
Великобритания – большая и очень интересная страна, чтобы познакомиться со всеми основными достопримечательностями которой нужно совершить ни одно и ни два путешествия. В рамках же данной поездки я, помимо Лондона, решил один день посвятить поездке в Шотландию, а еще в один из дней съездить посмотреть Стоунхендж - расположенный в 130 километрах к западу от Лондона один из самых известных археологических памятников в мире. Столица Шотландии Эдинбург находится в 700 километрах к северу от Лондона. Из Лондона до Эдинбурга много авиарейсов, но для того, чтобы успеть посмотреть всё задуманное за один день, я заранее взял билеты на самый ранний самолет из Лондона, а обратный рейс наоборот выбрал самый поздний – получив таким образом полноценный день в Шотландии.
Встать в пять утра не проблема. А выглянув в предутреннюю темноту я окончательно проснулся и мысленно возликовал, что улетаю на денек из этих мест – лондонский дождь лил стеной, и было здорово на время сменить регион путешествия. Сорок минут на такси, и можно наслаждаться утренним кофе в аэропорту Гатвик. А там и до самолета всего ничего.
1. Шотландия встретила вынырнувший из облаков самолет золотистыми полями и холмистыми долинами.

2. А вон знаменитый Фортский мост – туда-то нам и надо. Ну, уже после посадки самолета, разумеется! :)

Добравшись до центра Эдинбурга на автобусе, я прикупил билет на туристический автобус до залива Фёрт-оф-Форт и сразу же – билет на прогулочный кораблик по заливу. Кстати, добраться до Фортского залива можно и поездом – от центрального вокзала Эдинбурга это всего пару остановок на электричке. В Шотландии зябко, а с учетом поездки по морскому заливу стало очевидно, что лучше утеплиться – поэтому в первом попавшемся магазине была куплена шапка-ушанка и красный шотландский шарф. Ну все, экипировка в порядке – можно ехать смотреть Фортские мосты! :)
Над городком Саут-Куинсферри возвышаются два величественных моста длиною 1600 метров каждый, переброшенных через залив Фёрт-оф-Форт – знаменитый Фортский железнодорожный мост конца XIX века и его более поздний собрат – открытый в 1964 году подвесной автомобильный мост с центральным пролетом 1006 метров.
3.

4. Нам предстоит совершить небольшой круиз по Фортскому заливу на вот этом симпатичном кораблике, пройти под обоими мостами, а также сделать остановку на небольшом островке Инчкольм.

5. В водах залива Фёрт-оф-Форт производится загрузка танкеров.

6. Проходим под автодорожным висячим мостом и делаем разворот, направляясь к железнодорожному Фортскому мосту и далее острову Инчкольм.

7. Гигантская промежуточная опора Фортского железнодорожного моста.

8. Обитатель одного из морских буёв. :)

Пройдя под вторым мостом, наш кораблик достиг острова Инчкольм, где сделал остановку и высадил на острове на один час меня и двоих итальянских туристок (об острове Инчкольм я подробно расскажу в отдельной части отчета), а час спустя на следующем рейсе катера мы направились в обратный путь по Фортскому заливу к городку Саут-Куинсферри – остров Инчкольм остается позади.
9.

10. Север Великобритании – леса и скалы… Суровая красота!!!

11.

12. А вот и еще некоторые обитатели местных вод! Удивительные создания!

13.

14. Танкер, стоящий под загрузкой.

15.

16. Судно направляется к Фортскому железнодорожному мосту – пришло время занять место на капитанском мостике и рассказать про этот один из самых известных в мире мостов поподробнее.

Фортский железнодорожный мост (Forth bridge) – первый в мире крупный консольный мост, а также первый крупный мост в Великобритании, выполненный из стали. Кроме того, в течение нескольких лет Фортский мост был также мировым рекордсменом по длине пролета. Консольный мост – это мост, в котором центральная часть пролета поддерживается расположенными по бокам консолями, т.е. каждый пролет моста состоит из трех независимых пролетных строений – двух консольных и опирающейся на них центральной части.
На протяжении большей части XIX века организации прямого железнодорожного сообщения по восточному берегу Шотландии между Эдинбургом и Абердином мешали два широких фьордообразных залива Северного моря — Фёрт-оф-Форт и Фёрт-оф-Тэй, расположенные всего в 40 километрах друг от друга по восточному побережью Шотландии. В 1865 году актом парламента было утверждено строительство моста в узкой части залива Фёрт-оф-Форт у деревни Куинсферри. В 1873 году консорциум из 4 железнодорожных компаний поручил проектирование обоих мостов (и через Фёрт-оф-Форт и через Фёрт-оф-Тэй) известному инженеру Томасу Баучу. К 1879 году, когда началось строительство Фортского моста, другой мост инженера Бауча, через Фёрт-оф-Тэй, был уже закончен, и в том же году на нем случилась трагедия – вечером 28 декабря 1879 года в 19:15 из-за штормовых ветров произошло обрушение центральных пролётов. Проходивший по нему в тот момент поезд, на котором ехали 75 человек, оказался в ледяной воде реки Тэй и все пассажиры погибли. Катастрофа вызвала широчайший резонанс во всей стране и в сообществе инженеров Викторианской эпохи. Последующее разбирательство выявило, что конструкция моста не могла вынести сильных ветров. Сам инженер Бауч не пережил случившегося и после расследования умер 30 октября 1880 года.
Строительство Фортского моста по проекту Бауча было остановлено сразу после катастрофы на мосту через Фёрт-оф-Тэй. После скорой смерти Томаса Бауча инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер представили новый проект на основе консольной структуры, который был утверждён парламентом в июле 1881 года. Из-за происшествия с мостом через Тэй к мосту через Фёрт-оф-Форт были предъявлены сильно завышенные требования по прочности и надежности. Отказавшись от чугуна и кованного железа, инженеры выбрали сталь, благо с разработкой мартеновской печи в 1865 году её качество значительно повысилось. Британцы начали строительство в декабре 1882 и к концу 1885 года завершили установку гранитных быков, восемь из которых стоят в воде. Подготовка фундаментов опор производилась рабочими с помощью кессонов — массивных металлических цилиндров, погруженных на глубину 27 м.
В 1886 году начались работы по возведению металлических опор моста, на которые ушло неслыханное количество стали — 54 860 тонн, произведённых на двух сталелитейных производствах Шотландии и одном в Уэльсе. Более 6 миллионов заклёпок общим весом 4267 тонн были сделаны в Глазго. Центральный пролёт Фортского моста был перекрыт 14 ноября 1889 года. Церемония открытия 4 марта 1890 года проводилась принцем Уэльским в присутствии Бенджамина Бэйкера и Гюстава Эйфеля. Открытие моста сопровождалось дискуссиями о его эстетической составляющей — так, поэт и художник Уильям Моррис назвал тогда мост «верхом уродства». Впрочем, как показывает жизнь и история, подобные дискуссии неизбежно сопровождают строительство практически всех грандиозных сооружений.
Фортский мост имеет три основные опоры высотой 100,6 м, центральная из которых располагается у острова Инчгарви, посередине глубокого залива. Собранные из труб диаметром 3,6 м консоли поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной 106,7 м, что делает суммарное расстояние пролёта равным 521,3 м. Расстояние между опорами составляет 582,8 м, между крайними быками — 1630,7 м. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 м над уровнем воды в прилив. С юга к консольной части моста подходит виадук из 10 пролётов по 51,2 м, с севера — из 5 аналогичных пролётов.
17. Говорят, когда стоишь на палубе и по мосту над тобой проходит поезд, нужно загадывать желание! :)

18. Итак, наш катер проходит под мостом – вот он, Фортский мост во всей красе!

19.

20.

21. А вот и снова пристань Саут-Куинсферри – мини-круиз по заливу Фёрт-оф-Форт закончен!

22. Подходной виадук к Фортскому мосту с южного берега:

23. Памятная табличка на одной из опор:

24. Автомобильный, железнодорожный Фортские мосты и пристань с нашим катером:

Мне доводилось видеть много разных мостов, но Фортские мосты оставили одно из самых сильных впечатлений!
Рассказ про остров Инчкольм >>>
К оглавлению >>>