uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Таджикистан и Памирский тракт. Организационные вопросы
uritsk


Вернулся из большого автопутешествия по Таджикистану и Киргизии, в ходе которого за неделю преодолел более полутора тысяч километров по легендарному Памирскому тракту, главной дороге Памирских гор. Детально о путешествии напишу в последующих постах, а здесь для начала просто приведу несколько случайных фотографий дороги, после чего - немного истории и ряд практических моментов этого путешествия.

1.



2.



3.



4.



5.



6.



В XIX веке Российская Империя продолжала развиваться на юг, расширяясь за счёт присоедининия Среднеазиатских регионов, в том числе территории современного Таджикистана - после падения Бухарского ханства в 1867 году в состав Российской империи вошли Худжанд и окрестности, а в 1895 году - территория Горного Бадахшана, расположенная на высокогорьях Памира. Одновременно с этим на север, со стороны Индии и Пакистана расширялась другая могущественная империя - Британская. Одна империя расширялась на юг, другая на север - и к 1900 году сферы влияния двух стран соприкоснулись на вершинах Памира. Тогда дипломатами и картографами двух стран были проведены нынешние границы - рассекающая Памир река Пяндж стала пограничной: земли к северу от Пянджа были закреплены за Россией, а к югу - за Британией. При этом узкая полоса земли в долинах рек Памир, Вахан и Пяндж между территориями современных Таджикистана и Пакистана длиной 295 километров и шириной 15-60 километров была объявлена буферной зоной между российской Средней Азией и Британской Индией. Теперь "Ваханский коридор" - это самая восточная и самая изолированная территория Афганистана, прилежащая к остальной части страны в виде узкого длинного носа.

В 1930-х годах Советский Союз как наследник Российской Империи проложил вдоль долины реки Пяндж и афганской границы дорогу, соединившую новую столицу Таджикистана Душанбе с киргизским городом Ош через самые высокогорные районы Горно-Бадахшанской автономной области Памира. Это самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР и одна из самых высокогорных в мире. Наивысшая точка Памирского тракта - перевал Ак-Байтал имеет высоту 4655 метров. Памирский тракт и сегодня является дорогой жизни не только для жителей изолированной Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, но и для страны в целом, потому что именно по этой дороге идёт основной грузопоток между Таджикистаном и Китаем. А для туристов путешествие по Памирскому тракту - это уникальная возможность насладиться неземными пейзажами Памира, посмотреть на Афганистан, окунуться в колорит среднеазиатской глубинки и пообщаться с простыми и добрыми людьми, которые живут в тех удалённых местах. Длина маршрута от Душанбе до Оша через Калаи-Хумб, Хорог, Ишкашим и Мургаб составляет порядка 1500 километров.



В последующих постах я подробно напишу о поездке с фотографиями. Ниже приведу несколько практических моментов по организации этого путешествия и отвечу на возможные вопросы.

Таджикистан. Насколько там спокойно и комфортно для туристов? 
Вполне себе спокойно и комфортно. В Душанбе есть гостиницы на любой вкус и кошелёк. Страна для путешественников совершенно безопасная, можно сколько угодно самостоятельно гулять и фотографировать.

Визы и прочие формальности для попадания в Таджикистан
Граждане России могут свободно въезжать в Таджикистан без визы. При этом в течение трёх суток необходимо получить временную регистрацию в стране. Если есть время, то регистрацию можно сделать и самим в ОВИРе (это будет практически бесплатно), но удобнее конечно сделать её либо через отель, либо через турфирму. Это очень быстро и удобно - мы были ограничены во времени и делали регистрацию через турфирму за 40 долларов с человека. Утром по прилёту отдали паспорта, а после обеда регистрация была на руках.

Документы для попадения в Горный Бадахшан и путешествия по Памирскому тракту
Горный Бадахшан занимает огромную территорию и почти вся она находится в пограничной зоне. Для поездки по Памирскому тракту и попадания в погранзону необходимо оформление погранпропусков. Погранпропуска, как и регистрацию, можно сделать и самим, но проще, конечно, через местную турфирму. Погранпропуска, в отличие от регистрации, можно сделать заранее - мы их оформили ещё за месяц до поездки. Стоимость оформления погранпропусков через туркомпанию - 25 долларов.

Значительная часть пути по Памирскому тракту проходит непосредственно вдоль границы с Афганистаном. Насколько там безопасно?
Вдоль трассы Памирского тракта Таджикистан и Афганистан разделены лишь узкой лентой реки Пяндж. Причём вдоль границы нет ни заборов, ни колючей проволоки (их не было и в советское время). Просто река, которую кое-где можно перейти вброд, и всё. Вдоль дороги раз в несколько десятков километров расположены пограничные заставы, а вдоль реки время от времени ходят патрули. Но для путешествий эти места вполне комфортны и безопасны - на трассе встречается много туристов (в основном западных, но встречаются и соотечественники). Никаких ограничений ни на передвижение, ни на фотосъёмку вдоль границы - ничего этого нет. Нужен только погранпропуск и всё.

Много ли туристов путешествует вдоль Таджикско-Афганской границы сегодня?
Достаточно много - очень много европейцев (мы встречали немцев, бельгийцев, голландцев), азиатов (японцы, корейцы), а так по большому счёту - народ со всего мира. Наших туристов чуть меньше, но как говорили нам в гостевых домах на ночлегах - в последние годы количество туристов из России несколько увеличилось. До недавнего времени многие туристы нередко совмещали поездку по таджикскому Памиру с путешествиями в соседний Афганистан (афганскую визу можно получить на месте, в консульстве Афганистана в Хороге - делается буквально за день).

Как люди путешествуют по Памирскому тракту?
По-разному. Много на своих машинах (эти люди отправляются, как правило, в длительные автомобильные путешествия), очень много велосипедистов, встречаются пешие путешественники с рюкзаками, много любителей активного отдыха. А самый простой способ проехать по тракту, если Вы ограничены временем, - нанять машину с местным водителем. В таком случае поездку по маршруту Душанбе - Хорог - Ош можно уместить всего в неделю отпуска.

Какое состояние дороги?
Часть Памирского тракта со стороны Душанбе сейчас ремонтируется, но на большей части трассы Памирский тракт - это советский асфальт (местами неплохо сохранившийся), либо грунтовка, либо скальник. На некоторых перевалах дорожные условия очень непростые. Поэтому идеальная машина для такой поездки - это хороший подготовленный джип.

Когда лучше ехать?
Зимой здесь очень холодно (например, в Мургабе бывают морозы до минус сорока), а дорожные условия экстремальны. Туристический сезон на Памире - с начала мая по конец сентября. Причём в мае, когда мы были, - в горах ещё лежал снег, а на некоторых перевалах дорога была ещё сильно раскисшая и размытая.

Как организовать поездку?
Теперь о том, как мы организовывали поездку по этому маршруту. Ниже приведу контакты нескольких людей, с помощью которых Вы сможете проще сориентироваться в Таджикистане, которые подскажут как лучше организовать самостоятельную поездку по стране и, в частности, по Памиру, ответят на вопросы, подскажут маршруты, либо помогут с водителем или проводником.

Бахриддин Исамутдинов (director@tdc.tj) - директор туристического портала Таджикистана (http://tdc.tj/). Отлично знает все уголки страны, горы, Памир. Поможет практически с любым маршрутом по стране - подскажет, как лучше организовать поездку своими силами, либо даст контакты тех людей, которые с вами поедут в качестве водителя или проводника. Имеет выходы на большинство местных туркомпаний и людей занимающихся туризмом. Поможет с оформлением погранпропусков и регистрации.

Эргаш Файзуллобеков - если соберетесь ехать 1500 километров по Памирскому тракту на джипе с местным водителем, то могу посоветовать Эргаша. Отличный водитель, весёлый собеседник, прекрасный гид, сам он родом с Памира из города Хорог. Отлично говорит по-русски и по-английски. Может всё организовать. У него есть англоязычный сайт. Ниже привожу его контакты: tourdepamir@yahoo.com и телефон - +992-935-007-557.



Также приведу контакты ещё одной памирской турфирмы - "Памир Силк Тревел". Они также организуют различные маршруты по Таджикистану и Памиру. Их директор - Мулло Абдол Шарагф - много лет работает в сфере туризма и занимается организацией путешествий по Памирскому региону. Через них мы делали регистрацию.

Где останавливаться на маршруте?
На большей части пути как таковых гостиниц нет, и туристы останавливаются в гостевых домах. За 10-15$ с человека хозяин предоставит ночлег в своём доме в отдельной комнате, накормит ужином и завтраком. Вот, например, фотография нашего гостевого дома в Мургабе:



Цена вопроса?
Наши затраты на поездку были таковы:
1) Машина с водителем на весь маршрут: 1000$ на двоих (500$ с человека) - включая бензин и все траты на дороге.
2) Оформление погранпропусков через турфирму - 25$ с человека (для этого нужен просто скан разворота загранпаспорта)
3) Оформление регистрации через турфирму - 40$ с человека (делается по прилёту за полдня, для этого нужны две фотографии)
4) Гостиница в Душанбе "четыре звезды" - порядка 50$ с человека.
5) Ночёвки в гостевых домах на маршруте - 10-15$ за ночь
6) Гостиница в Оше "три звезды" - порядка 25$ с человека.
7) Авиабилеты Москва - Душанбе, Ош - Москва - 13000 рублей с человека.
8) Питание - там совсем дёшево.
Итого: порядка 55000 рублей за всё про всё (при курсе доллара 1 к 57 рублям).

В заключение дам ссылку на похожий пост Серёги Витко - моего друга и напарника по этой поездке.

Если по прочтении возникли вопросы - с удовольствием на них отвечу.

К оглавлению >>>

  • 1
Ух, ты! Класс! Горы бесподобны! И река такая серая на одном из фото.

Там на фото - пограничная река Пяндж. Левый берег - Афганистан, а правый - Таджикистан.

Ух, ты! Так это тот самый Пяндж??? Ничего себе!
Ещё не так давно казалось, что в те места могут поехать только самоубийцы.

Да, там везде Пяндж - на 2, 3 и 5 фото. Дорога идёт прямо вдоль границы. И дальний берег реки - это Афганистан. Сейчас на Памирском тракте много туристов - в Таджикистане спокойно.

Спасибо, очень познавательно! Жду продолжения.
Только что вернулись из Киргизии, но на юге не были. В будущем хочется охватить Ошскую область и, возможно, Таджикистан, так что с удовольствием почитаю ваши посты.

Продолжение будет. :)
А вы в Киргизии наверное в районе Иссык-Куля были? Там классные места, но Таджикистан - он сильно другой. :)

Мы объехали вокруг Иссык-Куля с заездом в разные ущелья.
Пока по вашим нескольким фотографиям не кажется, что сильно отличается природа (точнее, в Киргизии очень по-разному, но и такие места встречались). Посмотрим в более подробных постах :).

Хорошая памятка! Галопом по Памиру! :-)

Очень интересно и познавательно:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account