uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Москва – Южно-Сахалинск – Москва
uritsk


Я много летаю, часто на дальние дистанции, но даже среди длительных авиаперелетов полет из Москвы на Восток через всю Россию – это всегда нечто особенное, даже если у тебя таких полетов накопились десятки. Трудно сказать, в чем тут конкретно дело – а скорее всего имеет место целый комплекс факторов - и наглядное ощущение масштабов нашей огромной страны, чтобы пересечь которую на самолете с запада на восток нужно девять часов, и потрясающие панорамы Сибири, ежеминутно, сменяя друг друга, открывающиеся с борта, ну и какие-то личные пристрастия – я обожаю и Сибирь, и Дальний Восток, и каждый раз с удовольствием туда возвращаюсь. Ну а когда летишь у окошка, и погода хорошая – перелет Москва – Дальний Восток – это настоящий кайф!

А330 VP-BDD «А.Можайский» следует рейсом Москва – Южно-Сахалинск. В этот раз ночью что-то не спалось – послушал хорошую музыку, посмотрел фильм про Высоцкого, потом еще какой-то фильм, а тем временем и спать как-то расхотелось.

Полет проходил ослепительной звездной ночью – озаряемая мягким светом Луны и ярких звезд заснеженная сибирская земля фосфоресцирует внизу мягким белым цветом. Примерно на третий час полета проходим внизу нефтегазоносные районы Западной Сибири – Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой: куда ни глянь – повсюду средь сибирских снегов видны огни городов и месторождений, завораживающе смотрятся с высоты в ночи огнедышащие факелы.

Двигаемся дальше на Восток, пересекаем Енисей – его широкая и прямая как стрела лента четко видна в ночи среди снегов и бескрайней тайги.  Здесь уже другой контраст: сверху – ослепительные Луна и звезды, а под тобой – на многие сотни километров – заснеженная ночная тайга, и ни одного огонька, ни одного даже самого малого посёлочка, ни одного признака человека. Я помню, как поражало осознание этой бескрайности на борту теплохода, идущего летом по Енисею – но, пожалуй, еще сильнее это чувствуется на борту самолета, летящего звездной ночью среди залитых лунным светом безжизненных морозных ледяных просторов Восточной Сибири, пронизанных каленым холодом…

Полет давно перевалил за свой экватор… За окном все так же темно, но стюардессы уже начинают деловито готовиться к завтраку, а самолет берет чуть южнее – под фюзеляжем средь Сибири видны огни Ленска, потом – Нерюнгри. Примерно в 8 утра по местному времени слева по борту проходим Комсомольск-на-Амуре – с высоты 10 километров отлично видны его ярко освещенные широкие проспекты, по которым уже едут первые утренние автобусы и трамваи; прямоугольные, как по линейке расчерченные кварталы, многочисленные промышленные предприятия, огни многоэтажек. Комсомольск-на-Амуре – классный город! Возможно он сейчас несколько обветшал по сравнению с советским временем, но все равно это молодой, до сих пор овеянный романтикой 70-х, город.

1. Начинает светать… До Южно-Сахалинска остался один час лета. Самолет приближается к Татарскому проливу, отделяющему Сахалин от материка. Внизу видны огни города и крупного порта Советская Гавань, одного из райцентров Хабаровского края, расположенного недалеко от поселка Ванино, с которого отправляются паромы на Сахалин.



2. Внизу – огни Советской Гавани.



3. Пересекаем Татарский пролив, западная часть которого покрыта льдинами.



4. Аэробус уже идет над Сахалином. Ярко освещены утренним солнцем макушки сопок…



5. Два года назад наш 767-й лихо заходил на посадку прямо с севера, сейчас же А330 заходит в Хомутово по более хитрой и длинной траектории, с юга. Делаем поворот над заливом Анива, разворачиваемся и уже потом заходим на посадку в Южный…



6.



7.



8.



9. Садимся, энергично тормозим, взметая позади себя тучи снега.



10. Полет Москва – Южно-Сахалинск закончен.



Путь на Сахалин прошел на борту аэробуса, носящего имя А.Можайского, на обратную же дорогу пришел VP-BDE «Л.Канторович». Любопытно то, что «Можайский» и «Канторович» на данный момент – два самых новых А330 «Аэрофлота»: первый пришел с завода в октябре, второй – в конце ноября 2012 года. Таким образом, мне с разницей всего в 4 дня довелось на маршруте Москва – Южно-Сахалинск – Москва полетать на двух самых новых аэрофлотовских А330-х.

11. Итак - аэробус «Л.Канторович», взлет из аэропорта Хомутово – внизу как на ладони виден центр Южно-Сахалинска и горнолыжная трасса, на которой я только вчера вечером катался. :)



12. Проходим над сопками…



13. И прощаемся с Сахалином. Дальше путь пойдет через Татарский пролив.



14. А в небе над Татарским проливом мы не одни! :)



15. Ледовые поля западной части пролива…



16. Над Хабаровским краем облачно. Земля открылась снова лишь в Якутии – внизу хорошо виден Нерюнгри и одноименная железнодорожная станция Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.



17.



18. С самолета как на ладони предстает огромный угольный карьер Нерюнгри.



19. Следуем далее над просторами Якутии.



20. Широкая река внизу – это Олёкма, один из самых крупных и полноводных притоков Лены:



21. Олёкма принимает один из многочисленных своих притоков:



22. До чего красивы сибирские реки! Под нами – излучины реки Токко:



23.



24. А это река Чара, крупный левый приток Олёкмы…



25. Наконец справа по борту появляется широкая лента Лены. Самолет довольно долго следует параллельно великой Сибирской реке…



26. Самолет следует вдоль среднего течения Лены, которая на этом участке принимает свой довольно крупный левый приток реку Нюю.



27.



28. Наконец мы прощаемся с Леной – внизу, почти под фюзеляжем виден Ленск – один из крупнейших городов на берегу реки, речные ворота Мирного и алмазных месторождений Якутии.



29. От Ленска на север уходит множество дорог и зимников – опять-таки по направлению к алмазодобывающему району.



30. География Восточной Сибири – это во многом география её рек, которые с борта самолета служат отличными ориентирами и позволяют немножко подкованному в географии пассажиру порой просто визуально определять, где мы пролетаем. Внизу видно замерзшее водное пространство громадного Вилюйского водохранилища, одного из крупнейших искусственных водоемов Восточной Сибири, образованного Вилюйской ГЭС на притоке Лены Вилюе. Вилюйская ГЭС, состоящая из двух комплексов (Вилюйская ГЭС I и II) была создана в 1960-1978 годах и позволила начать масштабные разработки алмазов в Якутии.



31. Итак, под нами – Вилюйское водохранилище.



32.



33.



34. Покидаем бассейн реки Лены. Очень красиво с самолета смотрятся заснеженные плоскогорья Эвенкии!



35. В ушах играет один из последних альбомов Roxette, идет пятый час полета. С нетерпением жду Енисея… А вот и предвестник скорого его появления – река Нижняя Тунгуска, один из крупнейших притоков Енисея и главная река Эвенкии. Это очень мощная река!



36.



37. Нижняя Тунгуска уходит на север, потом поворачивает на Запад и далеко-далеко, на самом горизонте встречается с широким как море Енисеем. С борта самолета вдалеке видна их стрелка, на которой находится Туруханск, один из старейших населенных пунктов Красноярского края. На стрелке Енисея и Нижней Тунгуски хорошо виден крупный остров Монастырский, а ниже впадения Тунгуски Енисей поворачивает налево и делает большую петлю.



38. Пересекаем Енисей выше Туруханска в районе устья относительно небольшой по сибирским меркам реки Сухая Тунгуска (в бассейне Енисея много Тунгусок – Нижняя, Подкаменная, Сухая, Верхней Тунгуской в старину называли Ангару)



Я хорошо для неместного знаю эти места, а в 2008 году мы с друзьями совершили путешествие по Енисею на теплоходе от Красноярска до Дудинки. На этом участке Енисей суров! Прямой как стрела, окруженный непроходимой тайгой несет он свои воды строго на Север. Ширина русла достигает тут 3-4 километров, часто, когда стоишь на палубе теплохода, не видно берегов. Но тут живут счастливые люди! Именно так называется замечательный документальный фильм, снятый про жизнь охотников-промысловиков из поселка Бахта, недалеко от которого мы сейчас пролетаем. Потрясающий, очень сильный и красивый фильм, в котором к тому же очень интересно показана жизнь простых людей на Енисее, великой сибирской реке.

39. Но я увлекся – самолет пересекает широкую ленту Енисея чуть южнее Туруханска:



40. А на прощанье с Енисеем давайте еще раз посмотрим на видимую вдалеке стрелку этой могучей реки и его одного из крупнейших притоков – Нижней Тунгуски.



41. Миновав Енисей, можно на часок отвлечься от окошка и, скажем, посмотреть фильм из цикла «Чудеса инженерии» про историю ледокольного флота и арктический танкер «Тимофей Гуженко», ориентированный на доставку нефти с заполярного Варандейского месторождения. А ведь мы сейчас летим относительно недалеко от этих мест – до Варандея, конечно, далековато, но другие нефтегазовые районы Западной Сибири совсем рядом.



42.



43. Справа на горизонте показались очертания Обской губы…



44. Наконец, самолет пересекает и саму могучую Обь, которая на участке своего нижнего течения дробится на множество рукавов и проток, хитросплетение которых особенно наглядно видно именно с воздуха…



45.



46.



47. И снова заснеженные просторы Сибири



48. Над Полярным Уралом было облачно, но затем снова распогодилось – внизу видна заключительная крупная река на нашем пути – Печора.



49. Поселок и зимник через реку.



50.



Вскоре после Печоры над центральной частью Европейской России землю внизу опять заволокло, самолет все ближе к Москве, 9-часовое путешествие через нашу огромную страну заканчивается. Полет из Москвы на Дальний Восток – это всегда нечто особенное, и очередные два полета снова подтвердили это.

Зима на Южном Сахалине >>>


  • 1
Да уж, интересное путешествие! Да и еще на новом самолете! А нет ли фото салона? Так, для общей информации...

У "Аэрофлота" практически все самолеты сейчас новые. В этот раз в салоне не снимал - вот фото салона аналогичных А330-300 2012 года выпуска "И.Франк" и "Л.Яшин" с сайта Airliners.net





Спасибо! Кажется мы тоже на таких летали. Их отличительная особенность: кожанный салон. Хотел спросить еще: экран, как и прежде, несенсорный и его разлешение не очень высокое?

Ну, кресла кожаные, а сам салон - пластик вроде. Экран несенсорный, управляется пультом, встроенным в спинку. Словом, все то же самое, что и на более ранних аэрофлотовских А330-200 и А330-300, 2008-2009 годов выпуска, на которых летал (Светланов, Высоцкий, Грибоедов, Маяковский)

Да, именно на таких полетах и понимаешь, как велика наша Родина)

О черт, там мой дом на фото :)

Это на фото 11, где взлет из Южно-Сахалинска и виден центр города? :))

Прямо захотелось повторить маршрут, припасть к иллюминатору :)) Как там... широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек :)) И конечно поражает широта географических познаний рассказчика! Это у тебя в голове столь подробная карта? Лучше любого навигатора! :))

В большинстве современных дальнемагистральных самолетов на индивидуальном экране в спинке впереди стоящего кресла показывают маршрут, и где сейчас находишься. Ну а зная глобальное положение, сориентироваться и разобраться в частностях очень просто. Особенно, когда в значительной части мест, которые пролетаешь, ты уже бывал. :)

Впрочем, иногда бывает и интереснее. Например, когда летал в Сибирь и на Дальний Восток на Ту-154, Ил-62, Ил-96, старых 767-х Боингах без индивидуальных телевизоров, приходилось самому ориентироваться и по известным характерным местам угадывать местоположение. Очень интересно! Наглядный урок географии! :))

Ну а вообще можно и просто свою GPS-ку на борт взять. :))

Ага, погода благоприятствовала - бОльшая часть интересных мест была свободна от облачности. А заблаговременно зарезервированное место у окошка по правому борту на обратный путь позволило увидеть много нового, что не доводилось видеть с воздуха во время предыдущих полетов на Восток.

Шикарно. Мне, помнится, однажды крупно повезло, когда траектория шла чуть севернее, и были прекрасно видны Путораны и Норильск - чёрная клякса на белых просторах.

Да, бывает на Дальний Восток трасса и севернее проходит - особенно когда летишь на Камчатку или в Магадан...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account