?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Дорога из Армении в Грузию. Алаверди и монастырь Ахпат
uritsk


Попрощавшись с Дилижаном, мы поворачиваем на дорожной развилке направо и берем курс на соседний Ванадзор – третий по величине (после Еревана и Гюмри) город Армении, столицу Лорийской области.


Первая дорога в этих краях была построена в 70-х годах XIX века русскими солдатами Семеновского полка, несшего службу на Кавказе. Российская империя создавала форпосты, демонстрирующие Персии и Турции постоянное присутствие русских войск в этих, занятых по праву войны областях. Так на севере Восточной Армении появилось несколько военных поселений при штаб-квартирах полков, где осели и сосланные царским правительством русские молокане (молокане – это разновидность духовного христианства, преследовавшаяся в Российской империи). Так образовались поселения Семеновка, Саратовка, Фиолетово, Лермонтово и другие.

1. Дорога между Дилижаном и Ванадзором проходит через молоканские поселения Фиолетово и Лермонтово. Это два крупных русских молоканских села Армении населением более 1000 человек. Вот одно из них, Фиолетово, основанное в 1820 году ссыльными молоканами Тамбовской губернии.



2. Молокане до сих пор держатся очень обособленно, говорят в основном по-русски (хотя за многие годы жизни в Армении, естественно, знают и армянский язык), очень легко узнаваемы по характерной старой русской одежде и выглядят весьма колоритно (особенно в праздники, когда одеваются в парадные одежды). Молоканские селения также отличаются внешне от армянских.



Возле одного из крепких деревенских домов у дороги сидел очень колоритный старик с огромной окладистой бородой – Гагик спросил его, правильно ли мы едем (сначала по-армянски, потом по-русски). Дедушка что-то пробормотал в бороду, указал рукой в сторону Ванадзора и вновь погрузился в себя. Очень мне хотелось сфотографировать этого колоритного старика, поговорить с ним, но как-то неудобно было – чего лезть в душу к людям, да и ехать надо было…

3. Молоканские поля…



4. А на этой фотографии на заднем плане за деревней Фиолетово видна железнодорожная линия Дилижан – Раздан, уходящая в Памбакский (а также известный как Меградзорский и Иджеванский) тоннель.



Этот тоннель протяженностью 8311 метров насквозь пронзает Памбакский хребет и выходит за хребтом к Севану. Тоннель был открыт в 1985 году, а вскоре после открытия железная дорога в тоннеле была электрифицирована. Памбакский тоннель – самый длинный железнодорожный тоннель на Кавказе и второй по длине (после 15-километрового Северомуйского тоннеля на БАМе) – в странах СНГ. Этот тоннель должен был стать одним из ключевых железнодорожных объектов советского Закавказья – его пуск значительно сокращал путь из Еревана в другие республики, значительно улучшал транзитное железнодорожное движение через Армению. Но эксплуатировался он недолго – в конце 80-х, с началом армяно-азербайджанского конфликта, регулярное движение поездов через Памбакский тоннель прекратилось.

В настоящее время железнодорожная сеть Армении вообще переживает не лучшие времена – сейчас армянская железная дорога, долгое время являвшаяся одной из крупнейших транспортных транзитных артерий Закавказья (и обеспеченная соответствующей инфраструктурой), изолирована: границы с Азербайджаном (которые до сих представляют собой обоюдные многокилометровые ряды окопов и огневых точек) блокированы, а железнодорожное полотно на этих участках (пограничные участки Газах – Иджеван и Ерасх – Шарур) разобрано. Единственный международный выход нынешняя армянская железная дорога имеет на Грузию, но дальше опять-таки тупик – через грузинско-абхазскую границу железнодорожного движения давно нет, а грузинско-азербайджанская граница не пропускает армянские поезда и грузы. Так и остается железнодорожная сеть Армении изолированной, ограничиваясь парой поездов Ереван – Тбилиси и Ереван – Батуми, несколькими десятками четырехвагонных пригородных электричек по республике, да немногочисленными местными грузовыми перевозками.


5. Приближаемся к Ванадзору. Впереди нас неторопливо пылит старенький «РАФ». Путешествие на машине по Армении доставляет массу удовольствия – пожалуй, нигде за последнее время я не видел столько советских автораритетов! Тут вполне себе массово ездят и «Запорожцы», и «Рафики», и старые «Волги», и «Козлики», не говоря уж про «Жигули» разных мастей и моделей! В далеких селениях можно встретить и совсем уникальные экспонаты на ходу (вроде «Побед» или древних «Москвичей»)! А легендарный «Рафик» скорой помощи я не видел «живьем», наверное, с начала ну или середины 90-х. У нас в городах (особенно крупных) и «Жигули» то в потоке уже нечасто встретишь. А тут, глядя на всё это, порой возникает какая-то приятная ностальгия – по детству, наверное! :)



6. Ванадзор – крупный город, но мы проезжаем его транзитом. Пока ехали, сделал несколько «дежурных» снимков через лобовое стекло машины – вот, например, одна из центральных улиц Ванадзора. В советское время Ванадзор назывался Кироваканом, в то время он стал промышленным городом республиканского значения, и, кстати, довольно многие жители (в основном, кто постарше) до сих пор называют его по-старому.



7. А мы минуем Ванадзор и выходим на трассу, ведущую на север к грузинской границе. Трасса проходит ущельем вдоль реки Дебед, поэтому шоссе и «железка» идут тут параллельно друг другу. На трассе попадается много фур (армянских, грузинских, видел пару украинских и российских) – границы Армении с Турцией и Азербайджаном закрыты, поэтому сухопутная связь с внешним миром возможна лишь через Грузию (и дальше на Россию по Военно-Грузинской дороге через КПП Верхний Ларс) и через Иран (по пограничному мосту через Аракс в городе Мегри). Естественно, оба этих коридора сильно загружены транспортом.



8. Параллельно шоссе все время идет железка, перепрыгивающая с одного берега Дебеда на другой, пересекающая трассу мостами, укрывающаяся от отвесных скал тоннелями, защитными стенками и галереями. За железной дорогой (хоть по ней сейчас и ходит всего один поезд в день) следят – над головами промелькнула свежевыкрашенная ферма.



9. А эта яркая ажурная конструкция и вовсе рай для ценителей мостов и железнодорожного транспорта!



10.



11. Дорога от Ванадзора на Грузию и Алаверди необычайно живописна!



12. Вдали показались кварталы города Алаверди…



13. Въезжаем в город и делаем остановку… Алаверди расположен в Дебедском ущелье и подобен гигантской природной лестнице, нижняя часть которой покоится у дебедских волн, а верхняя - на вершине горы. В конце XIX века французские предприниматели приобрели здесь медные рудники и построили завод. В советское время Алаверди стал крупнейшим центром медно-химической промышленности, он и сегодня остается одним из флагманов промышленности Армении.



14. Мы отлично отобедали в одном небольшом кафе – люля с лавашом, овощи, зелень, соленья, необычайно вкусный грузинский лимонад, сто грамм под мясо для аппетита… Очень простая в принципе еда, никакие не рестораны, а очень-очень простые кафешки в селениях, и до чего вкусно!!! Я давно так вкусно не кушал, как тут в Армении! Кавказская кухня великолепна! А после обеда можно сделать и ещё небольшую остановку у придорожного магазина…



Сразу за Алаверди находится Ахпатский монастырский комплекс – один из выдающихся памятников средневековой Армении, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За один день мы побывали в трёх разных регионах Армении - на Севане (Гегаркуникская область), в монастырях Гошаванк и Агарцин (Тавушская область) и вот теперь находимся в Лорийской области. И везде своя природа – по красоте и богатству природы Лори является одним из самых ярких регионов Армении: тут и широкие хребты Лори Памбака, и Лорийское ущелье, и река Дебед, вдоль правого берега которой тянется пышная полоса могучих кипарисов, зарослей граната, миндаля, инжира и хурмы; и лесистые горы, давшие приют древним монастырям.

15.



16. От основной дороги до Ахпата по прямой – совсем недалеко, но на машине нужно поколесить изрядно. Ахпатский монастырь X века стоит на высоком скалистом плато и создавался в течение трёх столетий. Основная группа памятников Ахпата – небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин, крестово-купольная церковь Сурб Сион, главная церковь Сурб Ншан, книгохранилище, трапезная и колокольня.



17. До чего же красиво!!! А ласковое вечернее солнце озаряет мягким светом поросшее садами и кипарисами плато и окружающие его лесистые горы…



18.



19. Внутри монастырского комплекса…



20.



21.



22.



23. Один из десятков резных хачкаров Ахпатского монастыря…



24.



25.



26.



27.



28. На стене одного из монастырских зданий обнаружились солнечные часы. Да, вечереет – а нам еще предстоит долгая обратная дорога до Еревана… Еще немного погуляем, и пора по машинам…



29.



30.



31. На вершине соседней горы величественно возвышается какая-то древняя крепость… Сколько столетий она охраняет это ущелье?



32. На обратном пути мы почти не делали остановок: от Ахпата до Еревана - сто с лишним километров. Нам предстоял путь через Ванадзор, Спитак и перевал в районе горы Арагац, который Гагик очень хотел пройти засветло… Я единственно попросил остановиться, чтобы сфотографировать вот это здание из туфа в скалистой долине реки Дебед…



33. И еще небольшая остановка в пути… На Арагацкий перевал засветло уже всё равно не успеть… До Еревана еще далеко… Постепенно темнеет… Полной грудью вдыхаешь чистый воздух, любуешься вечерней дымкой гор… Уходит вдаль пустынная железная дорога…



34.



По пути нас попросили подвезти до Еревана женщину с какими-то тюками – пришлось потесниться в машине. Так и ехали остаток пути вчетвером, болтали о том о сём, успешно преодолели серпантин Арагацкого перевала и поздно вечером вернулись в Ереван. Первый день в Армении получился необычайно насыщенным и интересным, но главное путешествие было ещё впереди – завтра нам предстояло отправиться в долгий путь до Нагорного Карабаха – 300 километров в один конец. Это больше, чем сегодня весь кольцевой маршрут. Успеем ли? Получится ли хоть что-нибудь посмотреть или весь день уйдет только на дорогу? Я внутренне немного волновался, но Армен успокоил – завтра мы поедем с Варданом, а он водит пошустрее Гагика, да и дорога там получше. Погуляв еще на ночь по Еревану, полный эмоций и впечатлений я практически мгновенно уснул в гостинице, с нетерпением ожидая наступления завтрашнего дня…

К оглавлению >>>


  • 1
Ну, это в сущности ещё только-только начало путешествия - самые красивые красоты будут в следующих частях отчёта. :)))

Очень красиво :) А обратили внимание, что самой модной машиной в Армении является белая Нива?
Они ее ласково называют "джипом" :)
Фотографии замечательные, веет от них спокойствием, основательностью, веками и мудростью.
Хотелось бы когда-нибудь не галопом вот так, а хотя бы по паре деньков пожить в каждом из городов. Чтобы спокойно погулять, почувствовать атмосферу :)

Да, "Нив" там действительно много!
А насчет того, чтобы побыть подольше в каждом из мест - совершенно согласен. Но это уже в другом формате - неспеша поехать на пару недель, пожить в городах и селениях, побродить с рюкзаком по горам... Было бы здорово! Да и Армен, с которым я ездил, меня приглашал в следующий раз - в гости, основательно и на подольше. Посмотрим, может и получится. :))

Ну а эта поездка изначально задумывалась, как энтузиастско-обзорная - хотелось за очень короткий срок посмотреть как можно больше и получить общее представление об этих местах. В таких поездках тоже есть своя прелесть! :))

Да, полностью поддерживаю :) Я 3 года назад ездила в Армению именно для обзорной экскурсии. А теперь мечтаю о более основательной. Так что это мысли вслух :)

Армения у меня со снегом никак не ассоциировалась. Очень познавательно!

Ну так начало марта ведь - не лето. :)) А снега там было много только на Севане и на горных перевалах. В остальных местах снега практически нет. А в Карабахе совсем тепло было (об этом - позже). Ну и в целом надо признать - повезло с погодой...

Отличные фотографии...

  • 1