uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Круиз по Лене. Устье реки Вилюй. Урочище «40 островов»
uritsk



Рано утром теплоход подошёл к устью реки Вилюй – самого длинного притока Лены. Непосредственно в устье Вилюя у нас запланирована зелёная стоянка и уха на берегу. Наш теплоход отклоняется от проходящего вдоль обрывистого правого берега основного судового хода, поворачивает влево и останавливается в устье Вилюя.



Вилюй...



И место впадения его в Лену:



Вилюй – самый длинный приток Лены, протекающий по территории Красноярского края и Якутии; это самый крупный среди левых притоков реки. Первые сведения о Вилюе относятся к 1620 году, когда мангазейские казаки, двигавшиеся вверх по Нижней Тунгуске встретились с вилюйскими эвенками и волоком спустились на Вилюй. Общее протяжение реки – 2650 километров. На своём пути Вилюй преодолевает горный участок с ущельями, каменными шиверами, а на значительной части среднего течения и далее в низовьях переходит в равнинную часть с песчаным, изменчивым ложем и многочисленными протоками. Примерно на середине реки когда-то был порожистый участок. Именно здесь теперь находится каскад Вилюйских ГЭС, выше которого на 469 километров разлилось огромное Вилюйское море.

В 50-х годах в бассейне Вилюя были открыты богатейшие месторождения алмазов, и вскоре после этого ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение об освоении алмазных месторождений. Но для разработки и промышленного производства был необходим надежный и дешевый источник энергоснабжения. Сооружение тепловой электростанции было невозможно из-за отсутствия местного топлива; атомная энергетика еще не достигла необходимого уровня развития. Оставалось одно – построить гидроэлектростанцию, тем более что в районе месторождений протекала бурная и своенравная река Вилюй. Это было смелым решением – на тот момент во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанций на вечной мерзлоте. В середине февраля 1959 года на створ будущей гидростанции из Мухтуи (ныне город Ленск) отправилась первая группа строителей ГЭС.

Строительство Вилюйской ГЭС шло в чрезвычайно трудных условиях – суровый климат, продолжительная зима с шестидесятиградусными морозами, полное отсутствие дорог, жилья, промышленности, строительных материалов, тяжелая транспортная схема доставки грузов. Строительные материалы и оборудование завозились в летнюю навигацию по реке Лене до поселка Мухтуя (Ленск) , затем по автомобильной дороге длиной 250 километров до города Мирный, а оттуда до Чернышевского по автозимнику. Строительство автодороги Мирный – Чернышевский было завершено в 1965 году. Завоз грузов имел сезонный характер, что значительно осложняло строительство гидроузла. Вилюйская ГЭС была первым крупным гидроэнергетическим объектом, строящимся в столь сложных природных и транспортных условиях. Во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанции на вечной мерзлоте. Надо было первыми начинать величайшую стройку в суровых условиях Севера. Многое приходилось решать впервые. Но все задачи, выдвинутые жизнью, были решены. Восемь лет длилась героическая борьба за энергию Вилюя, колоссальные усилия были направлены на укрепление и расширение алмазной промышленности.

В памяти людей навсегда сохранились яркие события стройки:
- в 1961 году начались земляные, а год спустя - и бетонные работы на основных сооружениях. Одновременно велись работы по отсыпке тела плотины;
- 27 марта 1964 года полноводный приток Лены – река Вилюй впервые пошла по новому руслу через строительную траншею, высеченную в левом скальном берегу;
- 31 октября 1964 года в 13 часов началось перекрытие Вилюя, в котором участвовали сотни машин. Первый МАЗ-525 вел ударник труда Михаил Титков;
- 31 октября 1964 года родилось Вилюйское водохранилище. В этот день гидростроители перекрыли временное русло реки – строительную траншею. Водохранилище стало наполняться водой.
- 3 октября 1967 года в 19 часов 57 минут был пущен первый агрегат Вилюйской ГЭС – станция дала первый ток.
В сентябре 1970 года государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди Вилюйской ГЭС, и почти сразу же началось строительство второй очереди гидроэлектростанции (Вилюйская ГЭС-2), которое было завершено в 1976 году. В результате расширения гидроузла мощность станции увеличилась до 650 МВт, а площадь, объём и длина водохранилища – соответственно в 2, 4 и 1,5 раза.

Но алмазной промышленности требовались дополнительные энергетические мощности, поэтому в 1979 году в 140 километрах ниже Вилюйских ГЭС 1-2 в районе нынешнего посёлка Светлый началось строительство Вилюйской ГЭС-3 – русловой ГЭС мощностью 360 МВт. В 1987 году Вилюйские ГЭС-1,2 и 3 были объединены в единый энергетический каскад. Несмотря на непростые 90-е годы, строительство Вилюйской ГЭС-3 не прекращалось, в 2002 году состоялось перекрытие Вилюя, и в настоящий момент Вилюйская ГЭС-3 практически выведена на проектную мощность.

Нужно отметить, что строительство каскада ГЭС и образование огромного Вилюйского водохранилища привело к определённым экологическим изменениям близлежащих районов – были затоплены значительные территории, смягчился климат, стал зарегулированным сток Вилюя. Впрочем, эти изменения происходят при строительстве любой крупной гидроэлектростанции.

Итак, мы стояли в устье Вилюя.



Утро выдалось не самым радостным – моросил дождь, Усть-Вилюйский хребет, как и весь противоположный берег Лены, скрывался за облаками.



Танкер в устье Вилюя:



Поднявшись на высокий песчаный откос, мы прогулялись по заросшему небольшими деревцами крутому берегу.



Перед выходом на берег вылил на себя полфлакона какого-то средства, но эффект получился резко противоположный – я стал лакомым кусочком, пожалуй даже деликатесом, налетевшей мошкары. Впрочем, со временем я просто перестал обращать на назойливую мошку внимание, что явилось лучшим способом борьбы с ней. Видите многочисленные чёрные точки? Это всё мошка.



Купание в бодрящей и прозрачной, как слеза, вилюйской воде, резко отличающейся от мутно-бурой лено-алданской. Кайф!!!



А на берегу, между тем, уже практически приготовилась изумительная уха, сваренная из выловленной прямо здесь рыбы. Надо сказать, Лена (как, наверное, и все сибирские реки) – настоящий рай для рыбаков. У нас на теплоходе тоже было несколько туристов, практически на каждой стоянке отправлявшихся с удочками искать рыбацкое счастье. И, надо сказать, находили его в больших количествах.

Разыгрался аппетит.



В 13-00 «Михаил Светлов» покинул устье Вилюя и направился далее вниз по Лене. Прозрачная струя Вилюя долго особняком течёт вдоль левого берега, но со временем мутная лено-алданская вода поглощает её. Впрочем, ещё долгое время в мутно-буром потоке иногда встречаются вкрапления вилюйской воды, не смешавшейся с ленской...



Осталось позади бескрайнее водное пространство устья реки Алдан. Миновав его, теплоход вошёл в весьма протяжённый участок речной долины, приуроченный к Предверхоянскому горному прогибу. За несколько километров до впадения Вилюя правый берег Лены повышается, становясь местами совсем обрывистым, скорость течения увеличивается до 4 км/ч. Река прижимается к гористому правому склону долины, представленному передовым хребтом Верхоянской горной системы – хребтом Усть-Вилюйским. Система передовых горных хребтов, параллельных долине Лены, тянется и далее на север, однако русло реки постепенно всё дальше отходит от гор. Горы вновь приближаются к реке лишь в районе посёлка Кюсюр, где долина Лены пересекает Верхоянскую горную систему. Но это всё впереди.

Долгое время Усть-Вилюйский хребет сопровождает нас... Чрезвычайно низкая облачность, закрывающая горы:









Постепенно погода налаживается...







Около 14 часов теплоход проходит устье реки Лямпушка. Тут находится Усть-Вилюйский национальный парк и охотничий заказник. В перспективе здесь планируется создание заповедника, призванного сохранить уникальных животных и удивительное сочетание лесной, степной и горной растительности.



Вблизи устья Лямпушки располагается загородная резиденция Президента Якутии. Теплоход проходит совсем рядом, с палубы отлично видны деревянные домики и часовня.





Ниже устья Вилюя Лена постепенно удаляется от гор. Отсюда начинается урочище "40 островов" - протекая по достигающей 30-40 километров долине, река делится здесь на тысячи островов и проток, местами достигая суммарной ширины более 10 километров. Коренные берега остаются вдали, а повсюду – острова, острова, острова. Судовой ход неширок, извилист и изменчив. Такая островная феерия прослеживается с юга на север на протяжении 300 километров до устья реки Менкере, после которого русло Лены сосредотачивается. Населённых пунктов здесь и далее вплоть до Жиганска практически нет, а те, что отмечены на картах – заброшены.

Теплоход движется урочищем "40 островов". Погода окончательно налаживается – облака остаются за кормой, всё ярче светит солнце… Солнце, жара, пески, степная растительность, перемежающаяся с классической таёжной....









Очень интересный встречный флот - "Капитан Марков" (тип "Сибирский"):



"Ленанефть-2015":



Идём на Север...



...хотя даже и не верится!





Палуба залита ярким солнцем... Посиделки...





Серёга тем временем охотится за суперкадрами.



Створы на песке...



Остаток времени до ужина был проведён в бильярдной, а потом был зажигательный вечер караоке – своими талантами блистали как члены экипажа и группы сопровождения, так и, конечно, путешественники – причём пели и соло, и дуэтами, и даже трио. В этот вечер сформировалось несколько замечательных певческих пар, и вообще, надо сказать, рейс наш получился необычайно «певучим».

Вечером природа подарила красивый закат, а грядущей ночью нас ожидает эпохальное событие – пересечение Полярного круга.

Я думаю, без комментариев...























Ночь на палубе. Через несколько часов - Полярный круг!

К оглавлению >>>

?

Log in

No account? Create an account