим стадом…
39. Тем временем поезд приближается к затерянному среди бескрайних Анд городку Сан-Антонио де лос Кобрес (San Antonio de los Cobres) – одному из самых удалённых и самых высокогорных (3770 м над уровнем моря) поселений Аргентины.
40. «Добро пожаловать в Сан-Антонио де лос Кобрес!» - гласит надпись на скале.
41. В Сан-Антонио де лос Кобрес проживает около 5000 человек – это столица огромной по площади и практически незаселённой земли, департамента Los Andes. На его территории, по площади примерно равной Бельгии, находится всего четыре поселения – Сан-Антонио де лос Кобрес, а помимо него ещё три крохотных деревеньки общим населением чуть более 400 человек. Сам же Сан-Антонио де лос Кобрес со стороны чем-то напоминает провинциальный городок из ковбойских вестернов.
42. На разъезде нас пропускает небольшой грузовой состав – значит, теплится ещё грузовое движение на линии.
43. На станции туристический поезд радостно приветствует местная ребятня.
44. Покидаем Сан-Антонио де лос Кобрес, переезжаем по высокому мосту одноимённую реку и продолжаем путь – конечная точка пути уже совсем близко.
45. Неподалёку от городка находятся горячие источники.
46. Эта гора с характерным жерлом – не что иное, как потухший вулкан.
47. Поезд на маршруте сопровождает врач. Значительная часть маршрута проходит на высоте порядка 4000 метров, и бывают случаи, когда пассажирам становится плохо. А ещё в каждом вагоне Tren a las nubes есть кислородная маска.
48. Мы приближаемся к руднику Конкордия. Здесь поезд делает остановку, тепловоз отцепляется от головы состава и перемещается в хвост – так мы продолжим путь до виадука La Polvorilla.
49. Перецепка локомотива занимает минут пятнадцать – а пока состав стоит, его оккупируют местные жители, предлагающие туристам рукоделия из шерсти гуанако и лам, и прочие местные сувениры.
50. Тепловоз по соседнему пути отправляется в хвост состава…
51. Пустынная станция рудника.
52. Наконец, локомотив занимает своё место в хвосте состава – впереди последний отрезок пути.
53.
54. Пройдя несколько километров, поезд достигает самой высокой точки маршрута – виадук La Polvorilla пересекает горную долину и находится на высоте 4220 метров над уровнем моря.
55. Поезд медленно движется по виадуку, останавливается за ним, а затем так же медленно возвращается по виадуку обратно. Во время пересечения виадука La Polvorilla в вагонах поезда царит редкостный ажиотаж.
56. Возвращаемся назад по виадуку и делаем получасовую остановку, за время которой можно поближе познакомиться с самим мостом, полюбоваться окрестностями, купить сувениров у местных жителей, сфотографироваться…
57. La Polvorilla расположен на кривой в плане, длина виадука – 224 метра, а высота – 70 метров.
58. На остановке туристов встречают многочисленные жители расположенного неподалёку городка Сан-Антонио де лос Кобрес. Многие одеты в характерные наряды, играют на национальных музыкальных инструментах, предлагают купить местные сувениры или сфотографироваться с ламой или гуанако. :)
59. Фото на память. Мне впервые довелось так тесно пообщаться с гуанако, да и сам гуанако тоже, кажется, доволен - наверное, впервые в жизни видит русского. :)
60. В дни прибытия туристического поезда на крошечной площадке возле виадука царит редкостное оживление. :)
61. Я планирую сделать специальный пост, посвящённый лицам Аргентины - но эту фотографию просто не могу не выложить здесь и сейчас...
62. А этот мальчишка предлагает сфотографироваться с местным парнокопытным, которое в несколько раз больше его самого. :)
63. Звучит гудок – пора по вагонам. Поезд возвращается назад, и вскоре снова оказывается в San Antonio de los Cobres.
64. Делаем длительную остановку.
Tren a las nubes предлагает различные варианты маршрута - часть пассажиров вернутся назад в Сальту на поезде, часть – на автобусе, часть – на внедорожниках, а кто-то совместит туристическую железную дорогу с путешествием по другим интересным местечкам горного северо-запада Аргентины - именно такой комбинированный тур я и купил по интернету. А с «Поездом в облаках» пришло время попрощаться – очень красивый маршрут, очень интересная железная дорога, и просто здорово, что этот замечательный памятник инженерного искусства удалось сохранить и открыть для туристов.
К оглавлению >>>