uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Разводной мост в Калининграде - прошлое, настоящее и будущее...
uritsk
В 2006 году, работая в Лаборатории Испытания мостов, более месяца провел в служебной командировке в Калининграде, занимаясь обследованием вертикально-подъемного разводного моста через реку Преголю. Это была очень интересная работа, но в этом году приобрела совершенно особый подтекст - в 2012 году, спустя пять лет, мне нежданно-негеданно предстоит вновь вернуться к этому "старому-новому" объекту, причем на этот раз уже в совершенно другой роли - инженера-проектировщика...




Калининград расположен на реке Преголи у впадения её в Калининградский залив Балтийского моря. Собственно сам город и морской порт расположены на реке, русло которой было специально углублено, и непосредственно переходит в морской канал, по которому суда идут до самого Балтийска.

Преголя (Преголь, Прегель) – вторая по величине после Немана река Калининградской области. В устьевом её участке находится морской порт, а сама река судоходна до города Черняховска (100 с лишним километров). Обстановка на реке есть на всем протяжении, хотя, конечно, судоходство малоинтенсивное. Однако судоходство по реке имеет стратегическое значение: Преголя связана каналом с Неманом, по которому проходит российско-литовская граница. Дельта Немана разделена пополам, но река впадает в залив, отделенный от Балтийского моря Куршской косой, выход из которой находится на литовской территории. Таким образом, единственный путь с Немана в Калининград и Балтийск по российской территории лежит по каналу и Преголе. Этим путем и пользуются российские пограничные катера, дежурящие на Немане. Кстати, для них-то сейчас в основном и разводят мост, хотя бывают случаи прохода и обычных барж.

Мост, на котором я работал, является уникальнейшим сооружением, не имеющем аналогов в России. Необходимость моста через Преголю возникла давно, и в 1913 году началось строительство. Первая Мировая приостановила работы: достроили мост в 1923 году. Мост стал одним из самых важных объектов и в то же время яркой достопримечательностью Кёнигсберга: поверху прошла железная дорога, а по нижнему ярусу – трамвайная линия, пешеходные тротуары, а также осуществлялось гужевое и автодвижение. В те годы мост имел 3 русловых пролета, а на одной из русловых опор (опора №6) находились механизмы, поворачивающие весь центральный пролет вокруг своей оси для пропуска судов по Преголе.

Вторая Мировая война искорёжила много судеб – не пощадила она и мост: отступая, немцы взорвали поворотный разводной пролет, однако в 1945 году советские войска форсировали Преголю именно в створе разрушенного моста.

В 1946 году Кёнигсберг стал советским городом Калининградом, и уже год спустя мост восстановили, правда, в несколько урезанном виде – на месте двух разрушенных пролетов установили временную ферму, по которой пустили только ж/д. движение без восстановления автопроезда. «Промежуточный» вид моста не позволял осуществлять также и судоходство по Преголи – мост не разводился.

Второй этап восстановления начался в 1959 году. Разрушенную во время войны речную опору решили не восстанавливать, и вместо бывших двух пролетов соорудили один вертикально подъемный. Таким образом, стал вновь возможен проход морских судов по Преголе, и, наконец, снова открылось пешеходное и автодвижение по нижнему ярусу. В таком виде мост существует и поныне, и является одним из ярчайших памятников истории и архитектуры Калининграда.

Обратите внимание на фотографии: 50-ти метровые башни и расположенный между ними подъемный пролет, - наши, 1965 года, а всё остальное – старое, немецкое. Сейчас мост разводится не так часто, как раньше: за май 2006 года он разводился два раза.

Некоторые фотографии существующего моста и его окрестностей, сделанные в 2006 году:













В настоящее время начинаются активные проектные работы по полной замене старого моста - вероятнее всего, вместо одного старого совмещенного разводного моста через Преголю будут построены два новых - отдельно разводные железнодорожный и автодорожный. Каков будет их облик, пока предположить трудно - проектирование только начинается, а значит 2012 год будет полон новой, насыщенной и очень интересной работы!

  • 1
Эх Калининград - город герой, рядом опять же ГДР... молодость...
Спасибо за дивные минуты воспоминаний!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account