uritsk

Страница путешественника

Высоты города Шуши
uritsk

При написании отчета о путешествии в Нагорный Карабах трудно так или иначе не коснуться темы армяно-азербайджанского конфликта и последовавшей за ним войны за Карабах – войны, породившей волну раздора между двумя народами, жертвами которой в конечном итоге стали сотни тысяч простых людей – армян и азербайджанцев, пострадавших при боевых действиях, либо вынужденных покинуть родные дома. Об этих событиях недалекого прошлого много сказано и написано немало - мне же в этом путешествии было интересно посмотреть на то, что представляет из себя Карабах сегодня, ощутить атмосферу и нынешнюю энергетику этих мест, ну и просто посмотреть очень красивый и интересный регион Кавказа, где практически не бывают туристы. Тем не менее, первый город Нагорного Карабаха, который мы посетили, в значительной степени связан именно с событиями 1988 – 1994 годов и находился в эпицентре военных действий.

Подобно гнезду аиста, Шуши (а по-азербайджански Шуша) восседает на плато, расположенном на вершине крутой горы в 10 километрах от Степанакерта. Название Шуши произошло от слова «шош», что обозначает молодое, стройное дерево. Плато с трех сторон окружают неприступные скалы и только с северной стороны – плавный спуск в долину. Город Шуши является своеобразным спутником столицы Нагорного Карабаха, расположен на скалистых высотах, перед которыми расстилается плоская долина, где находится Степанакерт. В позднее советское время население Шуши составляли преимущественно азербайджанцы, а с распадом СССР и началом Карабахской войны здесь стояли азербайджанские воинские части. Владение стратегическими высотами над столицей Карабаха являлось одним из ключевых моментов военных действий – долгое время из Шуши наносились удары по Степанакерту, расположенному внизу в долине как на ладони, затем между противоборствовавшими сторонами развернулись тяжелые бои уже за сами высоты Шуши, владение которыми в значительной степени обеспечивало доминирование в военных действиях.

Скалы, на которых стоит Шуши, находятся прямо по пути, немного не доезжая Степанакерта. У нас в запасе было еще около часа времени до темноты, поэтому мы свернули с основного шоссе и направились вверх по дороге, петляющей по крутым каменистым склонам.

1. Поднимаемся на вершину скал. Внизу, куда глаза глядят, расстилается озаряемая вечерним солнцем долина, отсюда отлично виден Степанакерт.

3. Красота неописуемая! Величественные горы, долина, лежащая перед тобой куда глаза глядят, теплый весенний вечерний воздух, тишина… Сложно представить, что именно эти высоты 20 лет назад были эпицентром тяжелых боев…

Тем не менее, и сейчас Шуши является стратегическим полувоенным городом, здесь расположено несколько различных воинских частей. В этом мы убедились спустя буквально 5 минут после того, как наша машина остановилась на высотах на самом видном месте. Со стороны центра города тут же подъехала белая «Нива», из которой вышел солидного вида мужчина в черном пальто, вежливо поздоровался с каждым и, внимательно присматриваясь к нам, попросил предъявить документы. Мужчина оказался начальником не то местной полиции, не то каких-то других органов безопасности Шуши. К Вардану с Арменом вопросов особых не было: оба армяне (один – гражданин Армении, второй – хоть и с российским паспортом, но постоянно проживает в Нагорном Карабахе), а вот моя персона с большим фотоаппаратом, в которой невооруженным глазом был очевиден приезжий, явно вызвала у КГБ-шника повышенный интерес: «Кто Вы по национальности?» (по-моему, у меня в первый раз в жизни кто-либо спрашивал национальность), «Сколько раз у вас уже проверяли документы после въезда в Карабах?», «С какой целью приехали? Туризм?» - вежливо, но очень настойчиво и внимательно продолжал спрашивать КГБ-шник. После этого была тщательно изучена каждая из заграничных виз и каждый из пограничных штампов, имевшихся в паспорте – скорее всего, сотрудник смотрел, нет ли у меня в паспорте отметок о посещении Азербайджана. Наконец, начальник полиции, вежливо улыбнувшись, вернул паспорт и попросил еще немного подождать – сейчас из Шуши подъедет местный участковый и запишет вас в какую-то тетрадь.

Пока ждали участкового, КГБ-шник о чем-то говорил с Арменом и Варданом, а я еще немного побродил по высотам с фотоаппаратам – на этот раз поснимал сами Шуши с возвышенности: окруженный горами симпатичный городок, явно подновленная церковь посреди города, советские кирпичные пятиэтажки с вкраплениями новых зданий, бельишко сохнет…

Вскоре приехал участковый с чёрной тетрадью, куда записывают посещающих Шуши иностранцев, тоже со всеми поздоровался, переписал паспортные данные в чёрную тетрадь, вежливо и как-то виновато извинился (участковый был намного моложе КГБ-шника), сказав, что в Степанакерте и других центральных районах Карабаха вас врядли кто-то будет проверять, но Шуши – это военный город, и тут всё строго. После этого КГБ-шник и участковый ещё раз вежливо попрощались с каждым из нас, сели каждый в свою «Ниву» и уехали. Попрощавшись с КГБ-шниками, мы проехали немного в лесок, где оставили машину и пошли смотреть одно из отвесных ущелий, со всех сторон окружающих возвышенный скалистый островок. Шуши находится на вершине горного массива, с одной стороны к которому примыкает плоская долина, простирающаяся на север, а с трех других сторон окружённого глубокими отвесными ущельями. К одному из этих ущелий мы с Арменом и пошли.

Очень красиво! Когда стоишь на краю, аж дух захватывает!

Нагорный Карабах посещает очень мало туристов. Возможно именно эта изолированность и слабая доступность для массового туриста и придаёт этому региону особый шарм и привлекает энтузиастов и любителей «диких» путешествий по нетронутой цивилизацией природе. Бывают тут и совсем необычные путешественники: поперек ущелья в самом узком и отвесном его месте протянут мощный металлический канат с подвесками – дедовское средство защиты от авиации противника (их вешают, как правило, в ущельях, в «тёмных», недоступных для радаров зонах, где может гипотетически пролететь незамеченной авиация). Так вот однажды один из посещавших Карабах туристов без страховки пролез по канату на руках до середины ущелья и прыгнул оттуда вниз с парашютом! Так что бывают тут и такие экстремалы.

17. А я не захватил с собой парашют, поэтому ограничился лишь фотографией на память на краю отвесного обрыва (паспорт на груди – не специально для фото, просто я не успел убрать документы после проверки, которая была незадолго перед этим).

18. Вечереет. На дне ущелья курятся крыши какого-то селения. А мы возвращаемся в Шуши – пока совсем не стемнело, погуляем немного по самому городу.

19. Над лесом возвышаются антенны одной из воинских частей, стоящей на этих высотах.

Шуши – в прошлом город-курорт и историко-архитектурный заповедник, после подписания в мае 1994 года договора о прекращении огня, представлял собой город-призрак. Один из моих знакомых был в Шуши в 2006 году, но, по его словам, и в то время город представлял собой печальное зрелище – кругом много разрушений и следов войны, люди долгое время не хотели жить в этих местах. Однако сейчас, спустя еще 7 лет, город оставил уже другое впечатление – тихий, аккуратный и очень спокойный городок, где работают магазины, несколько провинциальных кафе, по улицам которого неторопливо и по хозяйски ездят «Москвичи», «Жигули» и прочие там «девятки»; где вечером как ни в чем ни бывало, гуляют детишки без родителей…

20. Панорама города. Посреди кварталов хорошо видны башни полуразрушенной персидской мечети XIX века.

21. В центре Шуши находится очень красивый кафедральный собор, строительство которого было начато в 1868 и закончено в 1887 году. Церковь построена из местного белого известняка и была недавно отреставрирована.

27. Тихий весенний вечер… Две прошлые ночи в Ереване были очень холодными, а здесь уже вовсю пахнет весной! Проезжают редкие машины, субботним вечером по городу гуляет молодежь и детишки, откуда-то доносится чуть уловимый запах костерка... Обычный южный тихий провинциальный город...

29. При выезде из Шуши в Степанакерт мы остановились у еще одного интересного памятника – старинной Шушинской крепости. До наших дней сохранились фрагменты крепостных стен с бойницами и башнями в том месте, где когда-то был главный въезд в город.

31. Спускаемся вниз по извилистому серпантину. На одном из крутых поворотов невольно делаем остановку – внизу в долине как на ладони расстилаются огни Степанакерта. Откуда то снизу из города слышалась громкая музыка: сегодня суббота – видимо, свадьба или еще какой-то праздник...

33. Мы приехали в Степанакерт уже довольно поздно. В городе есть неплохая вполне европейского уровня гостиница, но она по местным меркам довольно дорогая – а нам всего-то ночку переночевать; поэтому мы остановились у какой-то женщины. Условия немного спартанские, но для походных экспедиционных поездок - то, что надо! :)

На ночь глядя прогулялись по вечернему городу, поужинали в каком-то грузинском ресторане, а завтра нас ждёт заключительный, пожалуй, самый насыщенный день путешествия.

К оглавлению >>>

• 1
Спасибо за пост. Парень который прыгал - Павел Ольшанский из России

Да не за что! :)) А, ну я говорю - подзабыл уже, сейчас исправлю. Мне Армен рассказывал. И Дима Егоров, если я правильно запомнил, там кажется во время прыжка недалеко находился.

Edited at 2013-04-10 06:37 pm (UTC)

В фейсбуке Павел есть в друзьх у Диммы, можете шушинские фотографии прыжка посмотреть. А так я каждое лето в Шуши отдыхаю. Летом там великолепная погода

Спасибо за информацию - обязательно посмотрю на этот прыжок! :)

Интересно и красиво! Хоть и пустынно. Я говорю не только про отсутствие людей, но и природу, как-то головато там. Возникают ассоциации с кадрами из какой-то компьютерной игрой-шутером :)

Да, в Карабахе совсем другая природа. Сильно отличается от того, что видели до этого в путешествии.

Слышала, что стычки продолжались и 10 лет назад... Кстати, удивительно, что Вам разрешили снимать антенны воинских частей и сам город. Видимо, армяне очень либерально относятся к русским :)

Возможно это случалось в приграничных районах в зонах соприкосновения вооруженных сил сторон. Насчет антенн - я никого и не спрашивал, фотографии сделаны со стороны ущелья - там народу ни души... Что касается самого города, то насколько знаю, там никаких особых сложностей и запретов и нет - видел в интернете довольно много отчетов о путешествиях в Шуши.