?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Владивосток. Воспоминания 2010 и 2012 годов
uritsk
IMG_1524.jpg

Есть города, которые практически не меняются со временем - можно побывать там 10-15 лет назад, и, посмотрев фотографии спустя долгое время, почти не найти отличий. Но есть такие, облик которых преображается буквально на глазах - одним из таких городов является Владивосток, в котором в период с 2008 по 2012 год развернулось колоссальное строительство к саммиту АТЭС, призванное превратить Владик в "русский Сан-Франциско". Я был там три раза - два раза как раз в процессе большой стройки (ноябрь 2010 и апрель 2012 года), и потом - в мае 2014, спустя полтора года после саммита. В этом посте выложу фотографии из первых двух поездок - когда знаменитые владивостокские мосты ещё строились, а в конце дам ссылку на несколько картинок Владика, которые сделал в 2014 году. А дело было так...


Когда мы проснулись утром 6 ноября 2010 года, наш поезд стучал колесами вдоль побережья Амурского залива Японского моря, и всего каких-то полчаса спустя мы были уже в центре Владивостока. Если в Хабаровске в начале ноября стояла уже практически зима со всеми её неизменными атрибутами, то во Владивостоке мы окунулись практически в апрель – солнышко, плюс десять-двенадцать, кажется, ещё немножко – и на деревьях начнут набухать почки. Впрочем, ничего удивительного – Владик намного южнее, плюс расположен на берегу моря.

Старинное здание вокзала было построено в конце XIX века при строительстве Транссиба, является одной из ключевых точек Транссибирской магистрали и одним из символов Владивостока. Первое здание железнодорожного вокзала Владивостока было построено в 1893 году по проекту архитектора Е. Базилевского. Оно было довольно-таки простым и скромным: одноэтажное в средней части, двухэтажное по краям каменное здание, крыша покрыта железной кровлей, на полу – глиняные японские плиты, некоторые из которых сохранились до сих пор. В 1912 году в Москве началось строительство Ярославского вокзала. По его подобию было решено расширить и надстроить вокзал во Владивостоке. Проект составлял архитектор Н. Коновалов. Возведенное здание напоминало шедевр архитектуры XVII века: на пике крыши – двуглавый орел, на фасаде с западной стороны – герб Приморской области из мозаики, с восточной – герб Москвы. Всё это выглядело весьма символично: несмотря на отдаленность, Владивосток – это город традиционной русской культуры.

В период советской власти вокзал претерпел некоторые изменения. В 1924 году был убран двуглавый орел, панно из мозаики было покрыто слоем штукатурки, перекрасили фасады. Ещё через десять лет вокзал был расписан Григоровичем, а через двадцать на стенах появилось панно «Наша Великая Родина». Реставрация здания 1994 – 1996 годов считается возвращением к истокам, когда был возрожден первозданный облик памятника русской культуры. Каждая деталь, все элементы декора создают целостный образ древнерусской крепости. Центром здания является вальмовая крыша, украшенная металлическим гребнем и небольшими фигурными слуховыми окошками. Фасады со всех сторон покрыты мозаикой с изображениями сказочных всадников, птиц, ягод и цветов. Мелкие детали в виде шатровых завершений и многочисленных дымников включены в композицию крыши. На платформе перед вокзалом установлен старинный паровоз и столб с надписью 9288, что означает количество километров между Владивостоком и Москвой.

1. Поезд N006 Хабаровск – Владивосток и ретро паровоз на перронах вокзала Владика.

IMG_1505.jpg

2. Здание вокзала.

IMG_1507.jpg

3. Перейдя железнодорожные пути по переходному мостику, мы оказываемся уже у морского вокзала Владивостока, у набережной бухты Золотой Рог. Утро, штиль, солнце неторопливо поднимается из-за окрестных сопок, всё ярче освещая город и порт. Через бухту Золотой Рог в то время велось строительство вантового моста с центральным пролётом 737 метров – уже были почти готовы пилоны, возводились эстакадные участки. Тогда, на рассвете, возвышающиеся над Золотым Рогом исполинские пилоны будущего моста выглядели особенно впечатляюще!

IMG_1510.jpg

4.

IMG_1512.jpg

5.

IMG_1524.jpg

6. Заселяться в гостиницу ещё рановато, нормальные кафешки в городе в столь ранний час тоже еще закрыты, поэтому мы с Серёгой решили сначала прогуляться на смотровую площадку. По улице Светланская, одной из центральных во Владивостоке, направляемся к фуникулёру.

IMG_1528.jpg

7. Николаевские Триумфальные ворота, построенные в 1891 году в память о посещении Владивостока тогда ещё цесаревичем, будущим императором Николаем II. Они были снесены в 1927-1930 годах и воссозданы относительно недавно, в 2003 году.

IMG_1532.jpg

8. Памятник героям Русско-японской войны 1904-1905 годов:

IMG_1545.jpg

9. Памятник Пушкину.

IMG_1547.jpg

10. Здесь недалеко от набережной располагается нижняя остановка городского фуникулёра, поднимающего на вершину одного из окружающих центр города холмов, к корпусам Дальневосточного технического университета. С верхней смотровой площадки ДВГТУ открываются удивительные виды на центр города, бухту Золотой Рог, мыс Чуркин и полуостров Шкота.

IMG_1549.jpg

11.

IMG_1550.jpg

12. Часовня Кирилла и Мефодия на вершине холма:

IMG_1551.jpg

13. К саммиту АТЭС 2012 года в городе было развернуто колоссальное строительство. Одними из крупнейших городских строек стали вантовые мосты через бухту Золотой Рог пролетом 737 метров и через пролив Босфор Восточный на остров Русский (вантовый мост с рекордным в мировой практике для мостов такого типа пролетом 1104 метра). Причём, если супермост на остров Русский, чего уж там лукавить, в значительной степени проект «имиджевый», то мост через бухту Золотой Рог, панорама которого видна со смотровой площадки как на ладони, действительно жизненно важен для города – длинная бухта рассекает центральную часть Владика на две совершенно изолированные части, между которыми в настоящее время курсируют лишь «морские трамвайчики». Для того, чтобы попасть в противоположную часть города, требуется не менее часа, а в будний день по колоссальным пробкам – 2-3 часа. Вантовый мост через Золотой Рог смог, наконец, решить эту проблему.

IMG_1553.jpg

14. Панорама порта Владика. На переднем плане – корабли Тихоокеанского флота.

IMG_1556.jpg

15. Золотой Рог в лучах утреннего солнца действительно отливает золотом!

IMG_1561.jpg

16.

IMG_1564.jpg

17.

IMG_1585.jpg

18. Ноябрь. Как приятно передохнуть на зеленом газоне!

IMG_1587.jpg

19. Одна из православных церквей Владивостока:

IMG_1594.jpg

20. Памятник Сергею Лазо:

IMG_1599.jpg

21. Улица Адмирала Фокина, местный Арбат. Кафешки уже открылись – самое время зайти попить чайку с ватрушками!

IMG_1606.jpg

22. После завтрака мы прогулялись к набережной города, выходящей к побережью Амурского залива:

IMG_1624.jpg

Над центральной набережной города возвышается Владивостокская крепость, комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных во Владивостоке и его окрестностях в начале XX века. При её постройке в полной мере учтён опыт Русско-японской войны, поэтому Владивостокская крепость является наиболее укрепленной из всех крепостей, строившихся/перестраивавшихся в то время. Строительство крепости было законченно примерно на 2/3, причина этому - начавшаяся Первая мировая война, а следом Октябрьская революция.

Крепость Владивосток, одна из мощных приморских крепостей мира, создана исключительно русскими военными инженерами, строителями, саперами, солдатами. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение в 1905 г. приморской крепости Порт-Артур. В то время в состав крепости входили около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, большое количество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения были соединены между собой дорогами, подземными кабелями связи, снабжались электроэнергией. Совместно с кораблями флота обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений. Для защиты гарнизона от артиллерийского огня противника были построены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов сообщения.

Сооружения крепости Владивосток возводились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они умело вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивало их боевые возможности. При строительстве в гористой труднодоступной местности впервые в практике фортификационных работ широкомасштабно использовали подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации были достигнуты высокие темпы строительного производства. Добротность и прочность возведенных сооружений, а также их последующая модернизация позволили крепости не утратить своего значения в течение нескольких десятилетий. Это была одна из причин, из-за которой японское правительство не решилось вступить в войну против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии.

23. 30 октября 1996 года во Владивостоке, на территории крепостной батареи Безымянная, был открыт музей, посвящённый истории Владивостокской крепости. Некоторые фотографии бастионов, а также панорамы Владивостока со стен крепости:

IMG_1632.jpg

24.

IMG_1634.jpg

25.

IMG_1637.jpg

26. Памятник адмиралу Макарову в одном из окрестных районов:

IMG_1641.jpg

27. Вернувшись в центр города, прогулялись вдоль Корабельной набережной Золотого Рога. Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны, вечный огонь и часовня:

IMG_1657.jpg

28.

IMG_1661.jpg

Мемориальное судно – советская подводная лодка С-56, дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны серии IX-бис. Лодка была заложена 24 ноября 1936 года на заводе N194 имени А. Марти («Судомех») в Ленинграде, после изготовления в разобранном виде по железной дороге была доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова N202 во Владивостоке, спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941, а 31 октября 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

5 октября 1942 года С-56 под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина вместе с подлодками «С-51», «С-54» и «С-55», убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный (Мурманская область), начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север. Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тысяч км). 8 марта 1943 года лодка вошла в состав Северного флота. За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны, С-56 19 раз объявлялась погибшей. И напрасно – из всех своих боевых походов лодка выходила с честью: С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.

После войны лодка продолжила службу на Северном флоте, а в 1953 году по Северному морскому пути она в надводном положении перешла во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. 6 ноября 1953 года С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота. В марте 1955 года С-56 была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, позднее использовалась в качестве учебно-тренировочной подводной лодки, а 9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, установлена в качестве мемориальной подводной лодки на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота, где стоит и поныне.

На борту лодки действует необычайно интересный музей, рассказывающий об истории подводных лодок Тихоокеанского флота с предвоенных лет до наших дней. В музее очень много уникальнейших материалов, документов и фотографий, рассказывающих о нелёгкой службе советских и затем российских подводников, о различных дальних походах, в ходе которых наши лодки забирались в самые отдалённые уголки по всему земному шару, об авариях подводных лодок, которые прежде не афишировались, о сегодняшнем дне подводного флота России. А часть отсеков подводной лодки С-56 сохранили свой первоначальный «боевой» вид – здесь можно ощутить себя настоящим подводником. Особенно нравится экспозиция детишкам, оторвать которых от перископа просто невозможно.

29.

IMG_1701.jpg

30.

IMG_1702.jpg

31. Здесь же, на Корабельной набережной, находится один из пунктов базирования кораблей Тихоокеанского флота России

IMG_1704.jpg

32. Продолжаем прогулку, возвращаясь в сторону морвокзала. Памятник революционерам на площади неподалеку от Корабельной набережной.

IMG_1712.jpg

33. На следующий день мы сразу поняли, что не всегда в первой декаде ноября погода во Владивостоке бывает апрельской – с моря задул пронизывающий ветер, город накрыло смогом бушевавшего ночью на противоположном берегу лесного пожара.  Мы пошли смотреть маяк на Токаревской кошке, который вчера видели с борта кораблика, шедшего на остров Русский.

IMG_2045.jpg

34. Золотистый смог и ветер. ЛЭП и маяк – нам туда!

IMG_2048.jpg

35.

IMG_2050.jpg

36. Шагаем вдоль низкого берега, продуваемого сильным, наполненным дымом, ветром.

IMG_2057.jpg

37.

IMG_2076.jpg

38.

IMG_2090.jpg

39. Маяк Эгершельд, один из главных символов Владика:

IMG_2094.jpg

40.

IMG_2114.jpg

41. Панорамы спальных районов Владика:

IMG_2146.jpg

42. Монастырская сопка – не самое парадное место Владивостока. Да, добраться сюда оказалось несколько труднее, чем выглядело по карте. На горе расположено крупное военное кладбище, где находится братская могила моряков крейсера "Варяг", погибших 27 января 1904 года во время боя «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой в бухте у города Чемульпо.

IMG_2158.jpg

43. Фотографии ночного города:

IMG_2204.jpg

44.

IMG_2206.jpg

45.

IMG_2249.jpg

46.

IMG_2250.jpg

47. Спустя  год с небольшим, я побывал во Владивостоке во второй раз - за это время облик города значительно изменился. Продолжалось массовое строительство к Саммиту, заканчивали возводить мосты через Золотой Рог и на остров Русский - в эти дни как раз происходило замыкание пролётов.

IMG_5429.jpg

48.

IMG_5430.jpg

49.

IMG_5459.jpg

50.

IMG_6019.JPG

51.

IMG_6095.JPG

52. Пролив Босфор Восточный.

IMG_6102.jpg

53.

IMG_6104.JPG

54. Бастионы острова Русский.

IMG_6105.JPG

55. На дальнем плане - достраивавшиеся в то время корпуска Дальневосточного университета, в которых спустя полгода проходил саммит АТЭС.

IMG_6107.JPG

56. «Красный вымпел» — советский сторожевой корабль, первоначально яхта, один из пяти кораблей-музеев дореволюционной постройки, расположенных на территории России.

Судно было спущено на воду в октябре 1910 года на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге под названием «Адмирал Завойко». Яхта была построена по заказу камчатского генерал-губернатора и предназначалась для нужд местной администрации. В августе 1911 года судно прибыло в Петропавловск-Камчатский и использовалась в качестве посыльного и пассажирского судна. Во время Первой мировой войны корабль подчинялся Военному ведомству. После Октябрьской революции экипаж яхты одним из первых, 29 ноября 1917 года, перешёл на сторону советской власти. В июне 1918 года корабль был захвачен белогвардейцами, но в январе 1921-го он был отбит войсками Дальневосточной республики и включён в состав Сибирской военной флотилии. Во время контрреволюционного переворота во Владивостоке в мае 1921 года «Адмирал Завойко» находился в Петропавловске-Камчатском, куда яхта перевозила боеприпасы для местного военно-революционного комитета. Узнав о перевороте, экипажем было принято решение эвакуироваться в Шанхай, где судно находилось около двух лет. После освобождения Владивостока в октябре 1922 года яхта вернулась на родину: 24 января 1923 на ней был поднят военно-морской флаг СССР и два месяца спустя корабль прибыл во Владивосток. Тогда же, в марте 1923 года, яхта была переведена в класс сторожевых кораблей и переименована в «Красный вымпел».

В 1924-1925 годах «Красный вымпел» принимал активное участие в уничтожении остатков белогвардейских банд на побережье Охотского и Берингова морей. В 1926 году корабль выполнял буксировку с Сахалина на Амур судов речной флотилии, уведённых на остров японскими интервентами во время Гражданской войны. В 1928-1931 годах «Красный вымпел» принимал участие во многих гидрографических экспедициях по исследованию вод Дальнего Востока. В 1929 судну было поручено оборудовать посадочные пункты на Командорских островах для перелёта самолёта АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Тихий океан. В 1932 «Красный вымпел» был одним из первых кораблей, зачисленных в только что созданный Тихоокеанский флот. В предвоенные годы сторожевой корабль использовался как учебное судно.

Во время Великой Отечественной войны «Красный Вымпел» выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных необорудованных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане. В октябре 1944 года его переоборудовали в контрольную гидроакустическую станцию. После войны за выполнение заданий по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа корабля были награждены орденами и медалями. 11 марта 1958 ветеран был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог и превращён в мемориальный корабль-музей.

IMG_6353.JPG

57. Панорамы бухты Золотой Рог солнечным весенним вечером. Владивосток живёт морем...

IMG_6569.jpg

58.

IMG_6594.jpg

59.

IMG_6600.jpg

60.

IMG_6666.jpg

61.

IMG_6671.jpg

62.

IMG_6704.jpg

63.

IMG_6718.jpg

64.

IMG_6748.jpg

Спустя два года я третий раз побывал во Владивостоке - на этот раз по пути в Северную и Южную Кореи. Город уже принял Саммит, стройка закончилась, и владивостокские мосты предстали во всём великолепии. Я тогда почти не фотографировал сам город, зато с удовольствием поснимал прекрасные морские пейзажи. Фото можно посмотреть ниже по ссылке.

Морские пейзажи Владивостока (2014 г.) >>>

К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Дальний Восток” Tag


  • 1
Да, очень непривычно видеть во Владивостоке недостроенный мост! Кажется уже, что эта достопримечательность там была всегда! :)

Да, мосты вытеснили в массовом сознании все остальные городские достопримечательности)
41 - это вид с Монастырской сопки?

  • 1