![IMG_9523.jpg IMG_9523.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/989621/989621_original.jpg)
Путешествие, о котором я сейчас напишу, к большому сожалению, сейчас совершить уже невозможно. Регулярную транспортную линию скоростного судна "Комета" между Иркутском и Северобайкальском отменили с 2017 года. Сегодня "Комета" Восточно-Сибирского пароходства курсирует только между Иркутском (порт Байкал) и островом Ольхон, а из Северобайкальска в Иркутск можно добраться самолётом, поездом или маршруткой. Но разве сравнится это по красоте и впечатлениям с путешествием через весь Байкал на "Комете"? Остаётся только вспоминать, радоваться, что успел совершить эту поездку, и... поделиться впечатлениями о том, как это было в 2010 году.
Планируя тогда путешествие, я сразу загорелся идеей совершить длительный 600-километровый водный переход через весь Байкал, и значительная часть 20-дневной программы байкальской экспедиции была привязана именно к этому рейсу: «Комета» по маршруту Нижнеангарск – Северобайкальск – Иркутск ходила с 19 июня по 28 августа по средам и субботам, а из Иркутска в Северобайкальск и Нижнеангарск – по вторникам и пятницам. 600-километровый маршрут судно на подводных крыльях преодолевало за 12 часов. Конечно, из Северобайкальска в Иркутск и тогда легко было уехать поездом или маршруткой (и это, кстати, выходило намного дешевле), но это никак не сравнится с водным путешествием через весь Байкал с севера на юг! Билеты на «Комету» были взяты ещё весной, хотя большая часть пассажиров брала их прямо на месте у проводницы – судно большое, места на нём всем хватало.
Утром я попрощался с гостеприимным хозяином пансионата «Золотая Рыбка», взял такси и поехал на пристань Северобайкальска, откуда в 8 утра должна уходить «Комета» на Иркутск. Пришедшая вчера из Иркутска (а если быть совсем точным, то из порта Байкал – маршрут пересадочный: по Ангаре пассажиры идут на «Восходе») «Комета» ночует в соседнем Нижнеангарске, и в 8 утра должна прийти в Северобайкальск, откуда начинается 600-километровое путешествие через весь Байкал. Вдумайтесь – протяжённость Байкала с севера на юг более 600 километров, как от Москвы до Питера! Действительно, настоящее море! Я приехал на пристань заранее, но это и неплохо – погода хорошая, можно погулять, пофотографировать…
1. Красив Северный Байкал на рассвете!
![IMG_9100.jpg IMG_9100.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/998200/998200_original.jpg)
2. Поезда идут по БАМу:
![IMG_9103.jpg IMG_9103.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/997974/997974_original.jpg)
3.
![IMG_9114.jpg IMG_9114.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/997843/997843_original.jpg)
4. Порт Северобайкальска. Построенный во времена строительства БАМ, он принимал крупный грузовой флот с материалами для строительства. Сейчас здесь базируются катера и яхты, плюс в порту расположена небольшая военная база.
![IMG_9120.jpg IMG_9120.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/997577/997577_original.jpg)
5. Вместе со мной из Северобайкальска в Иркутск водным путём возвращалась большая группа польских туристов. Польские девушки в ожидании «Кометы»:
![IMG_9136.jpg IMG_9136.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/997181/997181_original.jpg)
6. Между тем, дисциплинированные поляки зашевелились – на глади озера показалась «Комета».
![IMG_9175.jpg IMG_9175.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/997110/997110_original.jpg)
7. "Комета-15" Восточно-Сибирского пароходства подходит к причалу Северобайкальска.
![IMG_9180.jpg IMG_9180.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/996642/996642_original.jpg)
Поехали! Немного необычно – все предыдущие недели путешествия мы, стартовав из Иркутска, постепенно-постепенно удалялись от него по берегам Байкала, на вторую неделю путешествия достигнув самой дальней точки, Северобайкальска. Теперь же мне предстоит пронестись всё это огромное расстояние за один день – перед глазами, быстро сменяя друг друга, предстанут удивительные пейзажи всего Байкала, словно в калейдоскопе. Во время путешествия на «Комете» с борта судна открываются совершенно уникальные места, которые, кроме как с воды, больше увидеть нет никакой возможности.
8. Покидаем Северобайкальск.
![IMG_9186.jpg IMG_9186.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/996403/996403_original.jpg)
9. На протяжении всего перехода «Комета» идёт вдоль западного берега Байкала.
![IMG_9187.jpg IMG_9187.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/996205/996205_original.jpg)
10.
![IMG_9193.jpg IMG_9193.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/995925/995925_original.jpg)
11. Мчимся по Северному Байкалу – справа по борту видны село Байкальское и мыс Лударь, где я побывал вчера утром.
![IMG_9208.jpg IMG_9208.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/995810/995810_original.jpg)
12.
![IMG_9220.jpg IMG_9220.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/995452/995452_original.jpg)
13.
![IMG_9226.jpg IMG_9226.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/995317/995317_original.jpg)
14. Очертания противоположного восточного берега: Баргузинский хребет, до которого отсюда более 60 километров.
![IMG_9245.jpg IMG_9245.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/994849/994849_original.jpg)
15.
![IMG_9277.jpg IMG_9277.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/994594/994594_original.jpg)
16. Северный Байкал удивительно красив! Может быть даже более красив, чем южная и центральная части озера, посещаемые 90% туристов. «Комета» летит вдоль западного берега, вдоль непроходимой тайги, вдоль вершин Байкальского хребта, достигающих высоты 2 километра и более. На некоторых вершинах в ложбинках лежит снег – он не тает за лето.
![IMG_9293.jpg IMG_9293.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/994389/994389_original.jpg)
17.
![IMG_9311.jpg IMG_9311.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/994222/994222_original.jpg)
18.
![IMG_9327.jpg IMG_9327.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/993859/993859_original.jpg)
19. Одно из самых широких мест Байкала – до противоположного берега порядка 70 километров.
![IMG_9329.jpg IMG_9329.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/993724/993724_original.jpg)
20. Продолжаем путешествие вдоль Байкальского хребта, протянувшегося вдоль северной части озера практически на 300 километров. Это территория Байкало-Ленского заповедника.
![IMG_9335.jpg IMG_9335.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/993386/993386_original.jpg)
21.
![IMG_9346.jpg IMG_9346.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/993205/993205_original.jpg)
22. С ледников сбегают быстротечные ручьи. За этим перевалом буквально в нескольких километрах от Байкала, за хребтом, берёт своё начало Киренга, один из крупных притоков верхнего течения Лены.
![IMG_9362.jpg IMG_9362.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/992972/992972_original.jpg)
23.
![IMG_9377.jpg IMG_9377.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/992743/992743_original.jpg)
24.
![IMG_9399.jpg IMG_9399.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/992389/992389_original.jpg)
25.
![IMG_9431.jpg IMG_9431.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/992095/992095_original.jpg)
26.
![IMG_9453.jpg IMG_9453.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/991859/991859_original.jpg)
27. На берегу показался крошечный посёлок. «Комета» замедляет свой полёт, переходя в водоизмещающее положение, и вскоре останавливается на глади Байкала. Сейчас мы будем принимать пассажиров.
![IMG_9457.jpg IMG_9457.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/991572/991572_original.jpg)
28.
![IMG_9460.jpg IMG_9460.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/991309/991309_original.jpg)
29.
![IMG_9463.jpg IMG_9463.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/991160/991160_original.jpg)
30. И снова вперёд по просторам Северного Байкала. Восточный берег и Баргузинский хребет в 80 километрах.
![IMG_9484.jpg IMG_9484.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/990950/990950_original.jpg)
31. «Комета» идёт вдоль территории Байкало-Ленского заповедника. За перевалом Байкальского хребта, всего в 10 километрах от берега проходит верхнее течение Лены. Ширина реки в этом месте не превышает нескольких метров. Она берёт начало у самого Байкала, но оттесняемая Байкальским хребтом маленькая речка вынуждена избрать другой путь: она уходит от Байкала и начинает куда более длинную и тернистую дорогу – к далёкому Морю Лаптевых... Лена течёт там, за перевалом!
![IMG_9506.jpg IMG_9506.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/990588/990588_original.jpg)
32. Ещё одно поселение, и снова «Комета» останавливается и принимает пассажиров.
![IMG_9513.jpg IMG_9513.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/990463/990463_original.jpg)
33.
![IMG_9516.jpg IMG_9516.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/990057/990057_original.jpg)
34.
![IMG_9518.jpg IMG_9518.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/989721/989721_original.jpg)
35. Продолжаем переход, следуя вдоль западного берега:
![IMG_9523.jpg IMG_9523.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/989621/989621_original.jpg)
36. Слева по борту видна северная оконечность полуострова Святой Нос и Большой Ушканий остров. Вот по тем вершинам, до которых сейчас около 50 километров, мы с друзьями бродили всего неделю назад…
![IMG_9536.jpg IMG_9536.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/989345/989345_original.jpg)
Далее «Комета» минует овеянный легендами и мистическими историями мыс Рытый, возле которого в Байкал впадает речка Рита, поднявшись вверх по долине которой, через несколько километров пути можно достигнуть истока Лены, находящегося за теми скалами, всего в пяти (!) километрах от Байкала. Но маленький ручеёк направляется отсюда в другом направлении – ему предстоит стать одной из самых длинных (4400 километров) и самых крупных рек России и мира...
37. Вот она, Рита – там вверху за перевалом берёт своё начало Лена: мне довелось пройти среднее и нижнее течение реки от Ленских Столбов до моря Лаптевых, где река отдаёт свои воды суровому Ледовитому океану, а вот теперь «Комета» мчится всего в нескольких километрах от того места, где маленький ручеёк под названием Лена берёт своё начало в одном из самых укромных мест Предбайкалья!
![IMG_9605.jpg IMG_9605.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/989167/989167_original.jpg)
38. «Комета-15» Восточно-Сибирского пароходства минует окрестности истока Лены и продолжает свой стремительный полёт… Вдали на противоположном восточном берегу видна громада полуострова Святой Нос.
![IMG_9638.jpg IMG_9638.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/988879/988879_original.jpg)
39. «Комета» приближается к мысу Хобой, северной оконечности Ольхона.
![IMG_9657.jpg IMG_9657.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/988430/988430_original.jpg)
40. Далее пойдут уже сплошь знакомые места – следующий отрезок пути мы будем следовать Малым Морем.
![IMG_9666.jpg IMG_9666.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/988295/988295_original.jpg)
41. Пейзажи Малого Моря:
![IMG_9670.jpg IMG_9670.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/987914/987914_original.jpg)
42.
![IMG_9673.jpg IMG_9673.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/987662/987662_original.jpg)
43.
![IMG_9678.jpg IMG_9678.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/987636/987636_original.jpg)
44. Посёлок Хужир вдалеке – там мы жили три дня. Кажется так давно это было! :)
![IMG_9686.jpg IMG_9686.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/987237/987237_original.jpg)
45. Остров Огой со своей знаменитой ступой.
![IMG_9711.jpg IMG_9711.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/987001/987001_original.jpg)
46.
![IMG_9728.jpg IMG_9728.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/986765/986765_original.jpg)
47. «Комета» преодолевает Малое Море всего за час – впереди пролив Ольхонские ворота.
![IMG_9739.jpg IMG_9739.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/986511/986511_original.jpg)
48. «Комета» замедляется, переходит в водоизмещающее положение и делает остановку в южной части Ольхона, в бухте Загли.
![IMG_9764.jpg IMG_9764.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/986244/986244_original.jpg)
49.
![IMG_9767.jpg IMG_9767.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/986035/986035_original.jpg)
50. Мы покидаем Малое Море, по проливу Ольхонские ворота снова выходя на просторы открытого Байкала. В акватории пролива активное движение паромов, и «Комета» не разгоняется, проходя пролив в водоизмещающем положении.
![IMG_9786.jpg IMG_9786.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/985837/985837_original.jpg)
51.
![IMG_9787.jpg IMG_9787.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/985346/985346_original.jpg)
52. Несколько лет назад по дну пролива Ольхонские ворота был проложен электрический кабель, разрешивший, наконец, проблему электрификации Ольхона.
![IMG_9795.jpg IMG_9795.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/985091/985091_original.jpg)
53. А «Комета», оставив узкий пролив, встаёт на крыло и продолжает свой полёт по просторам открытого Байкала.
![IMG_9802.jpg IMG_9802.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/984852/984852_original.jpg)
54. Здесь совершенно другие пейзажи – продуваемые Сармой берега южного Ольхона и соседствующие с ними территории материка степные, совершенно безлесные.
![IMG_9809.jpg IMG_9809.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/984614/984614_original.jpg)
55.
![IMG_9835.jpg IMG_9835.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/984523/984523_original.jpg)
56.
![IMG_9864.jpg IMG_9864.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/984264/984264_original.jpg)
57. Лес начинается лишь в 30 километрах южнее Ольхонских ворот, после залива Усть-Анга. Вот она – граница леса и степи.
![IMG_9868.jpg IMG_9868.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/983814/983814_original.jpg)
58. Мы незаметно пересекли границу между центральной и южной частями озера, и вот уже «Комета» бороздит просторы Южного Байкала. Бухта Песчаная – одно из самых красивых мест Байкала. Мне предстоит провести здесь три последних дня экспедиции, а пока «Комета» проходит Песчанку транзитом.
![IMG_9935.jpg IMG_9935.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/983578/983578_original.jpg)
Полным ходом приближаемся к истоку Ангары. Деревни Большое Голоустное и Большие Коты (ударение на первый слог) – предвестники скорого появления Листвянки.
59. Голоустное:
![IMG_9952.jpg IMG_9952.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/983378/983378_original.jpg)
60. Напротив Большого Голоустного на противоположном берегу Байкала находится дельта его крупнейшего притока, реки Селенги:
![IMG_9955.jpg IMG_9955.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/983261/983261_original.jpg)
61. Берега Южного Байкала.
![IMG_9967.jpg IMG_9967.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/982970/982970_original.jpg)
62. Деревня Большие Коты. Погода постепенно портится.
![IMG_9972.jpg IMG_9972.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/982640/982640_original.jpg)
63.
![IMG_9982.jpg IMG_9982.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/982355/982355_original.jpg)
64. Листвянка. Над высоким берегом возвышается крупнейший в России солнечный телескоп Байкальской Астрофизической обсерватории:
![IMG_90010.jpg IMG_90010.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/982243/982243_original.jpg)
65.
![IMG_90016.jpg IMG_90016.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/981914/981914_original.jpg)
66. Начиная от деревни Большие Коты мы двигались по Байкалу не одни – из Больших Котов на Листвянку взял курс "Восход-75", идущий рейсом на Иркутск. Два крылатых судна идут параллельно друг другу совсем рядом, как на параде! Очень красиво смотрится!
![IMG_90032.jpg IMG_90032.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/981569/981569_original.jpg)
67. «Восход» и «Комета» делают остановку в порту Байкал – здесь пассажирам «Кометы» предстоит пересесть на «Восход» и продолжить путь до Иркутска по Ангаре, а преодолевшая почти 600 километров «Комета», остаётся ждать своего следующего рейса на Север в порту Байкал. Ещё в порту Байкал в этот день стоит весь крупный круизный флот Байкала – теплоходы «Зайсан», «Империя» и «Николай Ерощенко». Построенные из корпусов крупных буксиров проекта Р18А, ныне они совершают самые разные круизы по Байкалу и принадлежат иркутской компании «Истлэнд».
![IMG_90044.jpg IMG_90044.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/981346/981346_original.jpg)
68.
![IMG_90050.jpg IMG_90050.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/980997/980997_original.jpg)
69. В порту Байкал мы совершаем пересадку с «Кометы» на «Восход», где объединяемся с пассажирами рейса Большие Коты – Иркутск.
![IMG_90053.jpg IMG_90053.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/980939/980939_original.jpg)
70. Машем рукой «Комете» и начинаем наш путь на "Восходе" до Иркутска по Ангаре. Направляемся в исток Ангары – фарватер в истоке проходит вдоль левого берега.
![IMG_90067.jpg IMG_90067.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/980613/980613_original.jpg)
71. Исток Ангары из Байкала.
![IMG_90077.jpg IMG_90077.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/980444/980444_original.jpg)
72. Первые километры пути Ангара, хоть и имеет подпор от Иркутской ГЭС, но всё равно неширока и здесь достаточно приличное течение. Однако, сделав несколько поворотов, река незаметно превращается в просторы Иркутского водохранилища. Берега отступают всё дальше.
![IMG_90090.jpg IMG_90090.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/980047/980047_original.jpg)
73. Иркутская ГЭС расположена в южной части города.
![IMG_90145.jpg IMG_90145.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/979838/979838_original.jpg)
74. «Восход» останавливается у причала иркутского речного вокзала "Ракета", расположенного на берегу Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный.
![IMG_90152.jpg IMG_90152.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/uritsk/19436209/979568/979568_original.jpg)
На этом большое водное путешествие по Байкалу на крылатых судах Восточно-Сибирского пароходства закончилось.
К оглавлению >>>