uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Зона отчуждения 28 марта 2008 года. Чернобыль и ЧАЭС
uritsk
Изображение

Я давно хотел побывать в Чернобыле - помню, еще в 90-х (возможно, на 10-летнию годовщину событий или даже чуть ранее) смотрел по телевизору репортаж с тех мест (особенно тогда поразили кадры брошенного города Припять), и конечно родилась мечта когда-нибудь там побывать. Тогда это казалось чем-то совершенно несбыточным, а само место - смертельно страшным и опасным, но шло время, минула 20-я годовщина аварии, приближалась 22-я, и этой весной возможность побывать в Чернобыле стала, наконец, осязаемой реальностью.


Я сразу записался в список участников поездки 15 марта, и даже купил билеты на поезд, когда за два дня до отъезда случилось непредвиденное - пришлось внепланово выходить на работу и поездка 15 марта для меня сорвалась - помню, с какими чувствами провожал наших ребят на Киевском вокзале. Впрочем, что толку горевать? И уже на следующий день я записался и оплатил поездку в Чернобыльскую зону на 28 марта, организуемую интернет-порталом Припять.com. На этот раз с работой всё вышло лучше не бывает, и утром в пятницу 28 марта я был в Киеве у Южного терминала ж/д вокзала. Именно отсюда в 7-30 утра и началась наша поездка. Конечно, немного жаль, что не удалось съездить в Чернобыль с друзьями и коллегами по порталу, но были тут и свои плюсы - удалось познакомиться со многими интересными людьми, ну и маршрут наш в чём-то тоже отличался. Но обо всём по порядку.

Впечатления от поездки оказались необычайно сильными - их сложно передать словами и фотографиями. Поэтому я не буду в дальнейшем вдаваться в пространные комментарии, а просто выложу здесь некоторые свои фотографии из поездки.

Группа была большая: 41 человек, не считая провожатых - в основном с Украины, России, Беларуси, а также два поляка и еще один иностранец (точно не помню откуда). На маршруте нас сопровождали представители портала pripyat.com, а также агентства "Чернобыльинтеринформ", непосредственно организующие поездки в зону.

Перед отъездом в автобус зашли представители МЧС Украины - посмотрели на наши лица на предмет их трезвости и адекватности, пожелали счастливого пути и традиционных усілякіх гараздів, после чего в 7-30 утра поездка началась. :)

Едем по трассе, любуясь живописными северными пригородами Киева и периодически попадающимися по пути автораритетами, мысленно готовясь к "знакомству" с Чернобылем
Изображение

Вскоре по телевизору включают несколько видеофильмов про трагедию, в которых старые кадры перемежаются с современными видеофрагментами и тревожными голосами репродукторов, звучавших в Припяти в 1986 году.
Изображение

Небольшая остановка в пути. Надо сказать, нам очень повезло с погодой - в Киевской области настоящая весна: +12, солнышко...
Изображение

Изображение

Последняя развилка перед "зоной":
Изображение

В 9-40 утра подъезжаем к КПП Дитятки- одному из нескольких КПП, через которые осуществляется въезд в "30-километровую зону отчуждения".
Изображение

Влево и вправо от КПП простирается забор, окружающий всю зону, расположенную на территории Украины и Беларуси на площади около 5 тысяч кв. км:
Изображение

По дороге в чаще молодого леса проглядывают заброшенные сёла - впечатляющее зрелище!

Следующая остановка - город Чернобыль.

В Чернобыле ненадолго останавливаемся в центре "Чернобыльинтеринформ" - здесь есть столовая, гостиница, здесь нам еще раз проводят инструктаж, и проводится небольшая вводная лекция. Тут же есть возможность приобрести фотоальбом о Чернобыльской катастрофе.
Изображение

Изображение

Изображение

Чернобыль находится за пределами другого, десятикилометрового радиуса, который окружает центр авариии – станцию и город Припять. Он и по сей день остается городом с действующей инфраструктурой. Нет в нем только кинотеатра, стационарной больницы, загса, детского сада и школы, все остальные структуры, присущие обычному городу, здесь есть. Именно их обслуживанием и занимаются приезжие работники.

Чернобыль – город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен, а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне. Все сотрудники работают здесь вахтовым методом. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно.

Заброшенные частные дома
Изображение

И обжитые пятиэтажки:
Изображение

Автовокзал,
Изображение

Изображение

Внутри здания автовокзала (в здании, кстати, работает магазин):
Изображение

А мы едем дальше...

Следующая небольшая остановка - памятник пожарным, установленный у пожарной части Чернобыля. Пожарные этой части одними из первых (а если точнее, то, если не ошибаюсь, третьими) прибыли на место аварии. Очень сильный памятник!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Затем ненадолго отклоняемся от небольшого маршрута в сторону АЭС, и направляемся в порт Чернобыля. В Чернобыле до аварии были пристань на Припяти и небольшой судоремонтный завод. Сейчас здесь находятся останки нескольких судов, участвовавших в ликвидации последствий аварии:
Изображение

Изображение

Впрочем, по соседству стоят и вполне живые суда, сейчас работающие в этом районе:
Изображение

После порта заезжаем на мост через Припять, расположенный на трассе на Чернигов и Славутич.
Изображение

Изображение

С моста можно полюбоваться рекой Припятью и живописными пейзажами Полесья.

Изображение

Изображение

Припять - крупнейший приток Днепра (после создания Киевской ГЭС впадает в Киевское водохранилище), на большей части своего протяжения текущая по Белоруссии, а на устьевом участке на протяжении нескольких десятков километров - по Украине. Припять - главная судоходная магистраль Белоруссии, в бассейне которой находятся несколько крупных портов (Мозырь, Пинск), свянная с крупнейшим приграничным транспортным узлом, городом Брестом посредством Днепровско-Бугского канала. В устье Припять несёт лишь немного меньше воды, чем Ока у Рязани.

По Припяти белорусские суда попадают на Днепр и далее на Черное море (в порту Мозыря, например, есть суда река-моря, перевозящие удобрения по транзитному маршруту Мозырь - Одесса. Вот одно из таких судов в порту Мозырь:
Изображение)

Ну а мы наслаждаемся рекой Припятью с Чернобыльского моста. :o

Несмотря на конец марта, на Припяти уже выставлена судоходная обстановка (кстати, содержанием 50-километрового участка от границы с Белоруссией - до устья Припяти, думаю, и занимаются речники Чернобыльского затона)
Изображение

Видимо, работает и Киевский шлюз. Кстати, еще немного истории:
После аварии на ЧАЭС шлюз Киевской ГЭС на Днепре в год Чернобыля совершил более девяти тысяч шлюзований (это примерно столько же, сколько через Городец, при том, что на Городце две нитки). Через шлюз вверх на Припять прошли десятки судов, помогая спастись людям и ликвидировать последствия трагедии. После этого вскоре Киевский шлюз вышел из строя, и транзитное судоходство с Беларуси на Украину прекратилось. Долгое время шлюз не работал - и лишь в 1998 году, спустя 12 лет после трагедии, ремонт завершился: первым в обновлённом гидроузле прошлюзовался и вышел в Киевское вдхр. так хорошо знакомый всем нам теплоход 302 проекта "Алексей Ватченко".

Это было небольшое речное отвлечение. :)

А пока, с моста, вдали за лугами Полесья мы могли лицезреть силуэт Чернобыльской атомной электростанции:
Изображение

Туда нам и предстояло направиться...

Итак, двигаемся далее...

Развернувшись за припятским мостом, автобус подбирает энтузиастов, и мы продолжаем маршрут - возвращаемся в Чернобыль, и снова выходим на трассу, ведущую к АЭС.

Вскоре на нашем пути ещё один пост - граница 10 километровой зоны, непосредственно окружающей эпицентр аварии. Внутри этой зоны находятся сооружения АЭС и город Припять.

Изображение

Небольшая остановка посреди дороги. Сопровождающие предупреждают нас, что отныне надо быть особенно внимательными - не отступать с маршрута, не отдаляться от сопровождающих, по возможности, не сходить с асфальтового покрытия.

Изображение

Проезжаем еще несколько километров, и снова остановка - у обочины дороги стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне, а в глубине за деревьями - заброшенный детский садик.
Изображение

Изображение

Кое-какие внутренние интерьеры ещё сохранились:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Точно такой же шкафчик был когда-то и у меня в детском садике...
Изображение

Изображение

Изображение

Надо сказать, некоторые "декорации" (такие, как кукла, лежащая посреди осколков стекла, ноты, залитые чернилами, или разбросанные посреди школы противогазы - это будет потом, в Припяти) были созданы уже много позже трагедии некоторыми посетителями зоны. А ещё в 2000 году, по словам людей регулярно бывающих в зоне, ничего этого не было - ни противогазов, ни чернил, и куклы в садике стояли в игровом уголке, так как им и полагается стоять в любом детском садике.

После осмотра садика снова садимся в автобус. Следующий пункт - Чернобыльская АЭС.
Сооружения атомной электростанции занимают значительную площадь, и в настоящее время здесь работает несколько тысяч человек. Последний, третий, энергоблок был остановлен в 2000 году, и сейчас АЭС находится в процессе вывода из эксплуатации. На территории АЭС несколько строек - в частности, хранилища радиоактивных отходов. Также ведутся работы и на четвертом энергоблоке - совсем скоро здесь начнется строительство нового саркофага.

Пятый энергоблок, строительство которого было остановлено сразу после аварии в 1986 году, когда он находился в состоянии 90%-й готовности:
Изображение

Дороги в зоне не так пусты, как кажется:
Изображение

Еще несколько промышленных пейзажей:
Изображение

Изображение


Проехав вдоль территории АЭС, автобус остановился у четвертого энергоблока, где внутри павильона состоялась небольшая экскурсия у макета ЧАЭС, внутри которого воссоздана обстановка после аварии:
Изображение

Изображение

Изображение

Таким будет новый саркофаг:
Изображение

Центр управления четвертым энергоблоком:
Изображение

Человек в реакторе:
Изображение

Четвертый энергоблок АЭС, на котором в 1986 году произошла авария:
Изображение

И установленный около него памятник:
Изображение

Фото на память:
Изображение

После осмотра четвертого энергоблока и экскурсии у макета, мы направились к административному зданию АЭС.

Без комментариев...
Изображение

Ходемчук Валерий Ильич - сотрудник четвертого энергоблока, бывший на вахте в ту роковую ночь. Его останки найти так и не удалось...
Изображение

Памятник Прометею, ранее стоявший в центре города Припять и бывший одним из его символов, а позднее перевезенный сюда - к АЭС:
Изображение

А мы покидаем Чернобыльскую АЭС и направляемся в Припять - когда-то молодой город атомщиков, возникший одновременно со строительством АЭС, а ныне город-призрак, всё население которого было эвакуировано 22 года назад 27 апреля 1986 года, через сутки после аварии.

Часть 2. Прогулки по городу Припять >>>>


  • 1

А название катера сфоткали?

ОТЛИЧНЫЕ ФОТО, СУПЕР!

Катер в Чернобыльском затоне который вы засняли с борта, имел в 2002-2003 году неофициально название: "Сталкер" -- так было написано на табличке на мостике над рубкой -- с носа читалось отлично. Интересно, есть ли оно сейчас? А за 5 лет с вашего репортажа -- март-апрель 2003 года ну ничего в Чернобыле не поменялось...За бакены в Чернобыле отвечает "Укрводпуть" и их выставляет спецсудно из Киевского речпорта.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account