uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Круиз по Лене. Кангаласский мыс. Устье Алдана
uritsk



Около семи утра «Михаил Светлов» ошвартовался в порту Якутска – здесь сошла небольшая часть туристов, бывших только на коротком плече «выходного дня» до Ленских Столбов, кроме этого, поменялась культбригада - вместо небольшой эстрадной группы, развлекавшей туристов в первые два дня, на теплоход взошла другая, более солидная группа, состоящая из известных якутских певцов, музыкантов, лектора, а также ещё нескольких человек группы сопровождения. Всем вместе нам предстоит проделать путь до Тикси. После получасовой стоянки в Якутске теплоход снова вышел на ленские просторы и направился вниз по реке. Проходим посёлок речников Жатай, а в 10 километрах ниже находится посёлок Кангалассы, возникший в связи с разработкой здесь месторождений угля. Перед высоким скалистым берегом судовой ход делает крутой изгиб между отмелями, и теплоход вплотную подходит к Кангаласскому мысу. Его уступ постоянно подмывается ленскими водами и систематически нарушается оползнями, блоки которых можно наблюдать с борта теплохода. Там же, в обрывистом береговом склоне, кое-где видны угольные пласты, а при внимательном рассмотрении в бинокль удаётся увидеть устья старых, заброшенных штолен - долгое время добыча угля здесь осуществлялась открытым способом, прямо с реки.

Проходим Кангаласский мыс.







Если Табагинский мыс (помните, мы проходили его в первый день круиза?) является своеобразным «стражем Якутска» с верховой, южной, стороны, то Кангаласский является речными воротами Якутска со стороны нижнего течения реки. В Кангалассы, как и в Табагу, можно приехать из Якутска на автобусе. С вершины Кангаласского мыса открывается широкий вид на Ленскую долину.



Отрезок Лены между Табагинским и Кангаласскими мысами примечателен бурным развитием русловых процессов и называется "Якутским разбоем" - река здесь интенсивно разрушает берега, перемывая острова и косы, меняя глубины на фарватере и само его местоположение. Скорость размыва берегов порой достигает 10-15 метров в год. Вскоре после Кангаласского мыса справа по борту теплоход проходит музей под открытым небом Соттинцы – там у нас будет стоянка в предпоследний день путешествия. А мы продолжаем свой путь по реке – сегодня (кроме коротенького захода в Якутск) у нас полностью ходовой день.

На участке от Якутска до устья Алдана и, с небольшими перерывами, вплоть до Полярного Круга, Лена напоминает одновременно Оку в Мещёре и Волгу ниже Волгограда. Река здесь протекает в пределах Центрально-Якутской низменности – разлившись на просторе широкой долины, Лена замедляет ход, разбивается на рукава, разделённые островами; коренные берега прослеживаются лишь издалека. Несмотря на большую ширину водного потока (более трёх километров), фарватер необычайно извилист и узок. Вокруг очень много полевой растительности, со всех сторон фарватер обступают пески… Русло очень переменчиво – вот наглядный пример русловых процессов.











С борта теплохода мы можем наблюдать настоящие песчаные бури!



Очень жарко... А в полях - разгар трудового дня.





Наша Родина - СССР.





Шахматная партия. :)))



В 17-00 на носу теплохода царит оживление – «Светлов» приближается к устью Алдана, крупнейшего притока Лены. Алдан берёт начало с северного склона Станового хребта, в верховьях протекает в пределах Алданского нагорья, а на значительной части нижнего течения протекает вдоль склонов Верхоянского хребта, ограничивающего на восток Ленский бассейн. После устья Алдана Верхоянский хребет то удаляясь, то приближаясь, вплоть до самого Моря Лаптевых сопровождает Лену. Можно сказать, Алдан «приводит» горы к Лене. Алдан – огромная река, приносящая Лене около 1/3 её устьевого стока. На стрелке средний расход воды в Лене составляет 6800 куб.м/сек, а Алдана – 5100 куб.м/сек. Алдан полноводнее Ангары и Нижней Тунгуски, самых могучих притоков Енисея; Алдан почти в 1,5 раза больше Камы, в 2 раза полноводнее Иртыша, в 3,5 раза - Днепра, и из рек Европейской части России по своей водности уступает лишь Волге. Алдан – крупная водная магистраль Якутии, он судоходен до пристани Томмот (почти на 2000 километров от устья). Велико значение Алдана для вывоза продукции горнодобывающей промышленности и привоза с Лены промышленных грузов и нефтепродуктов. В бассейне Алдана расположены крупные месторождения золота, каменного угля, слюды.

Ближе к Алдану и без того широкая ленская долина продолжает расширяться, ленские берега продолжают отступать, широчайшее пространство долины заполняют острова и протоки, впереди по ходу судна показываются склоны Верхоянских гор, «приводимых» к Лене Алданом (Верхоянский хребет имеет высоту до 2000 метров и, несмотря на кажущуюся близость, на самом деле, до этих гор отсюда более 100 километров по прямой).



В отличие от мест слияний многих других крупных рек (Волги и Оки, Енисея и Ангары, Нижней, Подкаменной Тунгусок) слияние Лены и Алдана очень сложно объять глазом и фотоаппаратом – обе реки на стрелке столь широки и могучи, настолько разделены рукавами и протоками, что в этой бескрайности речной стихии устье Алдана скорее угадывается. Гораздо нагляднее две реки смотрятся сверху. Лена приходит снизу, Алдан - справа:



Взглянув на этот снимок, вы наверняка первым делом увидели резкий контраст Ленской и Алданской воды. Действительно, хотя среднегодовой сток Алдана на стрелке меньше, чем у Лены, но в летний период Алдан порой значительно полноводнее – характерной чертой этой реки являются высокое половодье с мая по июнь, а также постоянные паводки в остальные месяцы летнего сезона, когда в результате дождей в горах вода в Алдане поднимается порой на 7-10 метров. Насыщенная твердыми примесями грязно-коричневая вода Алдана выносит в Лену тысячи смытых с корнем могучих деревьев, которые в устье Алдана заполняют собой всё вокруг – воду, окрестные берега… Кристально чистая доселе ленская вода, смешавшись с Алданской, вплоть до самого моря Лаптевых имеет мутновато-коричневый оттенок…

Приближаемся к устью Алдана...



Алдан впадает в Лену сразу несколькими рукавами - первый:



второй:



Основное устье, разделённое островом:



Земснаряд в устье Алдана:



Входим в мутно-коричневый алданский поток… Разделительный буй:





Впереди - поля леса. Теплоход сбавляет ход до самого малого и аккуратно идёт сквозь непрерывные поля стволов могучих даурских лиственниц. Стоя на палубе, ощущаешь гулкие жутковатые звуки ударов этих стволов о корпус судна…





Просто море леса!!!





Лес, вынесенный на берег...





Чуть ниже устья Алдана на правом берегу Лены расположен посёлок Батамай и обширный рейд, на котором наблюдается множество флота, пришедшего с Алдана или, наоборот, направляющегося туда.







Теплоход минует Батамай и движется далее вдоль обрывистого правого берега Лены:



Промоина:





Алдан "привел" к Лене горы... Но, несмотря на кажущуюся близость, до Верхоянского хребта отсюда более 100 километров:



Встречный "Путейский"





"Энтузиастская вахта":



Темнеет...



Ближе к вечеру теплоход прошёл Белую гору, а за ней – посёлок Сангар, известный своими угольными месторождениями. В этом районе правый берег Лены повышается, обрываясь к воде отвесными уступами. В Сангаре ненадолго появилась связь – это последняя вышка на реке: далее связи на Лене не будет…





После ужина в салоне состоялся Капитанский коктейль и вечер знакомств.

Капитан теплохода - Георгий Тихонович Власюк, очень приятный человек, всю жизнь работающий на Лене. Георгий Тихонович долгое время был старпомом теплохода 860-го проекта «Россия», после чего перешёл капитаном на «Светлова», где и работает вплоть до настоящего времени. Видно, что он очень любит реку, свой теплоход и очень хочет, чтобы на Лену приезжало всё больше и больше туристов... С первого взгляда поражает доброе, искреннее и порой просто отеческое отношение капитана к молодым членам экипажа, о каждом из которых, вплоть до студенток-официанток, он знает буквально всё. Георгий Тихонович считает, что капитан на судне должен уметь делать абсолютно всё, вплоть до игры на судовом рояле, а ещё в каждом рейсе он неизменно выбирает нескольких туристов и приглашает их к себе в каюту на чай, который сам заваривает по старинным рецептам.



Культбригада. В этом рейсе теплоход сопровождали два якутских оперных певца (мужчина тенор и женщина, кажется, сопрано), танцор, демонстрировавший класс как в классических, так и в национальных и даже шаманских танцах, баянист, лектор – сотрудница якутского краеведческого музея и, безусловно, самая колоритная личность – известная якутская этнопевица Валентина Романова-Чыскыарай. Про неё я ещё не раз упомяну в своём отчёте…



После вечера знакомств свои таланты проявили уже сами путешественники – посиделки в баре как-то сами собой перетекли в вечер караоке. Я и представить себе не мог, что среди туристов столько талантов! Как же раскрываются люди в круизах! :)))

К оглавлению >>>

?

Log in

No account? Create an account