Сегодня из столицы Бурятии Улан-Удэ мы отправимся на самый север Байкала, в город Северобайкальск. Между городами Бурятии действует местное авиасообщение - раньше летали "Бурятские авиалинии", теперь эти рейсы осуществляет авиакомпания "Ангара". Итак, рано поутру я взял такси и отправился в международный аэропорт Улан-Удэ, расположенный примерно в 20 километрах к юго-западу от города. Я зачем-то очень заранее поехал в аэропорт из гостиницы (может по московской привычке заложил запас времени на пробки и всякое такое прочее...) В результате, такси доехало за 10 минут, и я оказался в аэропорту аж за 3 часа до вылета. Небольшой региональный аэропорт был совершенно пуст и погружён в предрассветную дрёму, однако со временем народ начал подтягиваться – хорошо: значит, отсюда все-таки летают.
Предполётные процедуры на таких вот местных авиалиниях несколько отличаются от тех, к которым большинство из нас привыкло: предполётный досмотр, конечно, есть, а в остальном – всё очень просто, без лишних церемоний и формальностей: показываешь билет, толстая тётя ставит где-то у себя галочку, затем вместе со всеми пожитками идёшь в зал ожидания, где ждёшь начала посадки. А затем старенький автобус везёт тебя на задворки международного аэропорта, где у забора стоят несколько Ан-24 – многолетние трудяги местных авиалиний по всей России.
1.
Автобус остановился в некотором отдалении от самолёта – и вереница пассажиров с многочисленными тюками, рюкзаками и чемоданами засеменила по лётному полю - надо ещё успеть запихнуть багаж в багажные отсеки. Когда я подошёл к самолёту, задний багажник был уже забит, впрочем, в переднем ещё было предостаточно места. Запихнув вещи в багажник, можно и в салон проходить – тут, естественно, тоже свободная посадка: к счастью, я успел занять последнее место у окошка. Ну что – на старт! Всё сильнее раскручиваются винты, в салоне запахло нагретым металлом, с потолка заструился конденсат. «Шмель» жужжит всё громче, короткий разбег – и мы взмываем над лётным полем.
2.
Нам предстоит пролететь 1025 километров на высоте 4500 м, что займёт порядка 2 часов. Обстановка в салоне несколько патриархальная и деревенская – надо сказать, я со своей небритой и помятой с утра физиономией, в походной куртке и берцах тоже довольно гармонично влился в лётный коллектив. А ещё поймал себя на мысли, что для полноты картины тут не хватает хрюкающего на задках поросёнка, перевозимого в какой-нибудь далёкий колхоз. Но нет – врать не буду, поросёнок не хрюкал. :)
3.
4. Между тем, «шмель» набирает высоту, скача по воздушным ямам, прорывается через облака и вскоре уже летит над просторами Байкала.
5. Летим на север вдоль восточного побережья. Вдали виднеется Ольхон:
6.
7.
8. Над Северным Байкалом облачно и прилично болтает. Тем временем Ан-24 начинает снижение и прорывается сквозь пелену облаков. Под нами – самая северная оконечность Байкала, залив Ангарский сор, отделённый от открытого озера длинным островом Ярки.
Сор - это закрытый, мелководный, хорошо прогреваемый залив, образующийся при отчленении прибрежных мелководий или заливов движущимися береговыми наносами. Ангарский сор – самый большой на Байкале площадью 23 кв. километра, часть его акватории заболочена, заросла водной растительностью. Тут, в северной оконечности Байкала, природа создала удивительно узкий песчаный остров длиной 14 километров, шириной от 100 до 400 метров, отделяющий озеро от соровой дельты рек Верхней Ангары и Кичеры. До подпора Иркутской ГЭС площадь острова Ярки была 3,7 кв. километров, после подъёма уровня – 1,8 кв. километров.
Река Кичера впадает в Байкал к западу от острова Ярки. Берега её низкие, поросшие травой, изрезанные протоками, на них имеется много озер и болот. Протока Ангаракан, соединяющая Кичеру с Верхней Ангарой, судоходна. Фарватер на ней ограждён знаками и доступен для судов с осадкой до 1,5 метров. В русле имеется много мелководий и отмелей, а также плавающих торфяных островков, затрудняющих движение. Река Верхняя Ангара – второй по водности проток Байкала. Её длина – 452 километра, площадь бассейна – 21400 кв. километров, средний расход воды в устье – 265 куб. м /сек. Верхняя Ангара берёт начало на стыке Северо-Муйского и Делюн-Уранского хребтов. В верховьях это горная река, в нижнем течении её берега низкие и затопляемые. У начала устьевого Ангарского сора, как я уже отметил, Верхняя Ангара соединяется с Кичерой, а перед самым впадением в Байкал от Верхней Ангары отделяется протока Власиха, образующая в устье реки остров Миллионный, соседствующий с островом Ярки.
9. Ангарский сор и остров Ярки с борта заходящего на посадку самолёта.
10.
11.
12. Через минуту «шмель» коснётся полосы аэропорта посёлка Нижнеангарск.
13. Уже направляясь с территории аэропорта, решил ещё раз сфотографировать наш Ан-24, но, развернувшись и нажав на кнопку, обнаружил, что самолёт оказался на заднем плане, и в результате получился портрет какой-то северобайкальской девушки. :)
К оглавлению >>>