uritsk (uritsk) wrote,
uritsk
uritsk

Categories:

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив

IMG_3190.JPG

Продолжаем путешествие от Волги до Чёрного моря (первая часть здесь). Оставив позади шлюзы Цимлянского гидроузла, судно попадает в коренное русло Дона, неширокой извилистой реки с достаточно мощным течением. Природа здесь восхитительная - кругом степи, иногда правый берег вздымается кручей над водным потоком, а по берегам сменяют друг друга хутора и казацкие станицы, утопающие в зелени тополей. Ну как тут не вспомнить Шолохова! Для обеспечения на Нижнем Дону глубин, достаточных для прохождения крупных судов типа "река море", построены три низконапорных гидроузла - Николаевский (1974), Константиновский (1982) и Кочетовский (построен в 1920, реконструирован в 1969 и 2008). Сейчас строится четвёртый низконапорный гидроузел - Багаевский (2018-2020).

1. Танкер смешанного плавания "Чингиз Мустафаев" показался из-за поворота извилистой реки.

IMG_2937.jpg

2. Заготовка сена в одной из донских станиц.

IMG_2942.jpg

3. Донская природа.

IMG_2943.jpg

4.

IMG_2948.jpg

5.

IMG_2950.jpg

6. Дети - цветы жизни! :))

IMG_2953.jpg

7.

IMG_2955.jpg

8.

IMG_2956.jpg

9. Крутой правый берег Дона в районе станицы Николаевская.

IMG_2957.jpg

10.

IMG_2960.jpg

11.

IMG_2966.jpg

12.

IMG_2968.jpg

13. Николаевский гидроузел (1974) - первый из трёх низконапорных гидроузлов на Нижнем Дону при движении вниз по реке. Эти низконапорные гидроузлы обеспечивают гарантированные для судоходства глубины на Нижнем Дону от Цимлянской ГЭС до Ростова-на-Дону.

IMG_2973.jpg

14. Плотина Николаевского гидроузла.

IMG_2975.jpg

15. Вода в Доне имеет ярко выраженный зеленоватый оттенок.

IMG_2980.jpg

16. И снова крутой правый берег Дона.

IMG_2985.jpg

17. Константиновский гидроузел (1982).

IMG_2987.jpg

18.

IMG_2989.jpg

19. Справа оставляем устье Северского Донца, крупнейшего притока Дона – широкой реки, судоходной на значительном протяжении.

IMG_2992.jpg

Северский Донец берёт начало в Белгородской области, затем протекает по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины, а в низовьях (последние 220 километров реки от Каменска-Шахтинского до устья) - по Ростовской области. От Каменска-Шахтинского начинается судоходный участок реки. В 1911-1914 годах на Северском Донце было построено шесть низконапорных гидроузлов со шлюзами, а седьмая плотина (Кочетовский гидроузел) была сооружена на Дону непосредственно ниже впадения Северского Донца для обеспечения необходимого подпора воды в его низовьях.

Северо-Донецкая шлюзованная система - последняя крупная водная система Российской Империи. Она предназначалась для вывоза каменного угля Донбасса водным путём в регионы Азово-Черноморского бассейна - сеть железных дорог в то время была ещё недостаточно развита и водный путь был основным. По проекту предполагалось выполнить шлюзование Северского Донца практически на всём его протяжении и создать сквозной водный путь от Дона до Луганска, Харькова и Белгорода, доступный для судов длиной 90 м, шириной 17 м и осадкой до 1,7 м. Работы разделили на три этапа - первый этап (6 гидроузлов на участке от Дона до Каменска-Шахтинска в районе нынешней границы с Украиной) были построены в 1911 - 1914 годах, на втором этапе предполагалось шлюзование Северского Донца до Лисичанска (Луганская область), на третьем - до Изюма (Харьковская область). Но эти проекты так и остались нереализованными: сначала помешали Первая мировая война и революция, а затем водный путь на Донбасс стал уже ненужным - были построены новые железные дороги, по которым и пошли основные грузопотоки.

Нынешняя Северо-Донецкая система (6 гидроузлов в Ростовской области) использовалась для вывоза каменного угля Донбасса до 1972 года, после чего с развитием сети железных дорог перевозки угля практически полностью сосредоточились на железнодорожном транспорте. В настоящее время Северо-Донецкая шлюзованная система используется для местного судоходства (в основном строительные грузы) - причём из шести шлюзов регулярно работают лишь первые два, Апаринский и Нижнежуравский. Шлюзование через остальные четыре гидроузла выше по реке осуществляется только по предварительным заявкам.

20. Следуя вниз по Дону, минуем устье Северского Донца.

IMG_2996.jpg

21. Рассвет на Дону.

IMG_3030.jpg

22. Кочетовский гидроузел был открыт в 1920 году и реконструировался в 1969 году. В 2008 году параллельно существующей была открыта вторая камера шлюза, больших габаритов. На данном фото 2006 года она ещё строится.

IMG_3038.jpg

23.

IMG_3042.jpg

24. Здесь очень красиво! Извилистая река, шикарная южная природа, на берегах поют птицы, со степи доносится запах каких-то цветов.

IMG_3054.jpg

25.

IMG_3062.jpg

26.

IMG_3097.jpg

27. Станица Старочеркасская - один из центров донского казачества. О ней я как-нибудь напишу отдельно.

IMG_3103.jpg

28. В районе Аксая на правый берег Дона выходит железная дорога.

IMG_3115.jpg

Вскоре на крутом правом берегу начинаются жилые кварталы Ростова-на-Дону и его города-спутника Аксая. Берега Дона соединяют несколько мостов - три автодорожных (Аксайский, Ворошиловский и Темерницкий ("Сиверса")), два железнодорожных (в районе Зелёного острова и "Главный" разводной железнодорожный) и один совмещённый - Западный (Гниловский). Главный железнодорожный мост Ростова - двухпутный, разводной, вертикально-подъёмной конструкции. Проводка караванов судов по Дону осуществляется в разводку моста, в специальные "окна". В центре Ростова, между Ворошиловским и Темерницким мостами, расположены городская набережная и пассажирские причалы Ростова.

29. Аксайский мост.

IMG_3121.jpg

30. Крупный четырёхпалубный круизный теплоход в районе Аксайского моста.

IMG_3122.jpg

31. Железнодорожный мост в районе Зелёного острова.

IMG_3124.jpg

32. Ростов-на-Дону. Речной вокзал, центральная набережная, разводной железнодорожный мост. Это фото 2007 года - Темерницкий мост ("Сиверса") ещё не построен.

IMG_3136.jpg

33. Терминалы Ростовского порта - взгляд в сторону Аксая. Порт Ростова-на-Дону считается морским и работает круглогодично.

IMG_3139.jpg

34. Двухпутный разводной железнодорожный мост. Первый мост появился здесь ещё в 1873 году, затем перестраивался в 1912-1917, несколько раз подрывался и разрушался во время Великой Отечественной войны. Нынешний разводной двухпутный мост был построен сразу после войны, в 1949-1952 годах.

IMG_3164.jpg

35. Пассажирские причалы Ростова-на-Дону и Ворошиловский мост - фото 2006 года. Ворошиловский мост был открыт в 1965 году и является одним из узнаваемых символов Ростова. Он был полностью перестроен в 2014 - 2017 годах - с заменой опор и пролетных строений, но сохранением архитектурного облика. При этом центральный судоходный пролёт был увеличен со 132 до 156 метров.

IMG_3178.jpg

36. Ворошиловский мост на завершающем этапе реконструкцуии - фото 2017 года. На противоположном берегу видны очертания нового футбольного стадиона.

IMG_3182.JPG

37. Разводной железнодорожный мост.

IMG_3179.jpg

38. Темерницкий автодорожный мост (открыт в 2010 году) и железнодорожный мост в разведённом состоянии.

IMG_3183.JPG

39. Разводка ростовского железнодорожного моста осуществаляется в специальные "окна" несколько раз в сутки - в это время по Дону следуют караваны крупных судов типа "река-море".

IMG_3184.JPG

40.

IMG_3186.JPG

41.

IMG_3190.JPG

42.

IMG_3191.JPG

43. Круизное судно у пассажирских причалов Ростова-на-Дону.

IMG_3177.jpg

Ниже Ростова Дон впадает в Азовское море, образуя обширную дельту. Дальнейший водный путь проходит через мелководное Азовское море и Керченский пролив - заключительные "морские ворота" на нашем пути. Как шутят жители Ростова-на-Дону, Керченский пролив - это на самом деле тоже их любимый Дон. И между прочим, в этой шутке значительная доля правды - по одной из версий учёных, в древности Азовского моря не существовало, а Дон впадал непосредственно в Чёрное море в месте нынешнего Керченского пролива. Но около 5600 года до н.э. в результате землетрясений и различных тектонических процессов низовья древнего Дона и окружающие их низменые участки суши были затоплены морской водой - устье Дона сместилось на современное место, а плоская котловина его бывших низовий превратилась в Азовское море - самое мелкое (средняя глубина около 7 метров) и отдалённое от океана море в мире. Помимо того, что Азовское море - самое мелкое и "континентальное", оно ещё и одно из самых пресных в мире - из-за его мелководности, изолированности, слабого водообмена с Чёрным морем и обильного притока речных вод (составляющих до 12% объёма его воды), солёность Азовского моря почти в три раза меньше средней солёности океана.

Очень интересно смотрится граница Азовского и Чёрного морей в ветреную погоду с борта самолёта, летящего в Крым над Керченским проливом. Азовская вода - мутная, из-за мелководности буро-зеленовато-взбаламученная, с высоты хорошо видны короткие крутые волны, характерные для мелководий. Но сразу за Керченским проливом с резким увеличением глубины в сторону Чёрного моря вода становится прозрачной, волна - более длинной, а цвет воды из мутно-бурого становится истинно морским - насыщенно синим. В заключение - предлагаю виртуально "переплыть" Азовское море и побывать на берегах Керченского пролива, по одной из версий, древнего устья Дона, но в любом случае - важных морских воротах региона, соединяющих "континентальное" и наполовину "речное" Азовское море с Черноморскими просторами.

44. Основной судоходный фарватер в Керченском проливе проходит по Керчь-Еникальскому каналу. Название это произошло от крепости Ени-Кале, расположенной на берегу пролива недалеко от Керчи.

IMG_6148.JPG

45. Танкер смешанного плавания типа "река-море" в Керченском проливе.

IMG_6444.JPG

Азовское море достаточно мелководно (в среднем порядка 7 метров) и доступно не для всех типов морских судов. Значительную часть флота акватории Азовского моря составляют суда смешанного плавания, работающие также на Дону, ВДСК и Волге - по визуальным наблюдениям это более 90-95% флота. Иногда проходят через Керченский пролив и чисто морские суда - в том числе и достаточно крупные, но с ограничениями по осадке. Сегодня гарантированная глубина Керчь-Еникальского канала - 8,3 метров. На выходе из Керченского пролива, в Чёрном море, находится крупный перевалочный рейд, где нефтепродукты и другие грузы с судов смешанного плавания перегружаются на более крупные морские суда.

46. Порт Крым, выход из Керченского пролива в Азовское море.

IMG_6516.JPG

47. В районе Керченской паромной переправы - фото 2015 года. Сегодня большая часть транспортых потоков идёт уже через мост.

IMG_6535.JPG

48. Арка Керченского моста, установленная на опоры центрального пролёта. Фото 2017 года.

IMG_6663.JPG

49. Караваны судов смешанного плавания типа "река-море" в Керчь-Еникальском канале.

IMG_8520.JPG

50.

IMG_9192.JPG

51. Небольшое чисто морское судно, направляющееся в Азовское море.

IMG_9088.JPG

52. Рассвет в Керченском проливе.

IMG_9194.JPG

53. Панорама Керченского моста с мыса Ак-Бурун, территории музея-заповедника "Крепость Керчь". Фото 2018 года.

IMG_9293.JPG

54.

IMG_9296.JPG

За Керченским проливом начинаются просторы Чёрного моря. А наше виртуальное путешествие на этом закончено. :)

От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище >>>
Tags: Водные пути, Волго-Донской канал, Дон, Керченский пролив, Керчь, От Волги до Чёрного моря, Россия, Ростов-на-Дону
Subscribe

Posts from This Journal “От Волги до Чёрного моря” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “От Волги до Чёрного моря” Tag