?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад" из советского прошлого
uritsk
IMG_0893.jpg

Уютно светит ночник в купе, приглушенно стучат колеса, и, ведомый мощным тепловозом поезд катится где-то по боковой, соединяющей БАМ с Транссибом, 400-километровой ветке, среди бескрайней заснеженной тайги Дальнего Востока России. Поезд остановился у перрона Комсомольска около семи утра, еще до рассвета. Было по-зимнему морозно, из печек стоявших на путях вагонов струился сероватый дымок, наполнявший воздух приятным энтузиастским ароматом путешествий. На вокзале не составило труда прикупить карту города, а в привокзальной кафешке варили на удивление приятный эспрессо, по паре чашек которого мы с Серёгой с наслаждением испили в ожидании восхода солнца. Нас ждет знакомство с Комсомольском-на-Амуре, крупнейшим промышленным центром российского Дальнего Востока.


1. Город стоит на БАМ в месте ответвления от неё ветки на Хабаровск. Из Советской Гавани через Комсомольск проходит поезд на Хабаровск и Владивосток, курсирует местный поезд между Комсомольском и Хабаровском, а на запад по БАМу 963 маршрут связывает Комсомольск со столицей БАМ, Тындой. Железнодорожный вокзал Комсомольска-на-Амуре морозным ноябрьским утром:

IMG_0805.jpg

2.

IMG_0807.jpg

Комсомольск-на-Амуре расположен в 400 километрах к северо-востоку от Хабаровска на пересечении транспортных путей: в западном направлении — Байкало-Амурская Магистраль, в северо-восточном — водный путь по реке Амур до Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, а также газо- и нефтепроводы с острова Сахалин; в восточном — железная дорога до морского порта Ванино и города Советская Гавань; в юго-западном — река Амур, железная дорога и автодорога до Хабаровска, и далее, к побережью Тихого океана, портам Владивосток и Находка.

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края. В январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода. Комсомольск-на-Амуре основан в 1932 году силами тысяч политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза. 10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таежный край советские граждане жили в бараках, шалашах и армейских палатках. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых Дальлага, было принято умалчивать.

Ныне Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр российского Дальнего Востока и третий по величине город в этом регионе (после Хабаровска и Владивостока). Население Комсомольска составляет 270 тысяч человек. Комсомольск - центр сосредоточения производств военно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке России: Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (ОАО «КнААПО») выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, новейший Су-57 и их модификации, а также реализует гражданские авиационные программы - выпуск пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100; Амурский судостроительный завод занимается производством атомных и дизельных подводных лодок, а также судов гражданского назначения; металлургический завод «Амурметалл» специализируется на чёрной металлургии; Комсомольский НПЗ - крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, принадлежащий компании «Роснефть» (нефть сюда поступает из западной Сибири по железной дороге и с острова Сахалин по нефтепроводу от города Оха).

Комсомольск-на-Амуре находится в своеобразном «оазисе» — амурской пойме, ширина которой достигает 20 км. Город протянулся вдоль левого берега Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км. В советское время Комсомольск был одним из самых благоустроенных городов страны, куда стремились попасть тысячи специалистов из разных уголков Союза. Несмотря на то, что город расположен посреди тайги и дальневосточных сопок, его не баз основания называли «город-сад» - широкие проспекты и зеленые бульвары, скверы и фонтаны, во всех отношениях отлично развитая инфраструктура и транспорт, много молодежи со всей страны. Сейчас город несколько обветшал, но и в наше время его не покинула аура далёкого комсомольского прошлого.

3. Широкий Проспект Первостроителей, проходящий от железнодорожного вокзала через весь центр до Амура – центральная улица города:

IMG_0813.jpg

4.

IMG_0838.jpg

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери:

IMG_0842.jpg

6. Один из барельефов на стенах домов – атомный ледокол:

IMG_0846.jpg

7. Центральная библиотека и памятник Николаю Островскому, советскому писателю, автору книги "Как закалялась сталь":

IMG_0852.jpg

8. Проспект Первостроителей поражает своей масштабностью:

IMG_0856.jpg

9. Дом Культуры:

IMG_0868.jpg

10. Утро. Ноябрь. Мороз…

IMG_0876.jpg

11. Идем через парк к Амуру.

IMG_0878.jpg

12. Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года - бронзовый лыжник с факелом.

IMG_0883.jpg

Более 20 лет работал скульптор С.В. Николин над этим монументом, который был установлен на набережной Амура в 2002 году, к 70-летнему юбилею города Юности. Небольшое описание тех событий.

В решении кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года особого военно-строительного корпуса. У него было две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Корпус из 15 тысяч военных строителей был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Солдатами стали комсомольцы и молодежь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.

Приказ о создании особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Семь недель первая бригада (6 тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре. 23 декабря 1933 года эшелон теплушек прибыл в Хабаровск, а 26 декабря было приказано выступить в Комсомольск. Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели, а впереди - 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура. В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 – 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 – 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам. Но вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесенское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.

Все знали: последний переход самый длинный – 60 километров. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна 9 января 1934 года вступила в Комсомольск, вторая вошла в город на следующий день. Встречать подкрепление вышло почти всё население города со знамёнами и оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.

В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К. Блюхером в памятный июньский день 1933 года: «Красная Армия вам поможет». Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов. Они были не просто строителями - они были воинами, и когда грянул час Великой Отечественной войны, особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с фашистами.

13. Минуем парк и выходим на набережную Амура. Ещё один монументальный памятник - комсомольцам первостроителям города.

IMG_0893.jpg

14.

IMG_0895.jpg

15. На берегу Амура.

IMG_0901.jpg

16. Ноябрь. Первая шуга на Амуре:

IMG_0912.jpg

17. В нескольких сотнях метрах у берега стояли пришедшие сюда на разделку пассажирские теплоходы 860-проекта «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Построенные в начале 1960-х, они много лет трудились на пассажирских транспортных линиях и круизных маршрутах по Амуру. Перед нами – навсегда уходящая частичка истории амурского флота и пассажирского судоходства нашей страны.

IMG_0989.jpg

18. «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Последнее пристанище…

IMG_0982.jpg

19.

IMG_1019.jpg

20.

IMG_1021.jpg

21.

IMG_1024.jpg

22.

IMG_1046.jpg

23. Извиваясь между сопками, словно гигантская змея, Амур могучей лентой течет к Охотскому морю:

IMG_1099.jpg

24.

IMG_1107.jpg

25. Мост через Амур в Комсомольске. На данный момент через могучий Амур действует два моста Первый – Хабаровский, построенный еще при Николае II (автодорожная часть мостового перехода появилась относительно недавно, в 90-х годах), а второй – в Комсомольске. Этот мост, являющийся одним из главных мостов Байкало-Амурской магистрали, общей длиной 1400 м с русловыми пролетами по 159 метров, также совмещенный - железнодорожное движение по нему было открыто в 1975 году, а автодвижение – в 1981 году.

IMG_1095.jpg

Кстати, ещё два моста через Амур сейчас строятся - оба пограничные между Россией и Китаем, один - железнодорожный в 150 километрах от Хабаровска, а второй - автодорожный в городах Благовещенск и Хэйхэ.

26. «Грачи улетели»…

IMG_1094.jpg

27.

IMG_1117.jpg

28. Полузаброшенный речной вокзал Комсомольска-на-Амуре:

IMG_1128.jpg

29. Где-то потерялась буква «К» - наверное, затерялась где-то в далёком комсомольском прошлом...

IMG_1138.jpg

30. Цеха судостроительного завода:

IMG_1148.jpg

31. На улицах и проспектах Комсомольска:

IMG_1155.jpg

32. Здания сталинской архитектуры:

IMG_1166.jpg

33.

IMG_1184.jpg

34.

IMG_1190.jpg

35. Раритетный трамвай на Проспекте Мира. Жалко только, что обклеен рекламой....

IMG_1168.jpg

36. Памятник на набережной, где 10 мая 1932 года высадились первостроители города.

IMG_1158.jpg

37. Почётные граждане:

IMG_1202.jpg

38. Занимайтесь лыжами, товарищи!

IMG_1206.jpg

39. Ретро ЛиАЗ на автовокзале.

IMG_1207.jpg

40. Нам же предстоит 400 километров до Хабаровска на междугороднем автобусе.

IMG_1208.jpg

41. Выезжаем за город  – готовимся пересечь Амур на плечах огромного стального великана.

IMG_1237.jpg

42. Дальневосточные просторы:

IMG_1221.jpg

43.

IMG_1260.jpg

44. Вскоре после моста автодорога и железная дорога разделяются – наш путь лежит вдоль правого берега Амура до Хабаровска, а железка, проходя под нашей трассой, разветвляется: направо уходит основной ход на Советскую Гавань и паромную переправу Холмск – Ванино, а прямо – второстепенная ныне ветка Селихино – Черный Мыс. Эта 120-километровая ветка, идущая параллельно Амуру в сторону его устья, сохранилась со времен попытки строительства в 50-х годах тоннеля на Сахалин.

IMG_1270.jpg

45. Автотрасса Комсомольск – Хабаровск, протяженностью около 400 километров, довольно живописна – леса, занесенные снегом поля, автобус пересекает многочисленные правые притоки Амура, многие из которых весьма широки и полноводны, трасса пересекает несколько озеровидных речных расширений (озеро Гасси, озеро Синдинское и другие).

IMG_1284.jpg

46.

IMG_1303.jpg

47. Полпути пройдено – остановка в кафешке:

IMG_1313.jpg

48.

IMG_1314.jpg

49. И снова ноябрьские дорожные пейзажи - подмерзшая пашня:

IMG_1332.jpg

50. Пересекаем соединяющееся с Амуром крупное пойменное озеро – Синдинское:

IMG_1343.jpg

51. На его берегу раскинулся довольно крупный поселок Маяк:

IMG_1387.jpg

52.

IMG_1399.jpg

Красивые здесь места, вдоль берегов Амура - даже в морозном ноябре...

К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Дальний Восток” Tag


  • 1
Жаль, что трамвай в КнА больше не действует

А Урицкий там был несколько лет назад, что ли? А то у него дата поездки не указана.
Просто я совершенно не обратил внимание на трамваи, когда был в Комсомольске-на-Амуре. На тех улицах, по которым я гулял, не было трамвайных путей.

Пути-то есть, но движение трамваев прекращено этой осенью

Аааа... Ну значит я ещё мог застать трамвай. Но никогда на них не акцентирую внимание по причине равнодушия к рельсовому транспорту.)) И вообще редко на них катаюсь. К тому же, до поездки я не знал об уникальности комсомольского трамвая.

А вот интересно, когда подрихтовали речной вокзал и перекрасили железнодорожный? Вон глянь, ниже я показал прошлогодние фотки.

Жалко-жалко. Причём, пишут, что буквально с 1 октября этого года закрыли.

Урицкий, привет! Я тоже обожаю Комсомольск-на-Амуре :)
Был там в начале прошлого года.

А разве там розовый вокзал? Или это от заката так? У меня он серый был.



https://patasak.livejournal.com/89772.html


А речной вокзал при мне был уже подрихтован. И даже букву "К" прилепили.



https://patasak.livejournal.com/89858.html

Серым вокзал лучше смотрится!

Ну вот если присмотреться, то и у моего вокзала можно разглядеть розовый оттенок. Ну или это уже мой дальтонизм.)))

Чёрт, ну куда подевался Урицкий?.. Интересно же узнать, когда он ездил в КнА.

Разве что совсем слегка розоватый :)


Да, это отчёт о старой поездке. Мы были там в 2010 году. Как видно по фото, кое-что в городе за это время изменилось.

Урааа! Наконец-то ты пришёл, Андрюха! Где ж ты так долго пропадал, дорогой?)
Я ж тут как на иголках сидел, мучился в догадках, что это за год :)
Мог бы и указать в посте дату поездки, злыдень ты.))

И я, конечно, не подумал бы, что это аж 2010 год. Это ты так долго мариновал обзор?) Я стараюсь хотя бы на год обзоры не просрачивать. Правда, у тебя небось и поездок в 10 раз больше, чем у меня. Да ещё и по заграницам ездишь, в отличие от меня, это да.

Нет, отчёт о Комсомольске был у меня в ЖЖ - просто я сейчас на досуге когда есть время, редактирую и обновляю свои старые посты и ставлю некоторые из них повторно.

А совсем неразобранного в запасниках не так много. Обычно стараюсь постить материалы сразу.

Подновили-подновили по сравнению с временами нашей поездки. Да. :)

И трамвай успели упразднить, эх :(

Да, мало кто сюда добирается. А город красивый, особенно сталинский центр и набережная. Но летом, наверное, все же лучше)

  • 1