?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Весь Байкал с Севера на Юг. 600 километров на "Комете" из Северобайкальска в Иркутск
uritsk
IMG_9523.jpg

Путешествие, о котором я сейчас напишу, к большому сожалению, сейчас совершить уже невозможно. Регулярную транспортную линию скоростного судна "Комета" между Иркутском и Северобайкальском отменили с 2017 года. Сегодня "Комета" Восточно-Сибирского пароходства курсирует только между Иркутском (порт Байкал) и островом Ольхон, а из Северобайкальска в Иркутск можно добраться самолётом, поездом или маршруткой. Но разве сравнится это по красоте и впечатлениям с путешествием через весь Байкал на "Комете"? Остаётся только вспоминать, радоваться, что успел совершить эту поездку, и... поделиться впечатлениями о том, как это было в 2010 году.

Планируя тогда путешествие, я сразу загорелся идеей совершить длительный 600-километровый водный переход через весь Байкал, и значительная часть 20-дневной программы байкальской экспедиции была привязана именно к этому рейсу: «Комета» по маршруту Нижнеангарск – Северобайкальск – Иркутск ходила с 19 июня по 28 августа по средам и субботам, а из Иркутска в Северобайкальск и Нижнеангарск – по вторникам и пятницам. 600-километровый маршрут судно на подводных крыльях преодолевало за 12 часов. Конечно, из Северобайкальска в Иркутск и тогда легко было уехать поездом или маршруткой (и это, кстати, выходило намного дешевле), но это никак не сравнится с водным путешествием через весь Байкал с севера на юг! Билеты на «Комету» были взяты ещё весной, хотя большая часть пассажиров брала их прямо на месте у проводницы – судно большое, места на нём всем хватало.


Утром я попрощался с гостеприимным хозяином пансионата «Золотая Рыбка», взял такси и поехал на пристань Северобайкальска, откуда в 8 утра должна уходить «Комета» на Иркутск. Пришедшая вчера из Иркутска (а если быть совсем точным, то из порта Байкал – маршрут пересадочный: по Ангаре пассажиры идут на «Восходе») «Комета» ночует в соседнем Нижнеангарске, и в 8 утра должна прийти в Северобайкальск, откуда начинается 600-километровое путешествие через весь Байкал. Вдумайтесь – протяжённость Байкала с севера на юг более 600 километров, как от Москвы до Питера! Действительно, настоящее море! Я приехал на пристань заранее, но это и неплохо – погода хорошая, можно погулять, пофотографировать…

1. Красив Северный Байкал на рассвете!

IMG_9100.jpg

2. Поезда идут по БАМу:

IMG_9103.jpg

3.

IMG_9114.jpg

4. Порт Северобайкальска. Построенный во времена строительства БАМ, он принимал крупный грузовой флот с материалами для строительства. Сейчас здесь базируются катера и яхты, плюс в порту расположена небольшая военная база.

IMG_9120.jpg

5. Вместе со мной из Северобайкальска в Иркутск водным путём возвращалась большая группа польских туристов. Польские девушки в ожидании «Кометы»:

IMG_9136.jpg

6. Между тем, дисциплинированные поляки зашевелились – на глади озера показалась «Комета».

IMG_9175.jpg

7. "Комета-15" Восточно-Сибирского пароходства подходит к причалу Северобайкальска.

IMG_9180.jpg

Поехали! Немного необычно – все предыдущие недели путешествия мы, стартовав из Иркутска, постепенно-постепенно удалялись от него по берегам Байкала, на вторую неделю путешествия достигнув самой дальней точки, Северобайкальска. Теперь же мне предстоит пронестись всё это огромное расстояние за один день – перед глазами, быстро сменяя друг друга, предстанут удивительные пейзажи всего Байкала, словно в калейдоскопе. Во время путешествия на «Комете» с борта судна открываются совершенно уникальные места, которые, кроме как с воды, больше увидеть нет никакой возможности.

8. Покидаем Северобайкальск.

IMG_9186.jpg

9. На протяжении всего перехода «Комета» идёт вдоль западного берега Байкала.

IMG_9187.jpg

10.

IMG_9193.jpg

11. Мчимся по Северному Байкалу – справа по борту видны село Байкальское и мыс Лударь, где я побывал вчера утром.

IMG_9208.jpg

12.

IMG_9220.jpg

13.

IMG_9226.jpg

14. Очертания противоположного восточного берега: Баргузинский хребет, до которого отсюда более 60 километров.

IMG_9245.jpg

15.

IMG_9277.jpg

16. Северный Байкал удивительно красив! Может быть даже более красив, чем южная и центральная части озера, посещаемые 90% туристов. «Комета» летит вдоль западного берега, вдоль непроходимой тайги, вдоль вершин Байкальского хребта, достигающих высоты 2 километра и более. На некоторых вершинах в ложбинках лежит снег – он не тает за лето.

IMG_9293.jpg

17.

IMG_9311.jpg

18.

IMG_9327.jpg

19. Одно из самых широких мест Байкала – до противоположного берега порядка 70 километров.

IMG_9329.jpg

20. Продолжаем путешествие вдоль Байкальского хребта, протянувшегося вдоль северной части озера практически на 300 километров. Это территория Байкало-Ленского заповедника.

IMG_9335.jpg

21.

IMG_9346.jpg

22. С ледников сбегают быстротечные ручьи. За этим перевалом буквально в нескольких километрах от Байкала, за хребтом, берёт своё начало Киренга, один из крупных притоков верхнего течения Лены.

IMG_9362.jpg

23.

IMG_9377.jpg

24.

IMG_9399.jpg

25.

IMG_9431.jpg

26.

IMG_9453.jpg

27. На берегу показался крошечный посёлок. «Комета» замедляет свой полёт, переходя в водоизмещающее положение, и вскоре останавливается на глади Байкала. Сейчас мы будем принимать пассажиров.

IMG_9457.jpg

28.

IMG_9460.jpg

29.

IMG_9463.jpg

30. И снова вперёд по просторам Северного Байкала. Восточный берег и Баргузинский хребет в 80 километрах.

IMG_9484.jpg

31. «Комета» идёт вдоль территории Байкало-Ленского заповедника. За перевалом Байкальского хребта, всего в 10 километрах от берега проходит верхнее течение Лены. Ширина реки в этом месте не превышает нескольких метров. Она берёт начало у самого Байкала, но оттесняемая Байкальским хребтом маленькая речка вынуждена избрать другой путь: она уходит от Байкала и начинает куда более длинную и тернистую дорогу – к далёкому Морю Лаптевых... Лена течёт там, за перевалом!

IMG_9506.jpg

32. Ещё одно поселение, и снова «Комета» останавливается и принимает пассажиров.

IMG_9513.jpg

33.

IMG_9516.jpg

34.

IMG_9518.jpg

35. Продолжаем переход, следуя вдоль западного берега:

IMG_9523.jpg

36. Слева по борту видна северная оконечность полуострова Святой Нос и Большой Ушканий остров. Вот по тем вершинам, до которых сейчас около 50 километров, мы с друзьями бродили всего неделю назад…

IMG_9536.jpg

Далее «Комета» минует овеянный легендами и мистическими историями мыс Рытый, возле которого в Байкал впадает речка Рита, поднявшись вверх по долине которой, через несколько километров пути можно достигнуть истока Лены, находящегося за теми скалами, всего в пяти (!) километрах от Байкала. Но маленький ручеёк направляется отсюда в другом направлении – ему предстоит стать одной из самых длинных (4400 километров) и самых крупных рек России и мира...

37. Вот она, Рита –  там вверху за перевалом берёт своё начало Лена: мне довелось пройти среднее и нижнее течение реки от Ленских Столбов до моря Лаптевых, где река отдаёт свои воды суровому Ледовитому океану, а вот теперь «Комета» мчится всего в нескольких километрах от того места, где маленький ручеёк под названием Лена берёт своё начало в одном из самых укромных мест Предбайкалья!

IMG_9605.jpg

38. «Комета-15» Восточно-Сибирского пароходства минует окрестности истока Лены и продолжает свой стремительный полёт… Вдали на противоположном восточном берегу видна громада полуострова Святой Нос.

IMG_9638.jpg

39. «Комета» приближается к мысу Хобой, северной оконечности Ольхона.

IMG_9657.jpg

40. Далее пойдут уже сплошь знакомые места – следующий отрезок пути мы будем следовать Малым Морем.

IMG_9666.jpg

41. Пейзажи Малого Моря:

IMG_9670.jpg

42.

IMG_9673.jpg

43.

IMG_9678.jpg

44. Посёлок Хужир вдалеке – там мы жили три дня. Кажется так давно это было! :)

IMG_9686.jpg

45. Остров Огой со своей знаменитой ступой.

IMG_9711.jpg

46.

IMG_9728.jpg

47. «Комета» преодолевает Малое Море всего за час – впереди пролив Ольхонские ворота.

IMG_9739.jpg

48. «Комета» замедляется, переходит в водоизмещающее положение и делает остановку в южной части Ольхона, в бухте Загли.

IMG_9764.jpg

49.

IMG_9767.jpg

50. Мы покидаем Малое Море, по проливу Ольхонские ворота снова выходя на просторы открытого Байкала. В акватории пролива активное движение паромов, и «Комета» не разгоняется, проходя пролив в водоизмещающем положении.

IMG_9786.jpg

51.

IMG_9787.jpg

52. Несколько лет назад по дну пролива Ольхонские ворота был проложен электрический кабель, разрешивший, наконец, проблему электрификации Ольхона.

IMG_9795.jpg

53. А «Комета», оставив узкий пролив, встаёт на крыло и продолжает свой полёт по просторам открытого Байкала.

IMG_9802.jpg

54. Здесь совершенно другие пейзажи – продуваемые Сармой берега южного Ольхона и соседствующие с ними территории материка степные, совершенно безлесные.

IMG_9809.jpg

55.

IMG_9835.jpg

56.

IMG_9864.jpg

57. Лес начинается лишь в 30 километрах южнее Ольхонских ворот, после залива Усть-Анга. Вот она – граница леса и степи.

IMG_9868.jpg

58. Мы незаметно пересекли границу между центральной и южной частями озера, и вот уже «Комета» бороздит просторы Южного Байкала. Бухта Песчаная – одно из самых красивых мест Байкала. Мне предстоит провести здесь три последних дня экспедиции, а пока «Комета» проходит Песчанку транзитом.

IMG_9935.jpg

Полным ходом приближаемся к истоку Ангары. Деревни Большое Голоустное и Большие Коты (ударение на первый слог) – предвестники скорого появления Листвянки.

59. Голоустное:

IMG_9952.jpg

60. Напротив Большого Голоустного на противоположном берегу Байкала находится дельта его крупнейшего притока, реки Селенги:

IMG_9955.jpg

61. Берега Южного Байкала.

IMG_9967.jpg

62. Деревня Большие Коты. Погода постепенно портится.

IMG_9972.jpg

63.

IMG_9982.jpg

64. Листвянка. Над высоким берегом возвышается крупнейший в России солнечный телескоп Байкальской Астрофизической обсерватории:

IMG_90010.jpg

65.

IMG_90016.jpg

66. Начиная от деревни Большие Коты мы двигались по Байкалу не одни – из Больших Котов на Листвянку взял курс "Восход-75", идущий рейсом на Иркутск. Два крылатых судна идут параллельно друг другу совсем рядом, как на параде! Очень красиво смотрится!

IMG_90032.jpg

67. «Восход» и «Комета» делают остановку в порту Байкал – здесь пассажирам «Кометы» предстоит пересесть на «Восход» и продолжить путь до Иркутска по Ангаре, а преодолевшая почти 600 километров «Комета», остаётся ждать своего следующего рейса на Север в порту Байкал. Ещё в порту Байкал в этот день стоит весь крупный круизный флот Байкала – теплоходы «Зайсан», «Империя» и «Николай Ерощенко». Построенные из корпусов крупных буксиров проекта Р18А, ныне они совершают самые разные круизы по Байкалу и принадлежат иркутской компании «Истлэнд».

IMG_90044.jpg

68.

IMG_90050.jpg

69. В порту Байкал мы совершаем пересадку с «Кометы» на «Восход», где объединяемся с пассажирами рейса Большие Коты – Иркутск.

IMG_90053.jpg

70. Машем рукой «Комете» и начинаем наш путь на "Восходе" до Иркутска по Ангаре. Направляемся в исток Ангары – фарватер в истоке проходит вдоль левого берега.

IMG_90067.jpg

71. Исток Ангары из Байкала.

IMG_90077.jpg

72. Первые километры пути Ангара, хоть и имеет подпор от Иркутской ГЭС, но всё равно неширока и здесь достаточно приличное течение. Однако, сделав несколько поворотов, река незаметно превращается в просторы Иркутского водохранилища. Берега отступают всё дальше.

IMG_90090.jpg

73. Иркутская ГЭС расположена в южной части города.

IMG_90145.jpg

74. «Восход» останавливается у причала иркутского речного вокзала "Ракета", расположенного на берегу Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный.

IMG_90152.jpg

На этом большое водное путешествие по Байкалу на крылатых судах Восточно-Сибирского пароходства закончилось.

К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Байкал” Tag