uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Дудинка – морской порт близ устья
uritsk
Водитель оказался очень приятным человеком и без проблем согласился покатать энтузиастов по Дудинке, прежде, чем по заполярному шоссе везти нас в Норильск - люди на Севере вообще необычайно отзывчивы. А я ещё раз напомню, что экскурсия по Дудинке и дальнейший марш-бросок в Норильск происходили глубокой ночью – с 2-00 до 4-30. Впрочем, сейчас самый разгар полярного дня, так что разницы нет.

Дудинка – столица Таймырского автономного округа, крупный по местным меркам город населением около 30 тысяч человек. Дудинка – один из самых северных и холодных городов планеты (зимой здесь температура опускается до -57 градусов), крупный морской и речной порт на Енисее. Самая северная в мире железная дорога и автомобильное шоссе связывают Дудинку с Норильским промышленным районом и аэропортом Алыкель. Дудинка расположена на правом берегу Енисея. Главное предприятие и достопримечательность города – незамерзающий морской порт, являющийся морскими воротами крупнейшего в мире Норильского промышленного района. Зимой образоваться льду в пределах акватории не дают ледоколы.




Главные улицы города – ул. Горького и ул. Матросова, идут параллельно Енисею, а самая главная – ул. Островского, пересекает их и выходит к берегу реки. Здесь находится центральная площадь, на которой располагаются администрация Таймырского округа и Свято-Введенская церковь. Набережная – самое красивое место в Дудинке. Здесь проходят праздники, ярмарки и народные гуляния. Одно из важнейших событий, когда на набережной собирается весь город, – это ледоход не Енисее (конец мая, начало июня). Полюбоваться, как могучий Енисей освобождается от ледяных оков, приезжают и многие норильчане.











Чуть выше центральной площади находится знаменитый морской порт. Впечатляют форма и массивность причалов, устроенных так, чтобы противостоять сильному напору льда. Специфика работы порта заключается в том, что весной уровень воды в Енисее поднимается на 20 метров. На период ледохода всё оборудование и краны с нижних причалов снимаются и переносятся наверх – на Журавлиную горку, а когда вода спадает, заново устанавливаются подъездные пути (старые безжалостно уничтожает ледоход), и территория порта доходит до центральной площади. Вот так раз в год Дудинский морской порт переезжает наверх.

Краны на Журавлиной горке:



Нижняя часть порта:



Увлекшись рассказом, я несколько упустил из виду историю Дудинки, тем более, она неразрывно связана с Норильским промышленным районом, куда мы скоро направимся. Дудинку основал в 1667 году как ясачное зимовье стрелецкий пятидесятник Иван Сорокин; здесь в 18 веке останавливались участники Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев, Семён Челюскин, Фёдор Минин - первооткрыватели и исследователи полуострова Таймыр; позднее тут останавливались участники ещё целого ряда полярных экспедиций. В начале 20 века один из исследователей написал о Дудинке:

"Дудинка – это маленькое село. В нём 10 домов, и живут в нём больше торговцы, которые осенью по снегу уходят на оленях с товаром за 800 верст в тундру на Хатангу. Там они кочуют… Весной же вывозят из тундры пушнину и ждут в Дудинке пароходов, чтобы вывезти свои товары в верховья Енисея."

После основания в 1930 году Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Дудинка стала административным и культурным центром огромной территории, на которой тогда проживало чуть более 7 тысяч человек. 2 июня 1935 года в Дудинке был подписан приказ о начале строительных работ в Норильске и создании соответствующего исправительно-трудового лагеря – началось строительство Норильского комбината, а одновременно с ним – Дудинского порта и железной дороги. С 1935 года по Енисею в Дудинку потянулись караваны судов со строителями. Узкоколейка к Норильску была проложена зимой 1936/1937 гг. В 1936 году был построен первый морской причал, 18 мая 1937 года из Норильска в Дудинку пришёл первый поезд, к концу 30-х годов сформировался центр города. В 1948-53 годах железная дорога была переведена на широкую колею, в 1960-х годах в Дудинке появились первые четырёхэтажные дома по улице Горького, а в 70-80-е вырос целый комплекс девятиэтажек. Все здания в Дудинке (как и в Норильске, и других городах на вечной мерзлоте) построены на сваях. Это стандартное строительное решение в районах с вечной мерзлотой. Подобные дома мне приходилось до этого видеть в городах и посёлках Магаданской области.

Сегодня Дудинка – довольно оживлённый и благоустроенный город. Но в нём вообще нет деревьев, кроме этого, все инженерные сети проходят по поверхности. Чтобы оживить картину в Дудинке и многих других северных заполярных городах фасады домов красят в яркие цвета. Дудинцы очень гордятся своим столичным статусом, но в ресторан или в театр ездят в соседний Норильск, хотя в самой Дудинке также очень хорошо развита инфраструктура.

Фотопрогулка по улицам города. В городах, находящихся в зоне вечной мерзлоты, все инженерные сети и коммуникации проходят над землёй:

















Памятник павшим в Великой Отечественной войне:



Дудинке - 300 лет:



Торгово-развлекательный центр "Арктика". У входа видна группа молодых людей с российскими флагами. Через несколько минут в пяти тысячах километрах и шести часовых поясах отсюда начнётся полуфинал чемпионата Европы по футболу Россия - Испания. Местное время 2-30 ночи, но футбол, несмотря на время и расстояние, смотрят миллионы россиян на всей территории нашей Родины - от Калининграда до Владивостока...



Город, где швартуются сердца...



Вот так за какие-то полчаса нам удалось познакомиться с одним из интереснейших северных городов, морскими воротами Восточной Сибири. Напоследок останавливаемся на набережной, чтобы попрощаться с Енисеем, который несёт свои студёные воды далее на Север, и неподалёку отсюда отдаёт их суровому Северному Ледовитому Океану…



А мы направляемся в Норильск – конечную точку нашей экспедиции...

К оглавлению >>>


  • 1
"В городах, находящихся в зоне вечной мерзлоты, все инженерные сети и коммуникации проходят над землёй"
Весьма спорное утверждение, ведь вы же были в Норильске потом.

Соглашусь - в Норильске подобного действительно не видел.. Хотя в Дудинке и в той же Якутии (Тикси, Кюсюр и др.) большинство коммуникаций проходит все же сверху.

Я тоже примерно в это время была в Дудинке. Все это видела своими глазами. Очень меня манит вся эта северная романтика :)

Да, мне тоже очень нравится север и заполярье. Очень сильно цепляет за душу! :)

Андрей привет!А почему нет круизов по Енисею на 588?

Енисейские 588-е работают на транспортной линии. Это чисто транспортные суда. Иногда, правда, на них дополнительно сажают индивидуальные туристические группы. Но как таковых круизов по Енисею нет. Почему - нет судов, да и спроса как такового, наверное. Раньше на Енисее работал туристический четырёхпалубный "Антон Чехов", но с 2004 он работает в Волжском бассейне и на линии Москва - Санкт-Петербург.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account