?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Поездка из Владивостока на остров Русский. Как это было до строительства моста
uritsk
IMG_1848.jpg

В 2012 году открылся вантовый мост, с рекордной в мире величиной пролёта, связавший слабо заселённый остров Русский с материковой частью Владивостока. На острове Русский к саммиту АТЭС-2012 были построены корпуса Дальневосточного университета, после ввода моста анонсировалось дальнейшее освоение территории некогда безлюдного острова, массовое строительство и массовое благоустройство. Каким на самом деле станет остров Русский в будущем - покажет время. А сегодня - небольшое фотовоспоминание о  путешествии на тихий и полузаброшенный остров на пароме из Владивостока, каким оно было в ноябре 2010 года, за два года до открытия моста.

1. На остров Русский из Владивостока ходит несколько судов. Одно из них - "Яков Бутаков". На нём мы и отправимся.

IMG_1725.jpg

2. Отчаливаем от центральной набережной Владивостока. Госпитальное судно «Иртыш» у 33-го причала:

IMG_1730.jpg

3. Здание главного штаба Тихоокеанского флота (ТОФ):

IMG_1735.jpg

4. Гидрографические суда ТОФ «Маршал Геловани», «Вице-адмирал Воронцов», «Галс»:

IMG_1737.jpg

5. Морвокзал Владивостока:

IMG_1743.jpg

6. Слева-направо – суда ТОФ: госпитальное судно «Иртыш», уникальное спасательное судно «Алагез» и большие противолодочные корабли «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и «Маршал Шапошников»:

IMG_1749.jpg

7. Парусник «Паллада».

IMG_1752.jpg

8. Строительство моста через бухту Золотой Рог:

IMG_1753.jpg

9. Суда береговой охраны:

IMG_1754.jpg

10. Паром «Георг Отс», бывший балтийский паром, который перегнали по Северному Морскому пути во Владивосток летом-осенью 2010 года из Санкт-Петербурга. Он был построен в 1980 году, в советское и постсоветское время совершал рейсы из Таллина, потом с начала 2000-х работал на транспортной линии Санкт-Петербург - Калининград, потом ушёл во Владик - для размещения участников форума АТЭС и с последующей перспективой работы на паромных пассажирских линиях Дальнего Востока. К сожалению, после саммита АТЭС его совершенно диким образом отправили на металлолом в Китай, а ведь мог ходить и работать - на Балтике или на Дальнем Востоке. Я путешествовал на нём в 2007 году - из Петербурга в Калининград. Это было хорошее и достаточно современное судно, лучшее из немногочисленных пассажирских судов, работавших под российским флагом...

IMG_1771.jpg

11. Справа по борту проходим стоянку ледокольного флота:

IMG_1774.jpg

12.

IMG_1775.jpg

13. Наконец, «Яков Бутаков» выходит на простор пролива Босфор Восточный, соединяющего Амурский и Уссурийский заливы и отделяющего остров Русский от полуострова Муравьёва-Амурского, на котором располагается Владивосток. Длина пролива - около 9 км, а минимальная ширина пролива в самом узком месте, в районе строящегося моста – всего около 800 метров. Стоительство вантового моста с рекордным пролетом 1104 метра в самом разгаре:

IMG_1790.jpg

14.

IMG_1796.jpg

15.

IMG_1807.jpg

16. Ледокол "Магадан".

IMG_1809.jpg

17. Одна из главных морских достопримечательностей Владивостока – маяк на мысе Эгершельд. Маяк Эгершельд расположен в конце длинной косы - Токаревской кошки, на оконечности полуострова Шкота, почти на середине пролива Босфор Восточный. Маяк носит имя Эгершельда (Егершельд) Густава Христофоровича - исследователя залива Петра Великого, капитана 2 ранга. Башня маяка была построена в 1910 году и сохранилась до настоящего времени. Она каменная, круглая, на восьмигранном фундаменте. Высота её достигает 11,9 метра. Штатный цвет башни белый. Дальность действия огня маяка - 12 миль. Огни маяка - красный и белый. И сегодня, вот уже 100 лет, маяк Эгершельд является главным ориентиром при входе в порт Владивосток для судоводителей, а также одной из достопримечательностей для туристов и гостей города.

IMG_1816.jpg

18.

IMG_1821.jpg

19. В районе Токаревской кошки берега пролива соединяет ЛЭП:

IMG_1831.jpg

20. Судно направляется в узкий канал, прорытый в стратегических целях в конце XIX века через перешеек в северной части острова Русский и отделивший от него небольшой остров Елены:

IMG_1842.jpg

21. Следуя каналом:

IMG_1845.jpg

22.

IMG_1848.jpg

23.

IMG_1850.jpg

24. Пройдя канал, мы попадаем в акваторию бухты Новик, длинного залива, глубоко вдающегося вглубь изрезанной береговой линии острова Русский:

IMG_1857.jpg

25.

IMG_1861.jpg

26. Через несколько минут судно швартуется на Русском – мини-круиз закончен.

IMG_1867.jpg

Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее полуострова Муравьёва-Амурского, где расположена основная часть Владивостока. От материка Русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга и востока — Уссурийского. На юго-западе проливом Старка Русский отделён от следующего острова архипелага — острова Попова. Территория острова относительно небольшая: длина — около 18 км, ширина — около 13 км. Население — 5,2 тысячи человек. В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых — бухта Новик, которую мы только что пересекли. Эта бухта делит остров на две неравные части: юго-западную (более крупную) и северо-восточную (более узкую), носящую название полуостров Сапёрный. Рельеф Русского гористый. На острове насчитывается 47 сопок различной высоты. Наиболее крупные из них расположены в центральной части острова: гора Русских (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м). Берега острова в основном скалистые, обрывистые. Местами на них видны обнажения горных пород. Территориально Русский остров является частью Фрунзенского района Владивостока. Иногда его называют «Дальневосточный Кронштадт» по аналогии с известным районом Санкт-Петербурга.

Название острову дал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв-Амурский. Остров официально стал частью России во второй половине XIX в. Именно графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому остров обязан своим названием. По одной версии, остров был назван Русским в честь России и её народа, представители которого занимались исследованием Дальнего Востока. По другой, название острова более позднее и просто дублирует название горы Русских, названной так в честь одного из членов экипажей первых российских исследователей острова. Развитие береговой обороны острова во второй половине XIX века и размещение здесь войск, охранявших Владивосток, привело к тому, что на нём стало увеличиваться и число гражданских жителей. Одни из них занялись огородничеством, обеспечивая овощами не только остров, но и Владивосток. Другие включились в обслуживание нужд военных. Дополнительной деятельностью местных жителей стало обеспечение владивостокцев дровами, а заводчик М. Федоров арендовал винтовой катер «Дружок» и организовал регулярные рейсы в город.

В 1890 году под руководством инженера-подполковника К. Чернокнижникова был разработан проект строительства Владивостокской крепости, в котором впервые обращается внимание на географические преимущества Русского острова для обороны Владивостока. В частности, согласно плану, следовало построить форт на горе Русских и прорыть канал через перешеек на севере острова. Строительство канала в 1898 году, соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик, где в русско-японскую войну базировались подводные лодки, имело особое значение для развития Русского острова. Искусственно возникший при этом остров назвали именем Елены. В 1895—1896 годах, когда началось усиленное строительство на острове, в связи с чем обозначился новый прирост населения, было решено возвести церковь. В 1909 году на Русском было открыто кладбище, в 1916 — почтовое отделение. С 1899 по 1914, в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство бастионов. В связи с этим на Русском даже появилась канатная дорога, которая обеспечивала доставку грузов к местам строительства. Масштабы строительства были просто невиданными. К 1915 году на Русском были возведены 6 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань для кораблей, минно-пристрелочная торпедная станция, 4 телефонные станции. К 1908 году население острова достигло 25 тысяч человек. Строительство крепости окончательно завершилось к 1922 году, когда японские войска по договору с советским правительством согласились покинуть Приморье при условии, что крепость закроют.

Долгое время Русский имел статус закрытой территории, где располагалось множество воинских частей и знаменитые укрепления Владивостокской крепости. На острове в советские времена располагался военный городок. После распада СССР с острова была постепенно выведена большая часть воинских частей, ныне остров Русский, наравне с соседним островом Попова, является излюбленным местом отдыха жителей Владивостока. На Русском – очень много красивых мест и интереснейших памятников фортификации. По хорошему, для того, чтобы детально исследовать остров нужно как минимум пару дней – у нас же было от силы 3-4 предзакатных часа до обратного катера. Не пытаясь объять необъятное, мы сели во встречавший наш катер рейсовый автобус, и направились в посёлок Батарейный.

27. Окрестная природа красива в любое время года:

IMG_1870.jpg

28.

IMG_1872.jpg

29. После ухода военных жизнь на острове начала угасать, и сейчас, гуляя по одному из поселков Русского, можно лишь представлять, насколько по-иному текла здесь жизнь несколько десятилетий назад. Ну вот, например, у этого Дома Офицеров, наверняка прогуливались молодые щеголеватые военные с женами и подругами, тут проходили встречи, концерты, кинопросмотры, на открытой, ныне совершенно заброшенной, площадке проходили танцевальные вечера. А вот такой Дом Офицеров сейчас:

IMG_1868.jpg

30.

IMG_1875.jpg

31. Вернувшись обратно к переправе, мы пошли встречать закат в западную часть острова. «Комета», курсирующая между Владивостоком и поселком Славянка.

IMG_1886.jpg

32. Некоторые пейзажи Русского:

IMG_1888.jpg

33.

IMG_1890.jpg

34.

IMG_1893.jpg

35. Посёлок.

IMG_1896.jpg

36.

IMG_1900.jpg

37.

IMG_1904.jpg

38. Одна из немногих действующих воинских частей на острове:

IMG_1905.jpg

39. Руины какой-то старой котельной.

IMG_1915.jpg

40. Закат… Красота!

IMG_1921.jpg

41.

IMG_1930.jpg

42. Скоро стемнеет. Направляемся назад, к пристани.

IMG_1943.jpg

43. А вот и обратное судно – путь до Владивостока нам предстоит преодолеть на пароме.

IMG_1965.jpg

44. Паром старый и довольно спартанский изнутри - впрочем, какая разница? Нагулявшись, идём во внутренний салон, где под шум мотора на лавках незаметно погружаемся в сон.

IMG_1969.jpg

Через полчаса причаливаем к центральной набережной Владивостока. Что и говорить, красив остров Русский. Однако при этом невооружённым глазом видны разруха, грязь и запустение, царящие на нём. Посмотрим, может когда-нибудь в будущем он преобразится?

Так оно было в 2010 году... Кто бывал на Русском - как там сейчас?

К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Дальний Восток” Tag


  • 1
И-эх!.. Сейчас там небось уже вот так на кораблике не покатаешься. Уже в нём нет смысла.

Во Владивостоке я никогда не был. А вот knevz была и во Владивостоке, и на острове Русском. У неё есть подробные фотоотчёты о недавней поездке.

Посмотрел. У неё в основном фотографии с территории кампуса Дальневосточного университета. Там красиво - хотя и несколько пустынно как-то на вид. Интересно, как обстоят сейчас дела на остальной территории острова?

  • 1