?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Кругобайкальская железная дорога. Часть 1
uritsk
Кругобайкальская железная дорога – уникальный памятник инженерного зодчества. 17 марта 1891 года царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, к 1900-му году было открыто железнодорожное сообщение Петербург – Иркутск и ст. Мысовой – Владивосток. Оставалось связать эти два отрезка воедино и замкнуть таким образом железную дорогу через всю Россию. Первым участком дороги вокруг Байкала стал построенный в 1896-1899 гг. отрезок Иркутск – порт Байкал, прошедший по узкой долине Ангары вдоль левого её берега до истока реки из озера. Самым трудным и самым дорогим был 84-километровый участок дороги, проходивший вдоль скалистого западного берега Байкала от порта Байкал до станции Култук. Его строительство началось в 1902 году, а уже в 1904-м от Слюдянки до станции Байкал прошёл первый поезд с министром путей сообщения князем Хилковым, после чего на железной дороге было открыто временное движение. С тех времён Кругобайкальскую железную дорогу стали называть «Золотой пряжкой Транссиба».

Изображение


Вскоре после открытия первого пути начались разработки и изыскания по строительству второго железнодорожного пути. Интересно, что альтернативой сооружению второй колеи служил вариант усиления паромной переправы через Байкал. Но в итоге предпочтение отдали железной дороге, так как строительство второго пути к тому времени значительно упрощалось - уже не представляла сложности доставка материалов и рабочих, кроме того, работы можно было проводить без прекращения движения поездов. Таким образом, к 1915-му году самый дорогой и сложный железнодорожный участок России стал двухпутным.

Во время гражданской войны КБЖД стала местом активных боёв, а в середине 20 столетия произошли события, которые коренным образом повлияли на судьбу Кругобайкалки. В начале 50-х годов на Ангаре началось строительство Иркутской ГЭС, плотина которой образовала Иркутское водохранилище, которое затопило участок Ангары от Иркутска до Байкала. Незадолго до этого, в 1947-1949 годах, была открыта новая железная дорога от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато – к тому времени на смену дымящим паровозам пришли мощные тепловозы и электровозы, которые уже без труда преодолевали затяжные и крутые горные подъёмы. До 1956 года старый участок Иркутск – порт Байкал существовал как резервный ход Транссиба, а в 1956 году перед наполнением водохранилища был разобран и в том же году затоплен Иркутским морем.

Таким образом, в 1956 году железнодорожный участок вдоль Ангары от Иркутска до Байкала навсегда скрылся под водой, поезда от Иркутска до Слюдянки пошли по новому пути, а участок старой КБЖД от Слюдянки до порта Байкал стал тупиковым, потеряв стратегическое и экономическое значение. С мостов и тоннелей сняли охрану, стали уезжать люди, дома, как правило, пускали на дрова или вывозили на другие участки дороги. Разобрали один путь, оставив только узкоколейку. Разъезды сохранили только на станциях Байкал, Маритуй и Култук. Ну а участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Мысовой остался магистральным в составе Транссиба.

Для наглядности приведу карту:

Изображение

Итак, западный, наиболее интересный, участок КБЖД в 50-х годах стал практически заброшенным. Но с 1970-х годов начался новый этап в истории Старой дороги – её облюбовали туристы из Иркутска и области, со всей страны и из-за рубежа, и их приток с каждым годом возрастает. В 1990-е годы здесь появились первые базы отдыха, стали ходить специальные туристические поезда.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога, западная её часть от станции Байкал до Слюдянки – это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник. Это замечательное место, где удивительным образом, благодаря таланту и трудовому подвигу создателей Кругобайкалки, инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписались в суровый и одновременно ранимый байкальский ландшафт.

Уникальность места заключается ещё и в том, что таким огромным количеством рукотворных сооружений, как на КБЖД, не обладает ни одна железная дорога во всей России. На участке порт Байкал – Култук на протяжении всего 85 километров сохранились практически без утрат памятники инженерного искусства вековой давности – 39 тоннелей и 16 отдельно стоящих галерей, около 470 водопропускных сооружений – виадуков, мостов, труб; порядка 280 комплексов отдельных подпорных стенок различного назначения. Не менее интересны и памятники архитектуры – станционные, жилые и путевые постройки. И всё это – на фоне впечатляющих своей мощью мысов и утёсов, обнажённых при строительстве дороги скальников, живописных долин рек. Особое место на КБЖД и прилегающих к ней территориях занимают памятники геологии, флора и фауна.

Итак, ранним утром мы покинули нашу базу в Листвянке и направились на паром, чтобы переправиться через исток Ангары и на левом её берегу на станции Байкал отправиться в интереснейшее железнодорожное путешествие. Я с нетерпением ждал этого момента! Нам предстоит переправиться через исток Ангары на теплоходе «Бабушкин». Большая часть пассажиров парома – туристы, отправляющиеся на Кругобайкалку.

Изображение

На первую ходку «Бабушкина» мы не успели – ничего: будет и второй рейс. А пока полюбуемся Байкалом в районе Листвянки. Погода пасмурная, но от этого седой Байкал кажется ещё более величественным:

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и снова «Бабушкин». Пора в мини-круиз!

Изображение

Изображение

Изображение

С правого борта минуем исток Ангары. Борт теплохода ощетинился объективами фотокамер.

Изображение

Изображение

На противоположном левом берегу истока расположен порт Байкал и тупиковая железнодорожная станция, откуда начнется наше путешествие по Кругобайкалке.

Изображение

Изображение

Изображение

До создания в 1956 году Иркутского водохранилища и затопления долины Ангары от Иркутска до Байкала великая Транссибирская магистраль проходила вдоль левого берега Ангары. Теперь – ветка заканчивается в порту Байкал, а далее железнодорожная насыпь незаметно уходит в воды Ангары, уровень которой поднят Иркутской ГЭС. Порт Байкал был в своё время крупнейшим грузовым портом на Байкале – и во времена, когда до создания Иркутской ГЭС, здесь проходила Транссибирская железная дорога, и позднее, в советское время, когда по Байкалу существовали очень оживлённые грузоперевозки (одним из основных грузов в 70-80-е годы были материалы для строящейся на Северном Байкале Байкало-Амурской магистрали, возводимого города Северобайкальска и других новых посёлков). Сейчас в порту Байкал можно наблюдать несколько старых буксиров, небольшие катера, вспомогательные суда и крупный круизный флот Байкала – теплоходы «Зайсан», «Империя», «Николай Ерощенко». Сегодня в порту стоит только «Зайсан», но и остальные теплоходы на Байкале мы ещё увидим.

Изображение

Изображение

Изображение

Старый маяк порта Байкал:

Изображение

«Комета-15». На ней мне ещё предстоит совершить большое интересное путешествие:

Изображение

Старый флот:

Изображение

Заросшие травой железнодорожные рельсы, ведущие к пристани, напоминают о тех далёких временах, когда здесь проходил Транссиб, и порт Байкал был одним из самых оживлённых транспортных узлов Байкала. Кстати, станция и порт Байкал играли важную роль и до открытия движения по Кругобайкалке – тогда это была конечная станция линии из Иркутска, и отсюда на противоположный берег озера-моря отправлялись знаменитые паромы «Байкал» и «Ангара».

Изображение

Станция «Байкал» проходившей здесь до 1956 года Транссибирской магистрали, а теперь – памятник истории:

Изображение

Между тем, нам пора на поезд – по старым железнодорожным шпалам некогда оживлённой станции идём на туристический перрон, у которого стоит, запряжённая тепловозом, туристическая электричка:

Изображение

Изображение

Железнодорожному вокзалу станции «Байкал» сейчас вернули исторический облик начала 20 века:

Изображение

Изображение

По Кругобайкалке можно совершить путешествие несколькими способами, но одним из самых популярных является туристическая электричка, в салоне которой мы и расположились в ожидании интересного путешествия.

Изображение

Нам повезло – сувенирный киоск и кафе-бар оказались прямо в нашем вагоне.

Изображение

Тепловоз даёт гудок, и электричка отправляется. По вагонной трансляции звучит путевая информация, на двух больших мониторах показывают видеоматериалы, а за окном не спеша сменяют друг друга живописные пейзажи. Поезд идёт медленно, около 20 километров в час, и из окошка можно обстоятельно всё рассмотреть.

Когда здесь проходил Транссиб, дорога была двухпутной, когда трасса стала тупиковой, движение осуществляется только по одному пути, тому, что ближе к берегу Байкала (это более новый путь, движение по которому открыли в 1915 году). А инженерные сооружения первого, более старого пути (открытого в 1904 году) можно видеть из окошка. Вот – небольшой мостик-фермочка пролётом 12 саженей, типовая для КБЖД конструкция.

Изображение

Во время следования Кругобайкальский экспресс делает остановки в наиболее интересных и живописных местах заповедной железной дороги. Первая из них – станция Хвойная.

Станция возникла в первый период освоения и имела стандартный набор необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. В период строительства второго пути пассажирское здание переместили на 150 метров, расширили перроны. Хвойная – единственная из станций, которые после превращения участка в тупиковый ликвидировали. До наших дней остались немногочисленные постройки того времени – каменное водоподъёмное здание с трубой, фундаменты утраченных построек да вековые тополя. Неподалёку отсюда разместилась база отдыха «Хвойная» Восточно-Сибирской железной дороги.

Остановка на станции Хвойная. Туристы разбрелись по шпалам.

Изображение

Изображение

Резервуар для воды начала 20 века:

Изображение

Станция Хвойная – единственная, ликвидированная на Кругобайкалке после прекращения транзитного движения:

Изображение

На берегу Байкала:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Водоподъемное здание начала 20 века:

Изображение

Каменная подпорная стенка и лестница к резервуару для воды:

Изображение

Звучит команда «По вагонам!»:

Изображение

Машинист в кабине электрички:

Изображение

Преодолев около 3 километров, делаем остановку у небольшого посёлка Шумиха. Здесь на небольшом отрезке сгруппирован целый ряд достопримечательностей – Шумихинский мыс с живописной бухтой, долина рек Большая и Малая Шумиха, протяжённый тоннель, две галереи, парные металлический мост и железобетонный виадук, а кроме этого – несколько подпорных стенок, самая известная из которых – так называемая «Итальянская», возведённая наёмными итальянскими строителями. Специалисты из Италии приняли активное участие в строительстве Кругобайкальской железной дороги, их руками здесь построено немало объектов. Об этом даже написана книга, которую можно купить в сувенирном киоске.

Посёлок Шумиха:

Изображение

Покидаем вагон поезда и устремляемся пешком через тоннель первого пути. Сейчас тут нет рельсов, но закопченные стены и свод до сих пор напоминают о тех временах, когда мощные паровозы водили здесь гружёные поезда.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Второй, более новый путь, был проложен в обход скального массива, без тоннеля.

Изображение

Байкал!

Изображение

Идём вперёд по живописному берегу.

Изображение

Изображение

Изображение

Переходим мост:

Изображение

Изображение

В это время сзади из-за поворота, приветливо гудя, появляется, ведомая тепловозом, наша электричка.

Изображение

Изображение

Пропускаем поезд:

Изображение

Электричка нас хоть и обогнала, но не сбежала – Кругобайкальский экспресс поджидал туристов возле знаменитой «Итальянской» подпорной стенки, одного из символов КБЖД.

Изображение

Продолжаем железнодорожную прогулку:

Изображение

Следующая остановка поезда – более длительная: у посёлка Половинный предусмотрена длительная часовая стоянка. Это одно из красивейших мест на КБЖД, где гармонично сочетаются природные и инженерные достопримечательности.

Поезд остановился прямо за порталом самого длинного на КБЖД совершенно прямого тоннеля (тоннель N12, «Половинный») протяжённостью 778, 4 м.

Изображение

Обед на берегу живописной бухты:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В долине крупной реки Половинной находится тихий посёлок железнодорожников.

Изображение

Мыс Половинный:

Изображение

Железная дорога пересекает крупную реку по двум мостам. Парные металлический мост первого пути, представляющий собой клёпаную ферму с ездой понизу, и железобетонный виадук второго пути – самые длинные на заповедном западной участке Кругобайкальской железной дороги (30 саженей или 64 метра). Пролёт большей длины был лишь у фермы Берёзового моста через бухту Берёзовая (58 саженей). Но эта ферма из-за неблагоприятных геологических условий вскоре после открытия движения в начале 20 века была перенесена на другой объект, а движение в районе бухты Берёзовая пустили через тоннель.

Изображение

Изображение

Изображение

Уникальная, сохранившаяся до наших дней в отличном состоянии царская ферма – прекрасный памятник инженерного искусства начала 20 века!

Изображение

Возле фермы находится ещё один раритет – старинный паровоз:

Изображение

По соседству с самыми длинными на КБЖД мостами и тоннелем расположен тоннель N13. Это наоборот, самый короткий тоннель на участке, всего 29,8 м. Он проходит под Чайкиным утёсом, на крутых склонах которого расположился птичий базар.

Изображение

Изображение

Изображение

До чего же тут красиво!

Изображение

Изображение

Изображение

Кругобайкальская железная дорога. Часть 2 >>

К оглавлению >>>


  • 1
На старинных картах 18 века, Байкал называется МОРЕМ! БАЙКАЛЬСКОЕ МОРЕ! Отличная статья! Слава фотографу и исследователю нашего славного прошлого!

Надо поставить памятник тому человеку, которому пришла в голову идея - сделать КБ ж.д. туристским объектом. Иначе она бы уже давно прекратила своё существование.

Паровоз - памятник на КБ-ж.д. не старинный, а современный. Точнее - памятник периода Великой Отечественной войны. Это паровоз серии Еа (Американка). Поставлялся в нашу страну во время войны из США по Ленд-Лизу. Эксплуатировался почти до наших дней. Довольно выносливый. Хорошо себя зарекомендовал у машинистов, они про него говорили: "Аш сгорбатиться, но тянет".

А я там с рюкзаком многое исходил, ну иркутскому жителю это несколько проще конечно,. Первый раз в 13 лет один! поехал, чтобы со старшим братом встреться на Половине, у нас Половинную называют Половиной. Ну не хитрое дело на электричке с Иркутска доехать до Землячной и спуститься на Култук, чуть больше километра, правда с крутой горки, потом сеть на мотаню и вперёд по кругобойкалке. Мотаня местный поезд (ни фига не туристкий), ходит раз в сутки, днём из Слюдянки на порт, ночью с порта Байкала.
И тут мне повезло, за день до моего приезда где-то сход камня произошёл и пути завалило, соответственно мотани я не дождался и потопал пешком, не назад же в Иркутск ехать в конце концов. Километров 20-25, а может и все 30 одолел. Но страху натерпелся в тоннелях, особенно когда выхода не видно (света в конце тоннеля, изгибается падла), подогреваемого байками, что померших каторжан, кои строили тоннели, замуровывали прямо здесь в стенах, что бы не заморачиваться с перемещением трупов.
Но и на красот насмотрелся на открытом пространстве, можно сказать руками пощупал, я был поражён как можно в начале ХХ века такое величественное построить в далёкой Сибири. Спасибо Александру III, у нас даже памятник ему стоит.
Закончилось не плохо, на путях меня нагнала мотодрезина с путейцами, подвезли до Половины, где брат уже все волосы из попы выдернул в ожидании)))

Мне понравилось. Был несколько времение назад спор с одним индивидом - я ему говорю - "трансиб построен при царе!", а он мне обратное. Но в целом просто хотел выразить почтение за повествование.

Спасибо за интересный репортаж! Пару месяцев назад вернулись из тех краев, как будто снова проехала по этому маршруту.

Приятные воспоминания о прошлогодней поездке! Ох и всплеск адреналина же тогда был! Ехали втроем на мотане со Слюдянки в Потр Байкал. И почти посередине пути, когда ожидалась долгая стоянка из-за выгрузки тяжелого груза, моему молодому человеку приспичило выйти покурить. А электричка уехала, оставив и наполовину выгруженный груз, и проводницу и моего милого. Мы с 13-летней племянницей вышли через пару остановок на станции Маритуй, оставив тяжеленные сумки в электричке (какое-то время до выхода потребовалось, чтобы понять весь ужас ситуации и хотя бы приблизительно принять решение, что делать). После первой паники я решила, что для начала нам всем нужно найти друг друга и вместе думать дальше. Довольно-таки быстро воссоединились. Нашего потеряшку до Маритуя к нам подвез хороший парень на скутере. И вот стоим мы на пустой станции, перед нами Байкал, скалы, в обратную сторону, как нам сказали 39 км, а вперед - 47. И все бы ничего, ведь не безводная же пустыня в конце-то концов, но все дело в том, что с утра у нас теплоход из Листвянки на о.Ольхон с дорогущими билетами. И к отплытию парохода никак не успеть. Скажу, что справились, успели! Помогли выше упоминаемые люди на мотодрезине. Поездка была сногсшибательная! Все удовольствия от просмотра туннелей, включая капающую за шиворот воду. Это было незабываемо!

Edited at 2018-08-06 04:10 am (UTC)

А мне повезло. После студенчества, пока были не обременены детьми и должностями, с друзьями нашли 5 дней и прошли КБЖД полностью. Это счастье! Ещё и с погодой повезло, Байкал только раз ночью пролил дождём, а так было солнечно и тепло. До сих пор помню, что жутко страдали без сладкого, т.к. ни магазинчиков, ни киосков по дороге не было, а конфет никто не догадался взять. Все мысли были только о сладком)) И помню, как загорела только с одной стороны, т.к. всё время идёшь в одну сторону, а другая была в темноте.
А вот фото было мало, цифровые камеры недавно появились, и была такая только у меня, но памяти на ней было чуть ли не 128 Мб. Фотографии остались только тоннелей, да немного нас всех пофотографировала.
Эхх, такого счастья теперь не скоро удастся повторить, искренне завидую всем молодым, да свободным.

Всё замечательно, но есть одна неточность: узкоколейки на КБЖД никогда не было. Пожалуйста, исправьте.

  • 1