uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Бурятия. Иволгинский дацан
uritsk
Изображение

Сегодня погода испортилась – с утра небо затянуто тучами, идёт проливной дождь. Может быть это и символично – сегодня для всей нашей группы, кроме меня, заканчивается путешествие по просторам Прибайкалья: ночным поездом ребята уезжают из Улан-Удэ в Иркутск, чтобы затем разлететься по своим родным городам. Но с утра думать об этом что-то не хочется, тем более, нам предстоит побывать в главном буддистском монастыре – Иволгинском дацане. Буддистские храмы есть в большом количестве и в Калмыкии, но именно Иволгинский дацан считается главным в России.

Погода шепчет, но мы отправляемся в путь. Переезжаем по мосту Селенгу:

Изображение

Изображение

Дацан находится в 35 километрах к юго-западу от Улан-Удэ. Вот его главный вход.

Изображение

Экскурсию по дацану проводит один из его лам (т.е священнослужителей), но пока он ведёт другую группу, мы, прячась под козырьками от дождя, изучаем разные безделушки и прочую сувенирную продукцию.

Изображение

А вот этот пёс лениво позёвывает и воспринимает непогоду с истинно буддистским спокойствием. :rolleyes:

Изображение

Изображение

Суббота – пора свадеб: многие бурятские пары приезжают сюда.

Изображение

Изображение

Наконец, лама освободился и готов встретить нашу группу и показать ей монастырь. А вот и лама: :rolleyes:

Изображение

Я думаю, у большинства форумчан при взгляде на это фото возник тот же вопрос, что и у меня – заранее отвечаю: нет, лама не состоит в «Единой России», эту плащёвку ламе подарил кто-то из делегации президента во время его визита в дацан в августе 2009 года. Ну вот и пользуется ей для защиты от ветра – не пропадать же добру? Но смотрится, конечно, забавно. :)

Изображение

Лама вращает молитвенный барабан. Внутри каждого такого барабана находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.

Я не слишком разбираюсь в буддизме, но для полноты картины приведу некоторую обзорную информацию.

Буддизм пришел в Забайкалье из Монголии в начале XVII века. До этого в Бурятии господствовал шаманизм. Люди поклонялись самому Байкалу - духу большой воды, духам местности, камня, дерева, огня, зверей… Элементы шаманизма сохранились и в сегодняшней Бурятии. У дорог часто можно встретить деревянные сооружения в виде ворот, так называемые "або". Это обиталище духа данной местности. Буряты, да и не только они, обязательно делают остановку у "або" и что-нибудь на нем оставляют: монетку, конфету…

Во второй половине XVII века, казаки-поселенцы принесли сюда православие, несколько раньше в Бурятии утвердился и буддизм. Императрица Елизавета Петровна своим указом в 1741 году утвердила признание ламаистской веры в Бурятии. К тому времени в Бурятии было уже 11 дацанов. Монгольские ламы не посягали на местные верования, но приспосабливали их к буддизму. К 1917 году в Забайкалье было 44 буддийских монастыря, почти 150 малых храмов и около 6 000 буддийских священнослужителей - лам.

К началу 30-х годов XX века все буддийские монастыри в России были закрыты. Неудачи первых лет Великой Отечественной войны заставили власть искать поддержку у верующих, и она несколько ослабила давление на церкви. В Бурятии разрешили проводить службы - хуралы, но во всей республике удалось разыскать лишь 15 лам, помнивших, как это делается. В 1945-м году верующие пришли в правительство Бурят-Монголии с просьбой открыть старый буддийский храм в Тамче и попросили возродить тамчийский дацан, возобновить молебны, провести службы в честь погибших на войне. Правительство тогда не пошло на это, но разрешило выделить для верующих небольшую территорию в степи возле деревни Иволга.

Строительство нового дацана в деревне Иволга началось в начале 1946 году с возведения храма путем перестройки обычного жилого дома, пожертвованного монастырю бурятской семьей. Сегодня первый храм отдан студентам буддийского института: утром они заучивают здесь молитвы и мантры на тибетском и старомонгольском языках, а вечером оттачивают мастерство ведения диспута. Фронтон храма украшает Колесо учения и фигурки двух взирающих на него ланей. Обход дацана обычно сопровождается вращением молитвенных барабанов, об устройстве которых я уже написал.

Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Итигэлов умер в обычном смысле этого слова в 1927 году. По словам ламы, он в 1927 году ушел в состоянии медитации и завещал своим ученикам, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 г. члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002 году, через 75 лет после захоронения тела, его подняли и перенесли в Иволгинский дацан. А когда два года назад тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, естественный цвет кожи.

Нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова привлекает в Иволгинский дацан толпы паломников. Возросло в последние годы и число желающих учиться в местном буддийском институте "Даши Чойнхорлин", что с тибетского переводится как "земля счастливого учения". На институт этот комплекс несколько деревенского вида построек мало похож, однако репутация у "Даши Чойнхорлин" в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми. Со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама, который, кстати, в 1992 году посетил Бурятию и благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней.

Кстати, наш Лама, проводивший экскурсию, тоже является выпускником местного института. Вообще буддизм – очень сложная для непосвящённого человека религия, суть которой не так-то просто понять. Вместе с тем побывать в крупнейшем буддистском монастыре России и послушать рассказ ламы было очень интересно. Кстати, я спросил у него, отличаются ли направления буддизма, которые проповедуются в странах Юго-Восточной Азии, где мы с друзьями побывали в прошлом году (на острове Бали в Индонезии очень много буддистских храмов) от буддизма, распространённого на территории России. Оказывается, да – есть некоторые отличия в учениях.

Ну что же – а сейчас предлагаю посмотреть некоторые фотографии Иволгинского дацана. Внутри храмов очень интересно, но фотографировать там нельзя.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А это постановление Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР 1940-х годов о разрешении открытия в Бурятии буддистского храма. Теперь оно выставлено в небольшом местном музее.

Изображение

Изображение

Изображение

Вот такая необычная у нас получилась сегодня экскурсия. А по возвращении в Улан-Удэ незаметно пришло время расставаться – поздним вечером вся наша группа уезжала на поезде в Иркутск, а мне предстояло продолжить путешествие по Байкалу по индивидуальной программе. За полторы недели мы очень сдружились с ребятами, ну а расставаться с очаровательными питерскими девушками, моими неизменными попутчицами вот уже в двух сверхдальних экспедициях по России, было и вовсе невыносимо сложно.

Напоследок очень душевно посидев в местном ирландском пабе, большой компанией идём на вокзал, откуда в 23 часа с чем-то отправляется ночной поезд на Иркутск, которым уезжают ребята: они провожают меня в дальнейшие странствия по Байкалу, а я провожаю их домой. До последних минут звучат заздравные тосты в купе, но вот проводник просит провожающих покинуть вагоны – и поезд тронулся. Машем друг другу через окошко...

До свидания, ребята! До свидания, милые Наташа и Олеся: мы ещё обязательно попутешествуем вместе в далёкие-предалёкие края!

На этом и закончилась первая часть экспедиции. А завтра мне предстоит начать самостоятельные странствия - перелетев на местном Ан-24 из Улан-Удэ в Нижнеангарск и Северобайкальск, начну знакомство с Северным Байкалом, пожалуй, наиболее удалённой и заповедной частью Священного Моря.

К оглавлению >>>


  • 1
Да, быть в улан-удэ и не посетить дацан!
Нравится его абсолютнейшая простота , без помпезности и аллей, душевная умиротворенность.

Родилась я в нескольких километров от дацана - в селе Нижняя Иволга,наше родовое гнездо. Его проезжаем, когда едем из города в дацан.

Сейчас бабушкин дом уже не принадлежит нашей родне, но это село и его воздух и ароматная фиолетовая травка на горах- самое родное и любимое...

В 60-х годах,когда я родилась, религия была под запретом и про дацан мы и не знали,никто его не посещал. был в запустении он, конечно.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account