?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Северобайкальск. Байкало-Амурская магистраль
uritsk
IMG_7626.jpg

Северобайкальск возник в 1974 году, когда здесь высадился и разбил трудовой лагерь первый десант ленинградских строителей БАМа. При всей своей отдалённости Северобайкальск никак не назовёшь провинциальным городом: то ли потому, что он был построен в овеянные комсомольской романтикой 1970-80-е, то ли потому, что строили его ленинградцы, и весьма вероятно потому, что населяют его преимущественно те люди, что в 1970-80-х годах, будучи совсем молодыми специалистами, уехали из своих городов по всему Союзу для того, чтобы строить БАМ. Они тут остались, обзавелись семьями, детьми, внуками, и ныне это основная часть жителей Северобайкальска.


Байкало-Амурская магистраль – проходящая в Восточной Сибири и Дальнем Востоке одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира, северный дублёр Транссибирской железнодорожной магистрали. Основной ход трассы Байкало-Амурской магистрали - Тайшет – Братск – Лена – Северобайкальск – Тында – Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в городе Тайшете Иркутской области, на своём пути пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте и затем проходит через Северобайкальск, огибая с севера Байкал. Далее БАМ идёт по отдалённым горным территориям Бурятии, Читинский и Амурской областей через Тынду, пересекая реки Витим, Олёкма и Зейское водохранилище. Дальнейший путь БАМ проходит по территории Хабаровского края, где магистраль пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре. Заканчивается БАМ на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

БАМ имеет несколько ответвлений - на Усть-Илимск (215 км); на ряд месторождений полезных ископаемых; в трёх местах БАМ соединяется с Транссибом соединительными ветками (Тында – Бамовская, Новый Ургал – Известковая, Комсомольск-на-Амуре – Волочаевка (Хабаровск)), от станции Тында Байкало-Амурской магистрали на север ответвляется Амуро-Якутская магистраль, (которая несколько лет назад вышла к берегам Лены), связывающая территорию Якутии с железнодорожной сетью страны; от станции Ванино отправляются железнодорожные паромы на Сахалин.

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось перед войной: в 1938 году начались строительные работы на участке от Тайшета до Братска, в 1939 году – на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Работы в то время велись преимущественно силами заключённых. В тяжёлые годы войны стройка на некоторое время приостановилась, однако вскоре строительство было продолжено – в 1947 году сдали участок Комсомольск – Советская Гавань, в 1958 году в постоянную эксплуатацию был сдан участок Тайшет – Братск – Усть-Кут: дорога вышла на берега верхнего течения Лены, продолжались работы на участках западнее Комсомольска-на-Амуре.

В 1967 году вышло постановление Совета Министров о возобновлении строительства БАМ и организации сквозной железной дороги I категории между Тайшетом и Комсомольском-на-Амуре, после чего вновь начались активные проектные и изыскательские работы на трассе БАМ. Активное строительство магистрали возобновилось в 1974 году – БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую поехали тысячи молодых людей со всей страны. Центральная, основная часть БАМ, была построена за 12 лет, с 1972 по 1984 год, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали (за исключением Северомуйского тоннеля, который строился вплоть до 2003 года) был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

Трасса Байкало-Амурской магистрали проходит в основном в гористой местности, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); при заходе на который крутые уклоны требуют применения двойной тяги и ограничения максимального веса поездов с 5600 до 4200 тонн. На трассе БАМ сооружено десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северомуйский тоннель, имеющий протяжённость 15343 метра. С точки зрения проходки и строительства, этот тоннель, проходящий сквозь Северо-Муйский хребет, является одним из сложнейших в мире. Он строился с перерывами 28 лет – с 1975 по 2003. Для того, чтобы не задерживать начало транзитного движения по БАМу, в 1982-1983 и 1985-1989 годах были сооружены два обхода этого тоннеля протяжённостью 25 и 54 километра, представляющие из себя сложнейший железнодорожный серпантин с экстремальными кривыми и уклонами. После открытия сквозного движения через Северомуйский тоннель, пропускная способность БАМ значительно повысилась, тяжеловесные составы стали проходить сложный участок транзитом, а обход тоннеля стал резервной трассой, но он поддерживается, и по нему тоже пропускаются некоторые составы.

Трасса Байкало-Амурской магистрали пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. Проходящий через отдалённые горные районы, БАМ стал отличной школой для многих инженеров и строителей – здесь впервые в отечественной и мировой практике были применены десятки новых уникальнейших инженерных решений, которые затем применялись и активно применяются на многих других стройках нашей страны. Oт Тайшетa до Усть-Кута (Осетрово, станция Лена) Байкало-Амурская магистраль двухпутная и электрифицированная на переменном токе, от Усть-Кута до станции Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе, восточнее однопутное движение осуществляется на тепловозной тяге.

Пик грузоперевозок по БАМ пришёлся на 1990 год. Затем, в период с 1991 по 1997 годы грузопоток по магистрали упал практически вдвое. Как и очень многое построенное в нашей стране, БАМ в тот период в устах многих стал вдруг «никому не нужной стройкой века». Действительно, Байкало-Амурская магистраль проектировалась во многом как составная часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога – прекратилось развитие регионов, многие из задуманных проектов территориально-промышленных комплексов так и не были реализованы. Естественно, без развития и освоения окружающих территорий рентабельность такой колоссальной и затратной магистрали как БАМ, невозможна. Вместе с тем в период с 1997 по 2010 годы (и особенно после 2003-го, после открытия сквозного движения по Северомуйскому тоннелю) грузопоток по БАМу снова вырос, в настоящий момент составляет 12 миллионов тонн в год и продолжает увеличиваться, постепенно приближаясь к проектной загрузке. Всё больший поток с перегруженного Транссиба перенаправляется на БАМ, (по магистрали перевозят нефть, уголь, лес, ряд других грузов), от БАМа продолжается строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ), которую по состоянию на 2018 год уже довели до Якутска (но пока без моста через Лену); продолжаются работы по модернизации существующих участков магистрали. В настоящий момент на отдельных участках БАМ идёт работа по строительству вторых путей - в перспективе вся трасса БАМ должна стать двухпутной.

Мне довелось побывать в двух городах БАМ - на востоке магистрали в Комсомольске-на-Амуре (об этом городе есть пост в моём ЖЖ), и в Северобайкальске, в западной части БАМ. Сегодня я расскажу о Северобайкальске.

1. БАМ проходит по побережью Северного Байкала.

IMG_7597.jpg

2. Памятник строителям БАМ:

IMG_7610.jpg

3. В отдельных участках железная дорога ныряет под прикрытие галерей, в других проходит в Мысовых тоннелях.

IMG_7614.jpg

4. Портал третьего Мысового тоннеля БАМ:

IMG_7605.jpg

5. Станция Северобайкальск Байкало-Амурской магистрали. Перед вокзалом установлен памятник ленинградцам - строителям Северобайкальска.

IMG_7617.jpg

6. На десятках путей стоит множество составов, у перрона – пассажирские поезда, ежеминутно раздаются гудки локомотивов, не смолкает голос диспетчера из динамиков громкоговорителей.

IMG_7625.jpg

7.

IMG_7626.jpg

8.

IMG_7627.jpg

9. На электрифицированном участке БАМ работают современные отечественные электровозы «Ермак», а от перрона отправляется поезд Тында – Москва.

IMG_7628.jpg

10. Другой пассажирский поезд, Северобайкальск - Новая Чара.

IMG_7630.jpg

11. Эшелон с самосвалами.

IMG_7632.jpg

12. Грузы и спецтехника:

IMG_7636.jpg

13. Паровоз на постаменте возле комплекса зданий Восточно-Сибирской железной дороги.

IMG_7638.jpg

14.

IMG_7639.jpg

15. Центральная часть города:

IMG_7640.jpg

16.

IMG_7642.jpg

17. Школа.

IMG_7646.jpg

18. На окраинах городка – здесь в основном преобладает частная застройка, возникшая ещё со времён строительств БАМа.

IMG_7653.jpg

19. Церковь:

IMG_7659.jpg

20.

IMG_7660.jpg

21. Наверное, предки этих собак тоже были на строительстве БАМа. :)

IMG_7663.jpg

22. Филиал Иркутского университета путей сообщения. Железная дорога является основным градообразующим предприятием.

IMG_7667.jpg

23. 50-километровая автодорога вдоль берега Байкала, связывающая Северобайкальск со старинным селом Байкальским.

IMG_7673.jpg

24. На окраине Северобайкальска снова выхожу к БАМ. Здесь она покидает Северобайкальск и берег Байкала, и уходит вверх в горы по долине реки Тыя, чтобы, преодолев потом горный хребет через 6-километровый Байкальский тоннель, в 343 километрах отсюда выйти на берег верхнего течения Лены в Осетрово, где расположена знаменитая станция Лена, одна из ключевых точек для БАМ, Якутии и Иркутской области. До станции Лена отсюда – 343 километра.

IMG_7674.jpg

25. Центр детского творчества:

IMG_7675.jpg

26.

IMG_7677.jpg

27.

IMG_7680.jpg

Северобайкальский городской музей Байкало-Амурской магистрали. Музей совсем небольшой и содержит интересные материалы, связанные со строительством знаменитой железной дороги и Северобайкальска, а также фотографии тех лет.

28.

IMG_8942.jpg

29.

IMG_8943.jpg

30.

IMG_8947.jpg

31.

IMG_8949.jpg

32.

IMG_8955.jpg

33.

IMG_8961.jpg

34.

IMG_8964.jpg

35.

IMG_8965.jpg

36.

IMG_8984.jpg

37. Наблюдая за жизнью БАМ... Пассажирский поезд идёт по БАМ с востока на запад и приближается к Северобайкальску:

IMG_9103.jpg

38. Пропустив встречный поезд, из Северобайкальска на восток по БАМу отправился длиннющий гружёный эшелон, ведомый электровозом «Ермак», – тот самый, с пожарной машиной, что я фотографировал на станции.

IMG_9141.jpg

39.

IMG_9143.jpg

Сегодня БАМ живёт своей обычной жизнью – завораживающе выглядит в ночи ярко освещённая прожекторами ночная станция, таинственно звучат в ночной тишине гудки локомотивов, отдающийся многократным эхом голос диспетчера, стук колёс и лязг сцепляющихся вагонов, готовящихся к тому, чтобы отправиться в далёкое путешествие по, возможно, самой сложной и уникальной в мире железнодорожной магистрали…

К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Железная дорога” Tag