uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Сахалин. Первое знакомство. Южно-Сахалинск. Краеведческий музей
uritsk
Изображение

Ну вот и остались позади майские праздники – пришло время подводить некоторые итоги. Если на Первомай мы с друзьями ездили в цветущий Киев, то вторые майские прошли для меня в совершенно ином формате – мы с Серёгой слетали на Сахалин. Признаться, многие коллеги и знакомые, узнав о подобных намерениях, крутили пальцем у виска и сочувствующе поглядывали на нас, как смотрят врачи-психиатры на безнадёжных душевнобольных: «Как? На Сахалин!? В начале мая!?? Всего на 3 дня???» - говорили они. А я вот, признаться, совершенно не разделяю подобных мнений, а уж после возвращения из этой поездки и подавно – во-первых, Россия, как ни странно, состоит не только из области, очерченной Московской Кольцевой автодорогой, во вторых, если путешествовать и смотреть места только тогда, когда там пик сезона, то лучше вообще никуда не ездить, а что касается трёх дней – то и за это время можно увидеть много чего интересного и получить общее представление даже о таком большом регионе, как Сахалин и его окрестности - с тем, чтобы когда-нибудь сюда вернуться в более глобальном и продолжительном формате. К счастью я не одинок в подобном мнении, и когда однажды в начале марта предложил эту идею Серёге – он с радостью ее поддержал. Традиционно никакой подготовки, полный полёт энтузиастской души: взяли билеты – и о грядущей поездке можно временно забыть - с тем, чтобы вновь вспомнить о Сахалине, встретившись 6 мая в аэроэкспрессе, идущем в Шереметьево.


Я люблю путешествовать по России, при этом поездки в Сибирь и на Дальний Восток всегда стоят как-то особняком – побывав там раз, невольно хочется возвращаться снова и снова. И всегда возвращаюсь! Началось всё в 2006 году с до сих пор памятной для меня трехнедельной командировки в Магадан, потом были путешествия на теплоходах по Енисею и Лене, экспедиции на Камчатку и Байкал, в прошлом году на ноябрьские праздники мы с Серёгой летали в Хабаровск и Владик, теперь вот пришёл черёд Сахалина. Невольно задумываешься – с чем же это связано? Мне кажется, тут несколько факторов – необъятные и мало покоренные человеком просторы, очень красивая природа, интереснейшая история, связанная с этими местами – история экспедиций и смелых путешествий в неизвестное, простые, добрые и отзывчивые люди (а таких в Сибири и на Дальнем Востоке большинство). И даже перелет на Дальний Восток – это целый ритуал: 9 часов через всю Россию! Уже одно это всегда захватывает, и именно пересечением просторов необъятной Родины нам с Серёгой и предстояло заняться в ночь с 6 на 7 мая 2011 года на борту Боинга-767 «Аэрофлота». Все аэрофлотовские 767-е, как известно, носят имена русских писателей и поэтов – «А.Пушкин», «М.Лермонтов», «А.Чехов», «Л.Толстой», «Ф.Достоевский», «И.Тургенев», «Н.Некрасов», «А.Куприн», «И.Бунин», «С.Есенин», «А.Блок». В эту же ночь нам предстоит пересекать Россию на VP-BWW «Сергей Есенин».

Изображение

Едва самолёт вынырнул из облаков, приближаясь к Южно-Сахалинску, стало ясно: синоптики не врут – над островом низкая облачность, сопки покрыты снегом. Мы конечно прекрасно знали, что на Дальнем Востоке сезон сдвинут относительно нашего на месяц (сентябрь там примерно соответствует нашему августу, а в начале мая весна только-только начинается) и соответствующе экипировались к поездке – но так хотелось увидеть внизу цветущий каштанами Киев или хотя бы начинающую зеленеть Москву… Но нет – чудес не бывает: Сахалин встречает заходящий на посадку борт заснеженными сопками. :)

Изображение

Проходим над центром города и вскоре производим посадку в местном аэропорту Хомутово:

Изображение

Сойдя с трапа самолёта, мы с Серегой невольно рассмеялись - лицезрение заснеженных сопок на пронизывающем ветру неизбежно пробуждает чувство юмора – «Вот энтузиасты - 7 мая на дворе, и куда мы прилетели!». Впрочем, именно в этом и есть самый кайф таких путешествий – пропустив по чашке кофе, садимся на маршрутку, и направляемся в центр города. Южно-Сахалинск сильно вытянут с севера на юг, и проспект Мира, главная улица города, словно ось, пронизывает его на всём протяжении. Выйдя там, где на взгляд кажется «поцентрее», понимаем, что угадали – по Коммунистическому проспекту, перпендикулярному проспекту Мира, направляемся к железнодорожному вокзалу.

Сахинцентр:

Изображение

Здание правительства Сахалинской области:

Изображение

А вот и площадь перед вокзалом, на которой, естественно, возвышается памятник вождю:

Изображение

Погода не ахти – даже всегда оптимистичные голуби нахохлились: :rolleyes:

Изображение

Фонтаны перед вокзалом:

Изображение

Изображение

Сахалинская железная дорога, как известно, ещё с японских времен узкоколейная. Изучаем расписание – два поезда в северную часть Сахалина до Ногликов, один чуть ближе до Тымовска и один до Томари.

Изображение

Изображение

Изначально у нас были мысли сгонять в Северную часть острова – в Ноглики и далее на автобусе в Оху. Однако, поразмыслив, решили, что в нашем формате (3 дня и обратный вылет из Южно-Сахалинска) лучше не суетиться и не спеша посмотреть ближайшие к Южно-Сахалинску окрестности. А в северную часть острова съездим в следующий раз.

Фото на память у вокзала:

Изображение

А теперь осталось только разобраться с гостиницей – ага, «Пасифик Плаза» на проспекте Мира. На вид классный отель – подойдёт! Таким образом, программа поездки постепенно прояснялась – сегодня знакомимся с Южно-Сахалинском, завтра – Корсаков, послезавтра – Холмск и западное побережье острова, плюс в один из ясных дней (если таковые конечно будут) – хорошо бы забраться вон на ту возвышающуюся над городом здоровенную сопку! Ну а первым делом – в краеведческий музей, который нахваливали все бывавшие на Сахалине знакомые.

Проспект Мира:

Изображение

Надо сказать, Южно-Сахалинск в целом оставляет весьма позитивное впечатление: вполне ухоженный и опрятный город, аккуратненькие дома, чистые дворы, довольно много недавно возведённых современных зданий. Хотя конечно, как и везде, есть тут и более «трущобные» районы.

50 лет Октября – обожаю такие старые советские панно!

Изображение

А вот и Серёга на фоне Коммунистического проспекта:

Изображение

Сахалинский краеведческий музей располагается в здании музея бывшего японского губернаторства Карафуто, построенном в 1937 году – в период, когда южная часть Сахалина принадлежала Японии.

Изображение

Изображение

Изображение

Русская пушка второй половины XIX века – такие пушки в том числе использовались и при обороне Порт-Артура в Русско-Японскую войну 1904-1905 годов:

Изображение

А теперь – ознакомимся с экспозициями музея более подробно.

Сахалин и Курильские острова находятся в зоне вулканической активности. На фото – извержение вулкана Сарычева на Курильском острове Матуа:

Изображение

Первые стенды рассказывают о жизни и быте коренных народностей, населявших Сахалин – айнов (на юге острова) и нивхов (на севере):

Изображение

Изображение

…а также о растительном и животном мире острова - как бывшим…

Изображение

…так и нынешним: :)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

До середины XIX века права на остров не были закреплены в соответствии с нормами международного права. По Симодскому трактату (1855 г.) между Россией и Японией Сахалин был признан их совместным нераздельным владением. Неясность такого статуса была очевидна для обеих сторон, и по Санкт-Петербургскому договору 1875 года Россия получила в собственность остров Сахалин, взамен передавая Японии все северные Курильские острова. Свободное заселение Сахалина, богатого углем, рыбой, лесом, не состоялось по многим причинам: в силу холодного климата, отдаленности и отсутствия транспортного сообщения с материком. В период совместного российско-японского владения на побережьях острова были основаны русские военные посты Кусунайский (1857). Мануйский (1859), Корсаковский, Тихменевский (1869) и другие. Первые каторжане прибыли из Сибири на разработку угля в Дуэ в 1859 году. Спустя десятилетие в 1869 году Сахалин был официально объявлен местом каторги и ссылки уголовных, а позже и политических преступников. В период каторги (1869 – 1906) остров заселялся ссыльнокаторжными, ссыльнопоселенцами и добровольно следовавшими за ними семьями из разных концов Российской Империи.

Каторжан грузили на пароходы в портах:

Изображение

И долгим путем через Суэцкий канал и Индийский Океан везли на Дальний Восток Российской Империи:

Изображение

Изображение

Изображение

Для строительства сел и дорог, устройства сельскохозяйственных угодий каторжане расчищали тысячи гектаров леса, заготавливали древесину, в рудниках добывали уголь. В долинах строились русские села Мало-Александровка, Рыковское, Дербинское, Соловьевка, Мицулька, Владимировка и другие. Поселенцы выращивали злаковые и овощные культуры, занимались торговлей, обучением детей, лечением больных. На острове было основано три округа – Александровский, Тымовский и Корсаковский. Сахалин управлялся военным губернатором, канцелярия которого находилась в административном центре в посту Александровском, основанном в 1881 году. К концу 19 века многонациональное население острова составляло около 40 тысяч человек. В десятках стойбищ жили коренные народы севера – нивхи, айны, уильта (ороки), эвенки.

В это время, в 1890 году, остров Сахалин посетил А.П. Чехов:

Изображение

Во время Русско-Японской войны Сахалин был занят японскими войсками, численно значительно превосходившими оборонявшие остров русские воинские формирования. После поражения Российской Империи в Русско-Японской войне по Портсмутскому мирному договору южная часть острова Сахалин отошла к Японии – граница уступаемой территории прошла по 50 параллели северной широты.

Главный уполномоченный на переговорах в Портсмуте, председатель комитета министров С.Ю.Витте, «граф Полусахалинский», 1905 год:

Изображение

Схема пограничной черты и установки пограничных знаков между российской и японской частями Сахалина по 50 параллели:

Изображение

Работа разграничительной комиссии:

Изображение

Один из пограничных знаков – с южной стороны Япония, с северной – Россия:

Изображение

Изображение

Чертеж пограничного знака на 50 параллели:

Изображение

Вскоре после революции, в период с 1920 по 1925 годы, северная часть Сахалина была оккупирована японскими интервентами – таким образом, в течение пяти лет весь остров целиком находился в японском владении. Возвращение Северного Сахалина в состав Советского Союза состоялось в мае 1925 года после подписания Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией. Граница вновь прошла по 50 параллели, южная часть острова принадлежала Японии, а северная – СССР (в 1932 году в составе Дальневосточного края была образована Сахалинская область со столицей в Александровске).

На Южном Сахалине японское губернаторство Карафуто было учреждено в Одомари (Корсаков) 1 апреля 1907 года. В августе 1908 года военная и гражданская администрации переехали в новый центр Тоехара (село Новая Владимировка, ныне Южно-Сахалинск). В период колонизации была создана многоотраслевая экономика – рыбная, угольная, лесная и бумажная промышленности, на Южном Сахалине было построено 9 бумажных заводов, более 20 шахт, строились города и поселки, была создана сеть шоссейных и железных дорог, действовало паромное сообщение с островом Хоккайдо. Из Японии и Кореи по вербовке на Южный Сахалин привозили тысячи японских и корейских переселенцев. В 1941 году в губернаторстве Карафуто проживало около 400 тысяч человек: японцы, корейцы, айны, якуты, эвенки, нивхи, ороки, а также русские и поляки, оставшиеся здесь после Русско-Японской войны.

Курильские острова в то время также принадлежали Японии. Симодский мирный договор 1855 года установил границы между Россией и Японией на Курильских островах: Малая Курильская гряда, Кунашир и Итуруп отошли Японии, Северные острова оставались за Россией. По Санкт-Петербургскому договору 1875 года Япония уступала России свои права на Сахалин в обмен на все Курилы – японская колонизация Курильских островов продолжалась с 1875 по 1945 годы.

Стенды музея, рассказывающие о японском периоде истории Южного Сахалина.

Изображение

Железная дорога и мост на Маока (Холмск) в 1930 годы:

Изображение

1418 дней и ночей советский народ вел тяжёлую Отечественную войну с фашистской Германией. В армию было мобилизовано 16875 сахалинцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной против фашистов.

Одним из участников битвы под Москвой стал гвардии младший лейтенант Петр Дмитриевич Соснин:

Изображение

В годы войны огромную роль сыграла сахалинская нефть, добывавшаяся на северной части острова, а также рыбные запасы Сахалина – Дальний Восток был главным поставщиком рыбной продукции для Красной Армии.

8 августа 1945 года СССР объявил войну милитаристской Японии – начались бои на Дальнем Востоке по освобождению Маньчжурии, Китая, Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Наступательная операция по освобождению Южного Сахалина началась 11 августа – в течение недели советские воины, неся значительные потери, отчаянно дрались на подступах к опорным пунктам в Котонском укрепрайоне. Одновременно подразделения Северной Тихоокеанской флотилии и 16 армии высадили военный десант на западное побережье острова. 15 августа был взят административный центр Карафуто – город Тойохара (Южно-Сахалинск). Бои за освобождение Курильских островов вели части Камчатского оборонительного района. Несмотря на трехкратное превышение сил противника, к исходу 23 августа 12 тысяч японских солдат и офицеров на острове Шумшу сложили оружие. 24 августа был разоружен гарнизон в Парамушире, затем заняты и остальные Курильские острова. Капитуляция Японии произошла 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури». Вторая мировая война закончилась.

Стенд, посвященный Второй мировой войне:

Изображение

Листовка 1945 года:

Изображение

2 февраля 1946 года была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края, а со 2 сентября 1947 года весь Сахалин и Курилы вошли в состав Сахалинской области, которая была выделена в самостоятельную область РСФСР.

1 мая 1946 года на площади Южно-Сахалинска:

Изображение

Японское население Южно-Сахалинска на митинге 1 мая 1946 года с муляжом тюленя. Лица не очень веселые...

Изображение

В июле 1946 года на Юге Сахалина проживало 305800 человек, из них 277600 японцев и 27000 корейцев. В декабре 1946 года между СССР и США была достигнута договоренность о репатриации японского населения из СССР. Для пополнения трудовых ресурсов правительством было организовано массовое переселение на Сахалин и Курильские острова жителей различных регионов.

В заключение мы с Серёгой посмотрели стенды, рассказывающие о послевоенном периоде Сахалинской области и нынешнем дне острова.

Прибытие на Сахалин первого тепловоза «Советский комсомолец»:

Изображение

Паромная переправа Ванино – Холмск:

Изображение

Изображение

Первый рейс пассажирского дизель-электрохода «Приамурье» по маршруту Владивосток – Корсаков. Как жаль, что сейчас нет таких рейсов!

Изображение

Модель траулера:

Изображение

С начала 2000-х годов начался перевод Сахалинской железной дороги с узкой колеи на широкую. Работы планируется завершить до 2016-2020 годов.

Изображение

Эксплуатационная длина железной дороги на 1992 год составляла 1072 км, на 2006 год — 804,9 км. Сокращение длины дороги происходило за счет закрытия малоиспользуемых участков: Дачное — Анива, Долинск — Стародубское, недавно была прекращена эксплуатация участка Холмск — Южно-Сахалинск. В настоящий момент основное направление Сахалинской железной дороги – Корсаков - Южно-Сахалинск – Ноглики и отходящая от нее в Арсентьевке ветка на западное побережье на Томари, Холмск и далее Невельск. Круглогодичной паромной переправой Холмск – Ванино Сахалинская железная дорога связана с материком.

Ну а сегодняшний Сахалин – это в первую очередь колоссальные месторождения и нефтегазовые проекты Сахалин-1, Сахалин-2 и в перспективе Сахалин-3 по разработке и добыче нефти и газа для России и в очень большой части – на экспорт.

Изображение

Изображение

Модель газовоза «Гранд Анива»:

Изображение

Изображение

Проект Сахалин-2. Платформа «Моликпак» - первая морская нефтедобывающая платформа в России:

Изображение

Изображение

Выносное причальное устройство для отгрузки нефти возле нового терминала "Пригородное" близ Корсакова. Забегая вперед, скажу, что завтра мы этот «краник» увидим вживую. :rolleyes:

Изображение

Да, Сахалинский краеведческий музей действительно оставляет очень сильное впечатление! Право стоит начинать знакомство с Сахалином именно с него!

От краеведческого музея совсем недалеко до Площади Славы, где горит Вечный огонь и находится монумент советским воинам, павшим за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. По дороге проходим мимо Дома Офицеров, во дворе которого обнаружился Су-15 и другая военная техника:

Изображение

Изображение

Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска:

Изображение

Еще одно дивное советское панно – «Восток-5» и «Восток-6»: Быковский и Терешкова в космосе! :rolleyes:

Изображение

Изображение

А вот и Площадь Славы:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

День подходил к своему логическому завершению… Но прежде, чем он к нему действительно подошёл, мы сгоняли в Долинск – как говорили Серёгины друзья, бывавшие на Сахалине, город дивной красоты, возле которого к тому же находится ещё и кладбище заброшенной военной техники. Сказано-сделано – садимся в автобус на автовокзале, и вперёд, в неизведанное! Автобус вот уже почти час пилит по петляющей дороге, дождь становится всё сильнее и сильнее, за окном мелькают какие-то склады, народ то выходит, то заходит. Время восьмой час… Куда мы едем!? Во второй раз за сегодняшний день мы с Серегой, не сговариваясь, начинаем неистово ржать (первый был, напомню, на трапе самолёта). Впрочем, вот и Долинск – направо уходит дорога, ведущая по расчетам к кладбищу военной техники. А мы выходим на пошарпанной привокзальной площади, к которой примыкает какой-то разрушенный то ли перестройкой, то ли ещё раньше – японскими милитаристами – не то склад не то коровник. Дождь стеной! – если идти в такую погоду по просёлочной дороге на кладбище военной техники, то мы и сами вполне можем пополнить коллекцию кладбищенских экспонатов. Поэтому, бегло ознакомившись с долинским вокзалом, разрушенным милитаристами и империалистами коровником, а также примыкающим к нему сельским туалетом, садимся в обратный экипаж и возвращаемся в Южный (как называют сахалинцы свой областной центр), по пути обсуждая возможные блестящие перспективы переноса в Долинск инновационного центра Сколково. Час пути под непрекращающимся проливным дождём – и около девяти вечера мы снова в центре Южно-Сахалинска. Вот теперь, в огромном диско-баре на восьмом этаже гостиницы – и состоялось логическое завершение сегодняшнего дня!

Да, пользуясь случаем, хотел бы извиниться перед всеми жителями Долинска, что немного подтрунивал тут выше перед их, как я искренне считаю, в целом вполне нормальным городом – но просто бывают такие веселые и бесшабашные энтузиастские вылазки в поисках дивных красот!

Следующая часть >>>


  • 1
Здание с первой фотки очень красивое, так мог выглядеть весь остров. остальные здания -страшны(((

  • 1
?

Log in

No account? Create an account