uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Кюсюр. Чекуровские щёки. «Ленская труба»
uritsk



За ночь теплоход продвинулся еще на 200 километров на Север. Вдали по курсу показались горные массивы, простиравшиеся вдоль горизонта насколько хватало глаз; берега могучей реки стали значительно выше, русло сузилось. Мы приближались, пожалуй, к самому удивительному участку Лены в нижнем её течении. Около полудня теплоход подошёл к Кюсюру – довольно крупному посёлку рыбаков, промышленников и оленеводов.



Изначально поселение было на противоположном, левом, берегу реки и называлось Булун. Булун был основан в 1805 году жителями Жиганска, бежавшими вниз по Лене, по-видимому от эпидемии оспы, однако с начала 20 века люди стали постепенно переселяться на правый берег, где и возник Кюсюр, к середине 20 века ставший крупным посёлком. Булун же наоборот постепенно потерял своё значение, и с 1959 года стал полностью заброшен. В Кюсюре сегодня расположены пристань, школа, Дом Культуры и другие учреждения.

Кюсюр находится в самом начале удивительного приустьевого участка Лены. Здесь долина реки значительно суживается и во время ледохода течением на берег выносится могучий ледяной вал, достигающий высоты нескольких метров. Швартовка в Кюсюре необычайно интересна. Как вы уже, наверное, заметили, на нашем пути по Лене практически нигде нет оборудованных дебаркадеров, и теплоход на стоянках просто подходит к берегу, присаживаясь носом на грунт, а швартовыми закрепляясь за береговые скалы, крупные деревья или специально заготовленные анкеры. В Кюсюре же один из канатов крепится к... местному трактору, который каждый раз к прибытию теплохода, лениво тарахтя, прикатывается откуда-то из посёлка.

Техника на грани фантастики!







Небольшое костюмированное представление:



Местные собаки – огромные матёрые лайки с необычайно мощным подшёрстком. Несмотря на грозный вид, они очень добры, преданны людям и являются полноправными жителями посёлка.







Кюсюр – необычайно удалённый северный посёлок, практически отрезанный от Большой Земли. Лишь могучая Лена связывает его с внешним миром: одежда, топливо, медикаменты – всё привозится сюда за короткую летнюю навигацию. В ходе прогулки по Кюсюру эта удалённость от внешнего мира, безусловно, чувствуется.

Необычный памятник на берегу



Рыбацкая лодка.



Детишки.



Одиночество...



"Капитан Шандровский" (тип "Сибирский") направляется вверх по Лене.



Сегодня в клубе КВН и дискотека.



Котельная



Магазин:



На одной из улиц посёлка...





Школа.



А это красивое здание - новый спортзал:



Дизельная электростанция, снабжающая посёлок электроэнергией.



На берегу...



Танкер "Советская Якутия" (тип "Волгонефть") привез в Кюсюр топливо.



Местные приносят к теплоходу рыбу, ягоды (очень вкусная морошка!), а также разные сувениры. Перед самым отправлением селяне приволокли к берегу мешок, в котором оказались две пары шикарных оленьих рогов, быстро ставшие памятными сувенирами путешественников...



Местные ребята



В 17-00 «Светлов», доселе крепко удерживаемый трактором, покинул Кюсюр и направился в дальнейший путь по Лене... Курс на Север!







Нам предстоит финишная прямая – сначала 214 километров до начала дельты сквозь скалы Верхоянского хребта, а потом ещё 175 километров по Быковской протоке и заливу Неёлова до далёкого Тикси – крайней точки нашего пути. Ниже Кюсюра Лена пересекает границу лесной растительности – далее к северу по берегам встречаются лишь низкорослые деревья, а со временем исчезают и они. Погода поменялась. Если ещё вчера мы наслаждались 30 градусной жарой, загорая на палубах, то сегодня суровый Север предстал во всей своей красе – пронизывающий ветер, кое-где снег по берегам.



Здесь, вблизи самого устья, перед могучей Леной предстаёт необычайно мощная преграда - долина реки пересекает западную ветвь Верхоянского Хребта. Гигантская река, достигавшая до этого порой 10 километровой ширины, сужается тут до 2 километров и, собрав всю мощь, прорывается на Север между скалами. Вскоре после Кюсюра долина реки делает крутой поворот, который поначалу незаметен с теплохода – кажется, что впереди тупик, и река устремляет свои воды прямо в горный хребет!







Зажатая справа огромным Хараулахским хребтом, самый высокий пик которого достигает 994 метров, а слева – кряжем Чекановского (высота – до 496 метров), Лена делает несколько крутых поворотов, называемых Чекуровскими щёками. Здесь, у посёлка Чекуровка, ширина реки (которая по водности равна здесь 2,5 Волгам) достигает всего 1600 метров – тут, перед самым устьем находится едва ли не самое узкое место на реке! И одно из самых глубоких – свыше 25 метров! Здесь и далее на протяжении практически 100 километров Лена с обеих сторон сжата скальными массивами – отвесные скалистые берега высотой до 400 метров как бы нависают над водой. Ширина русла на этом участке не превышает 2,5 километров, что только подчёркивает мощь и размеры утёсов. Этот удивительный участок Лены называется «Ленской трубой».

Проходим Чекуровские щёки.







Фантастика!!! А какое потрясающее освещение!







Здесь, в горах, в 50-х годах потерпел крушение самолёт, обломки которого чётко различимы на скальных утёсах до сих пор...



Лена пересекает горы. Река течёт здесь одним руслом в пустынной и необычайно суровой местности. До чего же красиво!



Село Чекуровка. Здесь ширина огромной реки составляет всего 1600 метров!







Этот холм называют "гора-подводная лодка". Своими очертаниями он якобы напоминает рубку субмарины. Ну в общем действительно что-то есть.



Какое удивительное освещение!!!





"Ленская труба". Суровые горы, рассеянный свет, облака... На Север, сквозь горы к Ледовитому Океану!



















Именно здесь, в «Ленской Трубе», в своё время планировалось построить Нижнеленскую ГЭС – гидроэлектростанцию, равной которой не было (и сейчас нет) нигде в мире!  Ленский каскад гидроэлектростанций должен был стать самым мощным В СССР. Реально в жизнь воплотились лишь сравнительно небольшие Вилюйская и Мамаканская плотины (на притоке Лене Вилюе и притоке Витима Мамакане соответственно), но проект "покорения" Лены был действительно грандиозным!!!

Гидротехники предложили сразу несколько вариантов создания каскада гидроузлов на Лене. По одному из них намечалось строительство четырех ГЭС - Киренской, Жедайской, Якутской и Нижнеленской. По осторожным подсчетам специалистов, они могли вырабатывать в год до 150 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Мощность только одной Жедайской ГЭС могла составить 5 миллионов киловатт, то есть быть равной по мощности Братской ГЭС на Ангаре. По другому варианту намечалось строительство тех же станций, кроме Якутской (вместо нее проектировалась Олекминская ГЭС). Третий, и, по мнению специалистов, наиболее приемлемый вариант создания каскада Ленских ГЭС, предполагал строительство четырех гидростанций на самой Лене и одной - Шороховской - на реке Киренге. Проектировщиками были рассмотрены также варианты строительства 7 и 9 гидростанций на Лене, 5 из которых намечалось возвести выше Якутска.

На этой картинке приведены возможные створы строительства плотин на Лене:



Нижнеленская ГЭС. Если на верхней и средней Лене существовало несколько вариантов расположения гидроузлов, то применительно к нижнему течению реки от Якутска до Тикси (1694 км, которые мы как раз преодолели на "Михаиле Светлове" ) всё было предельно ясно - решено было построить одну огромную Нижнеленскую ГЭС перед самым впадением реки в море Лаптевых - в узком месте, где гигантская сибирская река, продираясь между подступающих с двух сторон хребтов, сужается до двух километров - т.н. Ленская "труба". Образовавшееся выше плотины водохранилище должно было простираться на полторы тысячи километров на юг - до самого Якутска! Это рукотворное море стало бы самым большим искусственным водоёмом на земле.

Нижнеленская ГЭС представлялась просто чудом гидроэнергетики! Ее годовая проектная мощность - это около 100 миллиардов киловатт-часов самой дешевой в мире электроэнергии. Цена одного киловатт-часа могла быть в 40 раз дешевле коробка спичек. Нижнеленский энергетический гигант должен был стать аж в 4 (!) раза мощнее Братской или Киренской ГЭС, вдвое - чем весь Волжско-Камский каскад. По мощности он мог бы значительно превосходить все гидроэлектростанции Германии и Франции вместе взятые, в 15-20 раз - самую большую в США гидростанцию Гранд-Кули. Нижнеленская ГЭС была бы в полтора раза мощнее построенной недавно в Китае мегаплотины "Три Ущелья"! Министр энергетики и электрификации СССР в 1972 году П.С. Непорожний, называя Нижнеленскую ГЭС венцом советских электростанций, приводил следующее сравнение: "В этой пятилетке мы начали строительство 45 гидростанций, и все они вместе смогут дать столько же энергии, сколько даст одна Нижнеленская ГЭС…".

Плотина Нижнеленской ГЭС должна была перегородить узкую часть Лены там, где она прорывает скалы Верхоянского хребта. Здесь, по мнениям специалистов, были очень удобные топографические условия местности. Они как будто созданы самой природой для сооружения мощной гидроэлектростанции: ширина долины - немногим больше 2 километров, очень крутые и высокие скалистые берега, глубина реки обычно 20-25 метров, а весной - до 50 метров. Планировалось, что длина плотины будет порядка 2300 метров, а высота - 118 метров (как 40-этажный дом). По проекту планировалось уложить внутри сотни миллионов "кубов" песка и три с половиной миллиона "кубов" бетона и железобетона. При такой высоте плотины уровень воды в Лене мог подняться до 90 метров! Оборудование гидростанции должно было состоять из 20 сверхмощных турбин по одному миллиону киловатт каждая. Через каждую турбину могла бы протекать большая река, равная примерно Дону.

Выше каменно-набросной плотины ГЭС должно было на 1500 километров (почти до Якутска) разлиться величайшее в мире искусственное водохранилище - Нижнеленское море. Площадь Нижнеленского моря составляла в проекте свыше 60 тысяч квадратных километров (вдвое больше Азовского моря и в пять - Ладожского озера) объем - 1900 куб. километров (в шесть раз больше Азовского моря и вдвое больше, чем у Ладоги) при средней ширине 70 километров, средней глубине 35 метров и максимальной до 129 метров у самой плотины. После осуществления строительства Нижнеленской ГЭС Лена превратилась бы в глубоководную трассу, доступную не только крупным речным судам, но и морским лайнерам, став таким образом одной из лучших судоходных рек мира. Образование Нижнеленского водохранилища вкупе с планировавшимся созданием канала Лена - Охотское море позволило бы морским судам с Севморпути через Лену и канал напрямую попадать в акваторию Тихого океана, сократив путь на несколько тысяч километров.

Естественно, что при сооружении такого супергиганта, какого никогда не создавалось на планете, потребовалось бы выполнить множество подготовительных работ, решить ряд сложнейших инженерных проблем. Как строить такую гигантскую ГЭС в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты? Как сделать, чтобы агрегаты работали бесперебойно в продолжительную суровую зиму? Это должно было показать время. А пока советские ученые рассчитывали преимущества сооружения гидроузлов на Лене. Это, во-первых, получение огромного количества дешевой электроэнергии, а во-вторых, значительное улучшение условий судоходства и лесосплава. На этом потенциальные возможности не ограничивались. Разработчики проекта пришли к выводу, что все эти огромные запасы водной энергии одной Якутии полностью использовать не удастся. Значительная часть энергии могла бы передаваться по сверхдальним линиям электропередач в объединенные энергетические системы Сибири, Дальнего Востока и далее в единую систему европейской части СССР.

Создание на Лене гигантского рукотворного моря, не имевшего и не имеющего аналогов в мире, привело бы к огромным изменениям в жизни самой реки и в природе прилегающих территорий. Так, к примеру, смягчился бы климат Приленья: повысилась влажность воздуха, стало больше атмосферных осадков, зима бы стала короче и мягче. В связи с этим, против проекта строительства гидроузлов выступили многие известные ученые. Светила науки доказали, что колоссальное количество электроэнергии не найдет полного использования даже в отдаленном будущем. Насторожил их и тот факт, что при создании огромных водохранилищ на Лене и ее притоках, непременно произойдет затопление и заболачивание земель, пригодных для промышленного и сельскохозяйственного освоения, а также уникальных месторождений полезных ископаемых, плодородных сельхозугодий и лесов. Кроме того, будут затоплены несколько крупных населенных пунктов. Все это, по мнению ученых, нанесет громадный ущерб народному хозяйству страны. Веские возражения имелись и у гидрологов. Большой знаток реки Лены профессор В.С. Антонов считал, что создание такого грандиозного гидроузла в низовьях Лены будет иметь очень серьезные природные и экономические последствия. Огромные размеры Нижнеленского водохранилища приведут к интенсивному разрушению берегов, сложенных мерзлыми породами, а значит и к еще большему увеличению площади водохранилища.

По поводу судоходства на Лене тоже имелись свои минусы, так как этому могли помешать высокие волны (до 2-4 метров и более), которые к тому же нанесут ущерб рыбному хозяйству. Существенно изменится температурный и ледовый режим Нижней Лены и придельтовой части моря Лаптевых. По предварительным подсчетам специалистов, очищение водохранилища ото льда происходило бы только в конце июня, то есть на 3-4 недели позже обычного. А навигация сократилась бы на 20-25 дней. При эксплуатации Нижнеленской ГЭС объем осенне-зимнего стока Лены в море Лаптевых увеличился бы примерно в 5 раз, а весенне-летнего - сократился в 3 раза, что привело к интенсивному образованию прочного и мощного пресноводного льда, к увеличению ледовитости морей Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Это опять-таки могло ухудшить условия судоходства.

Таким образом, строительство Нижнеленской ГЭС переросло в сложную проблему, требующую глубочайшего изучения. Мегапроект, как назвали бы его сейчас, так и не осуществился…

К оглавлению >>>

  • 1
Спасибо! Красота какая! И как же кюсюрцы совсем бедно живут....
Для нас, тиксинцев 60-70 годов, приход "беленького" теплохода,как мы его называли- был праздником! На нем привозили сметану, творог, что-то еще такое, чего у нас не было. Выстраивались огромные очереди!
да и вообще, посмотреть на людей " с материка", как говорили, было так интересно. Настальгия..

Рейсовая пассажирская теплоходная линия Якутск - Тикси и сейчас есть. Её вот уже 55 навигаций обслуживает теплоход Ленского пароходства "Механик Кулибин". Ну и плюс, как правило, два за навигацию захода круизного судна "Михаил Светлов" (на котором мы и путешествовали).

Подробности

Пожалуйста, напишите, как ходят эти суда, откуда Вы о них узнали? Есть ли там погранка (наверняка есть). Тогда, как ее оформить. Все ссылки, какие есть... Ведь ходят теплоходы всего несколько раз за навигацию А билеты в Якутск хочется купить уже сейчас. Да и на теплоходы покупать, наверное заранее надо. Сколько времени идут. Есть ли разумное место, докуда можно добраться без оформления погранки?
Еще вопросов море. Напишите, пожалуйста, на электронный адрес Ksantipa_new@mail.ru Александра

Ну вот на эти теплоходики и сбегался смотреть весь поселок! Весело было!
Сколько людей много там жило и ХОРОШО жили!
И поселок чистенький, ухоженный был. Говорят- "времена застоя" были, а сейчас что? "Подьема"? Не ворчу, просто констатирую факты, ворчать не люблю)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account