uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Баренцбург – российский город на Шпицбергене
uritsk



В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был подписан договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом подчеркивавшей особый статус Шпицбергена – заключавшийся например, в том, что помимо Норвегии осуществлять научную, коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на этих арктических островах, могло и любое другое государство. Предыстория подписания этого договора была довольно интересной.

Шпицберген был предположительно впервые обнаружен викингами или поморами в XII веке, а с 1194 года упоминается в норвежских летописях. «Бесспорно» острова были открыты и задокументированы в 1596 году голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название Шпицберген, что в переводе обозначает «острые горы». Примерно в то же время архипелаг появился и на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет претензии на Шпицберген заявили Англия и Дания.  Вскоре после «официального» открытие в этих краях начал развиваться китобойный промысел – в XVII – XVIII веках Шпицберген был основной базой китобоев разных стран. В 1765-1766 годах Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к берегам Шпицбергена, но суровый климат не позволил тогда организовать там постоянного русского поселения.

После того, как китобойный промысел пришёл в упадок, Шпицберген на протяжении более ста лет был фактически заброшен и считался ничейной территорией. Новая волна интереса к архипелагу началась в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к морским портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций. В это время основными претендентами на этот архипелаг являлись Норвегия и Российская Империя. Несмотря на наличие постоянных поселений на архипелаге, суверенитет Норвегии над Шпицбергеном был закреплён только в 1920 году, когда США, Великобритания, Норвегия, Швеция, Голландия и еще ряд стран подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные территории в отсутствие главного соперника (Российской Империи), что и определило беспрецедентные условия договора – по соглашению, несмотря на суверенитет Норвегии, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. В 1935 году к соглашению присоединился и СССР.

После войны добыча угля на Шпицбергене вышла на новые масштабы и осуществлялась силами норвежских компаний и советского Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. При этом, несмотря на суверенитет Норвегии, советское влияние на Шпицбергене было намного больше - так в 80-е годы на Шпицбергене проживало более 2000 советских граждан, и всего около 1000 норвежцев (сейчас – 1800 норвежцев и 500 российских граждан), в наших посёлках Баренцбург, Грумант и Пирамида (последние два ныне заброшены) выполнялись масштабные угольные разработки – действовали уникальные шахты и подземные железные дороги. К концу 1980-х угольные запасы на Шпицбергене значительно истощились, и норвежское правительство переориентировало архипелаг на развитие туризма и экспедиционно-научной базы: в настоящее время экономика Шпицбергена на 100% прибыльна и самоокупаема. Арктикуголь же с подобной задачей справиться не смог, посёлки Грумант и Пирамида были законсервированы, и в постсоветский период единственный наш посёлок Баренцбург датируется из госбюджета. По сравнению с советскими временами Баренцбург пришёл в упадок. А с 2006 года посёлок добывает уголь и вовсе исключительно для собственного потребления.

Таким образом, в настоящее время смысл нашего Баренцбурга на Шпицбергене уже исключительно геополитический – продолжение хоть какого-то российского присутствия на норвежском арктическом архипелаге с особым статусом. Баренцбург  сейчас – исключительно убыточное дотационное поселение: частный российский бизнес здесь практически не развит, туристическая привлекательность из-за отсутствия инфраструктуры и отсутствия дороги к международному аэропорту и норвежскому Лонгйирбьёну практически отсутствует, а государственная собственность находится в упадке, используется крайне неэффективно и требует постоянных затрат как на содержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежские законы устанавливают максимальный срок заброшенности объектов). В настоящее время периодически выдвигаются прожекты по дальнейшему развитию российских поселений Шпицбергена, восстановлению инфраструктуры и будущей экономической окупаемости наших поселений здесь, но в действительности до этого еще очень и очень далеко. А пока же наш теплоход заходит в Грёнфьорд - остановки в Баренцбурге не будет, но мы пройдём очень близко от берега.

1. Итак, посёлок Баренцбург – центр геополитического присутствия России на Шпицбергене.



2. Аэродром Баренцбурга принимает исключительно вертолеты:



3. КрАЗ и МАЗ на берегу воспринимаются с непривычки довольно необычно.



4. Центр Баренцбурга и православная церковь.



5.



6. «Наша цель – коммунизм!». А в правом нижнем углу, если присмотреться, виден памятник Ленину – самый северный в мире! :)



7. Сейчас Баренцбург добывает уголь исключительно для собственного потребления:



8.



9.



10. На улицах российского посёлка:



11. Ещё несколько общих кадров – и мы покидаем фьорд, прощаясь с Баренцбургом.



12.



13.



14.



Хочется верить, что когда-нибудь в будущем этот российский посёлок  Шпицбергена превратится из заброшенного и по сути никому не нужного в нормальное цивилизованное экономически развитое самоокупаемое поселение, благо пример норвежских посёлков Шпицбергена показывает, что это вполне возможно.

15. Теплоход же, прежде, чем попрощаться со Шпицбергеном и начать обратный путь на юг, еще около часа идёт Исфьордом. До чего ослепительный день! До чего яркое солнце! До чего красиво!



16.



17.



18.



19.



20.



21.



К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Шпицберген” Tag


  • 1
А какая была обстановка на борту? кофе горячий приносили энтузиастам на палубах?)

Отличная обстановка, все на палубах. После Лонгьйирбьёна было очень тепло - народ активно загорал. А когда в предыдущий день шли Кроссфьордом и Магдаленфьордом, на палубах раздавали горячий кофе и бульон.

Edited at 2012-08-31 05:08 pm (UTC)

Огромнейшее Вам спасибо за данный отчет:) Попал к вам в результате поиска в ЖЖ слова "Баренцбург".С удовольствием начал читать все с самого начала и с нетерпением ждал очереди вышеупомянутого города.Жаль,что не было высадки на российской территории. Но кадры сделанные с палубы тоже замечательные и показали много чего нового :) Вижу идет масштабное утепление зданий.Везде стоят строительные леса.Удивило! Не знал,что поселок добывает уголь исключительно для собственных нужд. Жаль,что все пришло в упадок.
Я жил на Шпицбергене в 91-93 х годах.Уезжали из СССР,а вернулись уже в "новое" государство.Был совсем ребенком,но помню все как сейчас!
Надеюсь еще раз посетить это затерянное в вечной мерзлоте место. Возможно в будущем это будет сделать намного проще,чем сейчас. Желаю развития и процветания замечательному поселку Баренцбург ! Я обязательно вернусь! :)

Спасибо за теплые слова! :)

Да, мне тоже жаль, что ограничились лишь внешним осмотром поселка с палубы - было бы очень интересно погулять по этому поселку. Но что поделать - такова была программа этого классического круиза. А в Баренцбург заходят довольно много экспедиционных круизных судов.

Чисто внешне, соглашусь, поселок производит приятное впечатление - хорошо, что проводятся серьезные ремонтные работы. Будем надеяться, что когда-нибудь в жизни этого российского поселения на Шпицбергене настанут лучшие времена!

Я тоже жила с родителями в Баренцбурге целый год, включая полярную ночь. Это было в 1980-81 гг. Уже тогда добыча угля была нерентабельной. Отец, который работал взрывником, шутил, что уголь завозят туда из Воркуты, чтобы СССР удержал территорию.

Очень хочется туда приехать с детьми, немного пожить, посмотреть, как и что. У меня остались прекрасные воспоминания о Баренцбурге.

Я тоже была в Баренцбурге с 1979 по 1982 гг и с 1989 по 1992 гг

Большое спасибо очень интересно было узнать поподробнее об этом поселении после просмотра одноименного док.фильма.


Спасибо за интересную информацию!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account