uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Прогулки по Иркутску
uritsk
Изображение

Иркутск – один из старейших городов Восточной Сибири, административный центр Иркутской области, расположенный на берегах реки Ангара в 68 километрах ниже её истока из Байкала. Население города – около 600 тысяч человек. На карте Сибири Иркутск, как и большинство сибирских городов, появился в середине 17 столетия. Он начался с острога, заложенного 6 июля 1661 года в устье реки Иркут, крупного левого притока Ангары, затем перерос в поселение, получившее в 1686 году статус города. Иркутск начал бурно развиваться в 17 веке – этому городу суждено было «прорубить окно» на Восток – осваивать путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, на Аляску формировались в Иркутске. Отсюда началось заселение берегов Амура, в Иркутске была сформирована база для снабжения продовольствием и снаряжением экспедиций Беринга, здесь же основана контора известной Русско-американской компании, в 19 веке ведущей торговлю и освоение новых земель от Аляски до Японии, через Иркутск ехали первые посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай, оптовая торговля в Восточной Сибири в первой половине 19 века была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. В 19 веке Иркутск по своей величине занимал первое место среди других городов Сибири и являлся административным и культурным центром огромной территории от Енисея до Тихого океана.


С 19 века Иркутск стал известен, как один из главных центров ссылки в России – уже к концу 19 столетия на двух коренных сибиряков здесь приходился один ссыльный. В разное время здесь жили сосланные декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Иркутск был одним из главных центров контрреволюционного движения в Сибири. В 1918-1920 годах город находился во власти колчаковцев. Сам Колчак также был задержан 7 февраля 1920 года именно в Иркутске.

В последующие (и особенно послевоенные) годы в городе и области активно развивалась промышленность и городская инфраструктура – строились различные заводы, фабрики, развивался транспорт, возводились мосты через Ангару, на Ангаре были сооружены три (и ещё одна, Богучанская, строится) мощных ГЭС, возводились и возводятся новые жилые районы.

В ходе путешествия у меня получилось дважды погулять по Иркутску – в первый день с группой, а также ближе к концу экспедиции, когда перед поездкой на бухту Песчаная я провёл ещё один день в городе. Но – обо всём по порядку.

Площадь Кирова (в разное время она называлась Кремлевская, Спасская, Богородская, Тихвинская, Гостинодворская) – центральная площадь города. По периметру площади находится несколько зданий – Центральный банк, мэрия Иркутска, лингвистический университет, администрация Иркутской области и гостиница «Ангара», центральная гостиница города.

Изображение

Изображение

Изображение

Рядом с административным зданием в 2001 году была поставлена часовня в память об уничтоженном в 1932 году величественном Казанском соборе, который находился прежде на этом месте. Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших в России, вмещал около 5 тысяч человек, а по размерам был сопоставим с Исаакиевским собором в Петербурге и Храмом Христа Спасителя в Москве. После того, как в 1932 году Казанский собор был взорван, его обломки использовались для засыпки площади, в результате чего уровень нынешней площади Кирова поднялся на один метр.

Справа от административного здания на берегу Ангары находится историческое ядро города – Спасская церковь, Богоявленский собор и католический костёл.

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и Ангара. Течение реки стремительное, вода удивительно чиста и прозрачна, даже в летний день на набережной прохладно – от Ангары веет ледяным дыханием её отца Байкала

Изображение

Изображение

Птичка на берегу…

Изображение

Птичка в небе - борт «Аэрофлота» заходит на посадку в Иркутске:

Изображение

Напротив исторического центра города расположено устье Иркута, возле которого находятся затон, судоремонтный завод и портовые сооружения.

Изображение

Вообще в Иркутске есть два основных центра флота – один на Ангаре (этот флот работает на реке и Братском водохранилище от Иркутска до Братска), а другой на Иркутском водохранилище (флот, работающий Иркутском море и на Байкале). Между двумя бьефами связи нет – Иркутская ГЭС, расположенная в южной части города, не имеет судопропускных сооружений.

Изображение

Уйдём ненадолго от реки и снова направимся в город – памятник уроженцу Иркутска герою Советского Союза генерал-лейтенанту А.П.Белобородову:

Изображение

Вечный огонь:

Изображение

Изображение

Католический костёл:

Изображение

Спасская церковь:

Изображение

Садимся в наш микроавтобус и продолжаем знакомство с городом. Следующая остановка – расположенный чуть ниже на правом берегу Ангары Знаменский монастырь (его было видно с набережной центра города).

Изображение

На территории монастыря похоронен Г.И. Шелихов – один из первых исследователей Курильских островов и Аляски.

Изображение

Изображение

Прямо напротив центрального входа покоится прах Е.И.Трубецкой – урождённая графиня Лаваль, она первая из жён декабристов, добровольно последовавшая вслед за мужем. Ради возможности быть вместе с супругом Е.И.Трубецкая отказалась от гражданских прав, богатства и общественного положения, долгие годы она жила в тяжелейших условиях. Рядом с памятником княгине помещён четырёхугольный камень – памятник на месте погребения детей Трубецких: Софии, Владимира и Никиты.

Изображение

А в сквере перед Знаменским монастырём в 2004 году был открыт ещё один очень интересный памятник – адмиралу А.В. Колчаку, полярному исследователю, «Верховному правителю» России в 1919 году, расстрелянному рядом с этим местом в 1920 году.

Изображение

Изображение

Следующая остановка нашей экскурсии – около памятника Александру III, установленного на берегу Ангары напротив железнодорожного вокзала. Этот монумент был открыт в 1908 году как благодарность за принятое императором решение о строительстве Транссибирской магистрали. Два других памятника Александру III были примерно в то же время открыты в Петербурге и Владивостоке (начальной и конечной точках Транссиба). В советское время памятник был демонтирован, а в 2002 году по инициативе Восточно-Сибирской железной дороги – восстановлен на прежнем месте.

Изображение

Изображение

Железнодорожный вокзал на противоположном берегу и арочный автодорожный мост через Ангару.

Изображение

Изображение

Изображение

Рядом с памятником Александру III находится ещё одно очень известное здание Иркутска – так называемый «Белый дом», старинный особняк постройки начала 19 века. В революционные годы в декабре 1917 года в этом здании находился Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии, а во время контрреволюционного восстания с 24 по 30 декабря 153 красногвардейца героически выдерживали осаду окруживших их превосходно вооружённых юнкеров. В память о погибших у Белого дома 107 красногвардейцах установлены мемориальная доска и памятник борцам революции.

Изображение

Изображение

Экскурсия по Иркутску произвела сильное впечатление – даже несмотря на то, что после бессонной ночи очень хочется спать.

...................................................................................................................................

Сегодняшний день получился стыковочным – последние три дня путешествия я проведу в бухте Песчаная, куда можно добраться только по воде на судне на воздушной подушке «Баргузин», которое отправляется из Иркутска в Песчаную по средам, пятницам и воскресеньям; «Комета» же из Северобайкальска приходит по средам и субботам: таким образом, приехав с севера Байкала в Иркутск в среду, на Песчанку я уезжал в пятницу, а четверг получился свободным днём в Иркутске. Что ж, это неплохо: сегодня, надеюсь, смогу поподробнее познакомиться с городом – а то в первый день мы были с самолёта, сонные, да и свободного времени на Иркутск практически не было: только базовые пункты обзорной экскурсии. Сегодня же я погуляю по городу никуда не торопясь в свободном формате.

После долгих странствий по Байкалу я самым нахальным образом продрых до полудня, проспав и завтрак, и безуспешные попытки уборщицы достучаться до меня, чтобы устроить утреннюю уборку номера. Выспавшись, сходил в ресторан, где побаловал себя супом из осьминога и ещё каких-то заморских морепродуктов, бараньей вырезкой, нежным овощным салатом и двойным эспрессо – на Байкале часто приходилось питаться в походных условиях, поэтому, находясь в отеле в центре Иркутска, мне что-то захотелось для разнообразия порадовать свой бездонный желудок чем-нибудь эдаким.

Наконец, после обеда я вышел на улицу и, несмотря на премерзкую погоду, полный благодушного настроения пошёл гулять по городу, куда глаза глядят. В книжном магазине прикупил несколько очень интересных карт и книг по Прибайкалью, а после этого направил стопы по улице Сухэ-Батора, одной из центральных городских улиц.

Изображение

Изображение

Изображение

Памятник Ильичу на перекрёстке улиц Ленина и Маркса:

Изображение

Изображение

Здание управления Восточно-Сибирской железной дороги:

Изображение

Изображение

А это памятник Александру Вампилову, известному иркутскому драматургу, трагически погибшему в 1972 году в возрасте 35 лет (неподалеку от порта Байкал перевернулась моторная лодка, и писатель не смог выплыть из ледяных вод Байкала).

Изображение

Изображение

Иркутский драматический театр.
Изображение

«Белый дом», о котором я уже писал в рассказе о первом дне путешествия:

Изображение

Изображение

Памятник Александру III на берегу Ангары:

Изображение

Вдоль берега реки проходит бульвар Гагарина:

Изображение

Здесь на набережной находится вторая центральная пассажирская пристань Иркутска, от которой отправляются суда вниз по Ангаре. Вот расписание движения «Метеора» Иркутск – Братск.

Изображение

Вот такой симпатичный слон:

Изображение

Цветы:

Изображение

Изображение

Памятник погибшим милиционерам:

Изображение

Железнодорожный вокзал Иркутска на левом берегу Ангары:

Изображение

Арочный автодорожный мост в центре города:

Изображение

Изображение

Дождь усиливается – Ангара в центре Иркутска.

Изображение

Вырвавшись из оков Байкала и затем Иркутской ГЭС, река здесь что есть мочи несётся к Енисею: течение очень сильное, порядка 1 метра в секунду. Впрочем, это ненадолго – в 40 километрах ниже Иркутска, от Усолья-Сибирского, начинает чувствоваться подпор Братской ГЭС, образующей крупнейшее на Ангаре Братское водохранилище протяжённостью 570 километров. Очень было бы здорово прокатиться на «Метеоре» по маршруту Иркутск – Братск, но эту поездку впихнуть в трёхнедельный формат экспедиции не было уже никакой возможности.

Грузовой причал и затон Иркутска:

Изображение

Изображение

Иркутск славен сохранившейся в центре города деревянной застройкой начала 20 века. Вот один из старинных деревянных домов:

Изображение

Богоявленский собор:

Изображение

Завершая круг, возвращаюсь на площадь Кирова к гостинице «Ангара».

Изображение

Закинув в номер книги, приобретённые в городе, сажусь на маршрутку и направляюсь в южные районы Иркутска – в микрорайон Солнечный, где на берегу Иркутского водохранилища на вечной стоянке пришвартован паром-ледокол «Ангара». Музей работал, и я не преминул воспользоваться возможностью посетить это историческое судно.

Изображение

Изображение

Подробно историю ледоколов «Байкал» и «Ангара» я приводил во время описания одного из первых дней путешествия, поэтому сейчас без каких-либо повторений давайте прогуляемся по судну.

Машинное отделение:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Палубное орудие:

Изображение

Кормовая часть судна. Впрочем, стоящая на улице погода не очень располагает гулять по палубам.

Изображение

Экспозиция, рассказывающая о капитанах ледокола и его истории.

Изображение

Изображение

Изображение

Запись на добрую память: :rolleyes:

Изображение

По окончании осмотра я, несмотря на дождь, решил продолжить свои энтузиастские похождения и отправился на Иркутскую ГЭС, благо, что она совсем рядом.

Изображение

По плотине проходит одна из городских магистралей. Поскольку пешком через ГЭС ходить нельзя, сажусь на первую попавшуюся маршрутку и переезжаю по ГЭС на противоположный берег, а там, пройдя несколько кварталов, выхожу на точку, откуда открывается очень хорошая панорама гидроузла.

Участок Ангары от Байкала до Иркутска привлекал гидростроителей еще в дореволюционный период. Он имел почти идеальную зарегулированность и благоприятные горно-геологические условия для строительства гидроузла и создания крупного водохранилища, использующего громадную площадь озера Байкал. Наличие рядом города с промышленными предприятиями давало надежных потребителей электроэнергии и позволяло создать строительную базу для возведения ГЭС. К началу 50-х годов был подготовлен проект Иркутской ГЭС мощностью 660 МВт. Решение о её сооружении было принято правительством в январе 1950 года, и уже через месяц в створе будущей ГЭС появились первые гидростроители. Возведение ГЭС шло в тяжелых условиях – не хватало опытных специалистов, рабочих, механизмов, жилья. Не было опыта сооружения подобных гидроузлов, в частности, гравийно-песчаных плотин на подобных реках, в суровых климатических условиях при высокой сейсмичности.

Место для гидроузла выбрали в 65 километрах от озера Байкал. Гравийно-песчаная плотина и здание ГЭС совмещённого типа имеют общую длину 2,6 километров и подняли уровень Ангары перед Иркутском на 28 метров. Образовавшееся при этом водохранилище имеет площадь 200 кв. километров и объем воды 2.5 куб. километра. На Иркутском гидроузле не предусмотрена водосливная плотина, обязательная для многих ГЭС, поскольку Ангара в своём истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный расход воды. Для сброса больших расходов в здании гидроэлектростанции размещены особые отверстия с возможной пропускной способностью 6000 куб.м/сек.

В зоне затопления Иркутского водохранилища на берегах Ангары оказались 58 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск – Листвянка и железнодорожный участок Иркутск – порт Байкал. Кроме того, вследствие сооружения плотины поднялся на 1 метр и уровень самого Байкала. Вдоль его побережья, в пониженных дельтовых речных участках в зону затопления попали около 100 тысяч га земли и 127 населенных пунктов, в том числе 9 городских.

В мае 1951 года был вынут первый ковш из котлована гидроэлектростанции, в 1954 году в фундамент здания ГЭС заложили первый бетон, в 1956 году Ангару перекрыли, в 1957 году ГЭС дала первый ток, а в 1958 досрочно сдали последний, восьмой, энергоагрегат. После строительства ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 метр, Байкал превратился в часть водохранилища с общим объёмом 46.4 куб километров. При этом Иркутское водохранилище (как и нижележащее Братское) стало водохранилищем многолетнего регулирования стока. Иркутская ГЭС была первой в каскаде запланированных гидроэлектростанций на Ангаре и первой крупной ГЭС в Восточной Сибири. Она стала своеобразной кузницей кадров. Гидростроители и энергетики, прошедшие здесь школу, впоследствии успешно работали на строительстве других крупных ГЭС Сибири – Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Хантайской, Саяно-Шушенской, Богучанской и других.

Сейчас Иркутская ГЭС находится в тени своих более новых и мощных ангарских напарниц, но именно она – первая на Ангаре, и именно Иркутская ГЭС смогла поглотить и поднять воды самого Байкала. Итак, вот она, Иркутская ГЭС:

Изображение

Следующим пунктом моей энтузиастской прогулки был новый железобетонный мост через Ангару, первая очередь которого была введена в строй в 2007 году, а вторая – в 2009 году. Вон он виднеется на заднем фоне залитого дождём пейзажа. :rolleyes:

Изображение

Путь от Иркутской ГЭС до нового моста через Ангару хоть и кажется совсем небольшим по карте, на самом деле достаточно тернистый – около 5 километров по пустырям и задворкам левобережной части города, по проезжей части дороги. А учитывая, что дождь постепенно стал проливными, грязь доходила практически до щиколотки, и при этом я вышел гулять в щёгольских ботинках на тонкой подошве, то можно смело сказать, что мероприятие по знакомству с ГЭС и новым мостом в итоге получилось уж совсем энтузиастским. Но это не важно – главное результат! :rolleyes:

А вот и он, новый мост через Ангару в Иркутске, в строительстве которого принимала участие в том числе и наша организация. Мост пересекает Ангару по неразрезной схеме 84.5+4х105+84.5 м, эстакадные пролеты разрезные, длиной 42 метра. Мост полностью железобетонный, что в нынешнее время весьма необычно для автодорожных мостов таких больших пролётов – обычно в такой ситуации делают металлические мосты, они проще и, как правило, экономичнее при таких пролётах. А вот Иркутский мост железобетонный. При его возведении был применён целый ряд инновационных технологий.

Итак, новый мост через Ангару в дождливую погоду:

Изображение

Недалеко от моста я умудрился-таки поймать маршрутку и вернуться в центральную часть города, где, прежде, чем идти в гостиницу, сходил к Крестовоздвиженской церкви и прогулялся по деревянным кварталам Иркутска.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну а вечером я снова зашёл в ресторан – во-первых, я промок до нитки, и нужно было вкусно поесть и согреться, кроме того, завтра вновь начиналась походная жизнь: мне предстояло путешествие на СВП «Баргузин» и три дня на турбазе в бухте Песчаная.

К оглавлению >>>


  • 1
Спасибо за интересную ссылку! Сам работаю в мостостроении и очень люблю исторические материалы про мосты! :)

Да фотоальбом, конечно впечатлил, я его раз 15 пересмотрел, хорошо видна технология и вполне механизированное строительство для тех лет :)
А вот судьба второго моста через Ангару в старом Братске печальна, осталось несколько фотографий и кадры из фильма "Люди на мосту" (сам фильм просто про строительство какого-то моста, в кадрах попадается именно братский мост).


Тут есть немного фото моста, в основном издалека.
http://fotki.yandex.ru/users/blinow/album/116928/?&p=2

Фотографии

Здравствуйте!
Можно я использую Ваши фотографии на своём сайте?
Требуется раскрыть тему р. Ангара.
Обязательно поставлю ссылки и укажу авторство.

Да, пожалуйста - можете использовать мои материалы и фотографии.

А вот что осталось после разборки

Интересно посмотреть на фотографии этого места до строительства Братской ГЭС, и старая карта-"километровка" впечатляет. Особенно если сравнивать её с современной топографической картой этого места - после образования Братского водохранилища.

Edited at 2012-03-11 01:37 pm (UTC)

Спасибо за интересный и добрый рассказ о родном городе.

Пожалуйста! :))
Вот, кстати, еще небольшой репортаж про Иркутск и Листвянку. Он недавний, октябрь этого года. Там, правда, в основном фото, без подробных комментариев.

http://uritsk.livejournal.com/106871.html

Да, спасибо, прочитал все Ваши публикации об Иркутске и Байкале, душевно пишете. Удачи Вам.

Замечательно!

Андрей!
Благодарю Вас!Всё замечательно)Удачи Вам и всего доброго!

Re: Замечательно!

Спасибо! :))

Готовлюсь к поездке в Иркутск. С большим удовольствием прочитала Ваши записи. Как много Вы прошагали за последний день! Обязательно тоже хочу пройтись по мосту через Ангару!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account