uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Казачинский порог. Енисей и Ангара
uritsk



Далее на пути (на часах – около 14-00) – довольно крупный посёлок Предивинск, в районе которого Енисей снова пересекает отроги енисейского Кряжа. С обеих сторон к реке подступают скалы – это так называемая Предивинская труба. А места здесь действительно дивные-предивные!













Один из пассажиров теплохода.



=====================================================================
Между тем мы, продвигаясь по сжатой скалами реке, приближаемся к одному из самых интересных мест на Енисее – Казачинскому порогу. Казачинский порог – это самый труднопроходимый участок на Енисее. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло по всей его ширине. Проводка судов против течения осуществляется единственным в Росси теплоходом-туером «Енисей», продвигающимся путём протягивания троса, проложенного по дну реки. Лишь совсем немногие суда (среди которых теплоходы 588 проекта) могут преодолевать порог против течения самостоятельно. Падение реки здесь превышает 1 метр на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 километра. Опасность для судоходства представляют подводные камни и большая скорость течения реки (20 км/ч), а гребни волн поднимаются на 2 метра. Русло Енисея в пороге сужается до 350 метров, а судовой ход – до 70 метров. При этом напомню, что Енисей в этом месте несёт больше воды, чем Волга у Нижнего Новгорода!

Сколько печальных историй знает этот порог, сколько мужественных людей выходило поспорить с ним, одолеть его, победить! Но победа давалась не сразу. Лишь в 1882 году с помощью канатов и якорей через порог впервые с большим трудом был проведен пароход «Москва». В 1898 году от удара о подводную глыбу потерпел аварию пароход «Модест». Об этом случае вот уже более ста лет напоминает речникам подводная каменная плита с названием «Модест».

Но как же красив Казачинский порог при всей свой суровости! Ближе к порогу погода хмурится, словно напоминая о том, что мы приближаемся к самому опасному месту на реке. Небо чернеет, и теплоход входит в пелену дождя. Но с палубы не уходим – проверены «патроны» в фотоаппарате, глаз неотрывно следит за картой.





Приближаемся. Дождь усиливается. Внезапно перед самым порогом сбавляем ход до нуля. Впрочем причина задержки быстро выясняется – навстречу из пелены дождя появляется дизель-электроход «М.Ю. Лермонтов».



«Порог прошли!» - раздаётся в рупор с мостика «Лермонтова», после чего теплоходы обмениваются приветственными гудками...



Пропустив встречного «Лермонтова», направляемся в порог и мы...








Жуткий ливень, мощная река, шум её на пороге, завораживающие своей красотой скалы, обрывающиеся у самой воды, рассекающая небо ослепительная молния – неистовство воды и неба! Потрясающе!!!





Туер "Енисей":



Идём в самую опасную часть порога...







Фантастика!!!



В 17-00 Казачинский порог пройден!





Кстати, кто-то может спросить, почему в наше время нельзя полностью расчистить порог, взорвав скалы на нём? Ответ прост: Казачинский порог – это естественная плотина, создающая подпор и поддерживающая значительные глубины выше по реке. Если её уничтожить, судоходство выше по Енисею до Красноярска окажется крайне затруднительным.

=====================================================
А такова дань, отданная порогу энтузиастом – ни единого сухого места, полностью залит водой фотоаппарат. Впрочем, разве это важно?! :rolleyes: Мой «Canon» бывал и в более сложных передрягах - и тонул, и подвергался радиации, и пробирался через границы, и работал в экстремальных температурах, и фотографировал запретное, и без страховки лазил со мной на заоблачные высоты. Что ему ливень в Казачинском пороге? А я… А я лишний раз убедился, что правильно поступил, взяв с собой целый рюкзак тёплой одежды и две запасные пары удобной обуви. :D



После Казачинского порога река успокаивается, словно переведя дух. Впрочем, течение и здесь очень мощное – оно остаётся сильным везде: и после устья Ангары, и после впадения Подкаменной и даже в заполярье, где Енисей становится необъятным и скорее напоминает море – даже вблизи устья в Дудинке скорость течения в Енисее составляет около 5 км/ч. До чего же велик Енисей!

Теплоход минует сёла Момотово, Галанино и Казачинское.













После дождя небо украсила яркая радуга...



За кормой из-за поворота неожиданно показался "Матросов", постепенно догоняющий нас. Как выяснилось позже, он идёт туристическим рейсом Красноярск - Бор - Красноярск. Солнце припекает... Над лесом после дождя поднимаются клубы пара...



По Енисею везут лес...



Следующий ключевой момент сегодняшнего дня – устье Ангары, крупнейшего притока Енисея. По плану оно ожидается около 20-30. Энтузиастское сердце от волнения учащенно бьётся. Перед устьем Ангары Енисей делает крутой поворот, проходя вдоль изумительных по красоте обрывов:













А вода как зеркало...







Минуем ЛЭП и напряженно вглядываемся вдаль...











Вскоре по курсу открывается широкая горная гряда, уходящая далеко вправо. Оттуда, с гор, с седого Байкала сбегает к Енисею красавица Ангара.



Приближаемся...



Про Ангару и Енисей существует красивая легенда. Рассказывает легенда, будто в давние-давние времена в тех краях, где плещутся байкальские волны, жил седой богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Крепко берёг он ее от постороннего глаза, спрятав в хрустальном дворце на дне подводного царства. Услышала однажды Ангара о жившем за горами прекрасном юноше Енисее и полюбила его. Суровый отец, узнав об этом, ещё строже стал сторожить её. Он решил выдать дочь замуж за богатого Иркута. Близился день свадьбы. Тосковала Ангара по прекрасному Енисею. Плакала в подводной темнице, просила богов сжалиться и помочь. Сжалились боги над печальной пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать прочь по узкому проходу в скалах. Проснулся Байкал от шума и бросился в погоню. Но не угнаться ему за дочкой. Всё дальше убегала она от разъяренного отца. Тогда схватил отец каменную глыбу и метнул ее в беглянку, но не попал. Так и остался с тех пор лежать этот камень в месте выхода реки из озера, и зовут его люди Шаманским камнем. Разбушевавшийся отец все кидал и кадил обломки скал вслед убегавшей Ангаре. Но каждый раз чайки кричали – «обернись, Ангара, обернись!» И девушка уклонялась от камней. Так, говорит легенда, образовались многочисленные пороги в русле Ангары на пути к Енисею. Устал старик, сел на камень и заплакал. Больше он дочери своей никогда не видел. А Ангара на пятый день прибежала к Енисею, обняла его, и устремились они вместе к Студеному морю.
===========================================================================

Ангара – самый крупный приток Енисея. Слияние двух рек – потрясающе красивое и интересное место! Могуч и силён Енисей, но насколько же шире мощнее при встрече Ангара! При слиянии двух рек Ангара несёт значительно больше воды – на стрелке среднегодовой расход воды в Енисее составляет 3300 куб.м/сек, а Ангары – 4500 куб.м./сек. Однако именно Енисей считается главной рекой. Причина тому – более древнее геологическое строения его речной долины. Так что геоморфологически и, конечно, исторически (вспомните легенду!) Енисей - это главная река, а Ангара все-таки один из его крупнейших притоков.

Вот так выглядит место слияния Ангары и Енисея. Из Гугля видно то же самое.
(Ангара подходит справа, Енисей - "снизу").



Ангарская вода чище и теплее енисейской – как говорил один из енисейских речников, ныне работающий капитаном на Волге, после устья Ангары сразу изменяются показания датчиков в машинном отделении. Ангара хоть и мощнее Енисея, но мельче – в русле реки на всём протяжении много порогов. Ангара – одна из самых выгодных рек с точки зрения своих энергетических ресурсов. В советское время на Ангаре был сооружен один из крупнейших каскадов ГЭС – Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская (в настоящий момент строительство её ещё продолжается). Сквозного судоходства по Ангаре нет – река судоходна на отдельных плёсах и водохранилищах. По реке сплавляется очень много леса.

В месте слияния двух великих сибирских рек стоит поселок Стрелка– крупная перевалочная пристань.



Проходим устье Ангары... Посмотреть Ангару собралось на палубе довольно много народу...





Дальний "ангарский" берег. Обратите внимание на полосу на воде - это граница вод Ангары и Енисея... Долго два могучих потока текут, не смешиваясь...



Справа открывается необъятная водная ширь!



Толкач с баржей пошёл на Ангару:



Две наглядные картинки: взгляд с кормы - стрелка Енисея и Ангары. Две великие реки: Ангара здесь слева, Енисей - справа.





А вот так ещё нагляднее. Справа из-за мыска с Енисея появляется теплоход "А.Матросов" (стрелка):



От устья Ангары начинается Нижний Енисей. Ангара приносит так много воды, что ниже её устья ширина потока даже в самых узких местах не менее километра, а где русло пошире – два-четыре километра. Но очень долго ангарская вода не смешивается с енисейской, выделяясь своей голубизной и прозрачностью. Рельеф долины Енисея начинает меняться – правый берег становится гористым, а левый – низменным и во время разлива заливается водой.

К оглавлению >>>


  • 1
Класс!!!
Фото отличные.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account