Дунай, главная водная артерия Западной Европы, протекает по территории Сербии на протяжении 588 километров и пересекает страну с северо-запада на юго-восток. В Сербии Дунай - очень широкая и мощная река, стремительным потоком несущая свои воды к Чёрному морю. На территории Сербии Дунай принимает несколько очень крупных притоков - Саву, Тису, Мораву, Драву (на пограничном участке с Хорватией). А ещё на границе Сербии и Румынии находится один из интереснейших участков Дуная - "Железные Ворота", где Дунай преодолевает свою последнюю преграду на пути к морю. Это место считается одним из красивейших в Европе. Долина реки здесь резко сужается. Зажатый Карпатами с румынского берега и Стара-Планиной с сербского, Дунай прорывается через узкое горное Джердапское ущелье. До строительства ГЭС "Джердап I" и "Джержап II" здесь находились страшные пороги, препятствовавшие сквозному судоходству.
Этот участок Дуная с давних пор имел стратегическое значение. Для контроля за водной дорогой на входе в Джердапское ущелье в начале XIV века была построена мощная Голубацкая крепость, которая на протяжении последующих столетий была предметом ожесточённой борьбы между сербами и турками. И сегодня сквозь крепость проходит прижатая скалами к воде магистральная дорога, связывающая Сербию с востоком Балканского полуострова.
1. Голубацкая крепость - настоящая жемчужина Сербии. Вот так она выглядит летом в хорошую погоду (дальний берег - румынский).
(Фото - отсюда)
....Но было не лето. :))) И в эти зимние январские дни Сербию накрыло сильнейшим снегопадом. По прогнозу как раз сегодня он должен был кончиться, но снежный фронт решил ещё чуть-чуть задержаться - и когда я вышел из белградского автобуса на захолустном автовокзале городка Голубац, взору предстала вот такая картина.
2. Ни Карпатских гор, ни дальнего румынского берега, ни просторов Дуная - только ветер и белёсая снежная пелена. Без каких-либо намёков на просветление...
3. Улицы и набережные городка Голубац были безлюдными и пустынными. Летом здесь кипит жизнь, работают кафешки, от причалов каждые полчаса отправляются кораблики на водную прогулку по живописному участку Дуная. Но сегодня, неуютным январским днём, в пронизывающую снежную пургу, - на набережной не было никого.
От городка до Голубацкой крепости - около трёх километров по извилистой скалистой дороге вдоль берега Дуная. В хорошую погоду крепость отлично видна с городской набережной. Можно взять машину, сесть на кораблик, или доехать туда на велосипеде. Но сегодня Сербию накрыло снежной метелью... Вчера в Куршумлии мне довольно легко удалось найти таксиста до живописных скал Джаволя-Варош. Но Голубац намного меньше и куда провинциальнее Куршумлии. И сегодня в Голубаце никаких намёков на таксистов или частников не было, а местный деревенский автовокзал спал мертвецким сном и своей захолустностью мог легко потягаться с автостанцией самого захудалого российского райцентра.
Я чертовски замёрз, пока проводил рекогносцировку местности, но, отогревшись парой чашек кофе в единственной городской кондитерской, уныние сменилось решимостью - пусть сегодня пурга и врядли я увижу румынский берег и красоты Джердапского ущелья, но у меня есть ЦЕЛЬ, и надо всеми силами её добиться. Пусть идёт метель и нет ни людей, ни машин, но ведь до крепости всего три километра, и можно дойти туда пешком через ветер и метель наперекор всем препятствиям, выпавшим сегодня на мою долю... Приключение! Иногда бывают такие случаи в путешествиях, когда сама цель как объект твоего интереса уходит на второй план, а на первый - выходит процесс её достижения.
4. Я в Антарктиде в палатке ночевал, в Магадане работал при -30, на Килиманджаро поднимался - что нам стоит пройти три километра через метель по шоссейной дороге вдоль берега Дуная!? :))
5. Иду прямо по проезжей части, прижимаясь к обочине. С одной стороны круча, с другой Дунай. Редкие машины, проезжая мимо, сигналят - то ли подбадривая, то ли указывая на то, что я идиот, то ли спрашивая, не нужна ли мне помощь. :)
6. В этом месте скалы нависают прямо над дорогой. Прижатое к реке шоссе круто поворачивает - машин немного, но по проезжей части нужно идти очень осторожно.
7. "Железные ворота" во всей своей суровости.
8. Наконец, за очередным поворотом показалась ЦЕЛЬ - знаменитая Голубацкая крепость, нависающая над водами Дуная на входе в Джердапское ущелье.
9. Сквозь снегопад видны очертания башен и крепостных стен.
10. И бастионы, выходящие к самому Дунаю.
11. Слева, отделённая от шоссе забором, находится туристическая территория - прогулочная зона, причалы, кафе. Но это летом - а сейчас здесь нет ни души и всё закрыто. Только снег, шоссе и величественные бастионы крепости сквозь снежную пелену. Дальше шоссе уходит в тоннель под крепостью, а к самой дороге подступает забор. Идти по проезжей части дальше к крепости совсем опасно.
12. Снегопад в горах усиливается - на трассу выходит дорожная техника, а проезжающие по шоссе редкие легковушки облеплены снегом - лишь дворники усиленно работают на лобовом стекле. ЦЕЛЬ достигнута - пора возвращаться...
Обратная дорога была тяжёлой - снег хлестал прямо в лицо, залеплял глаза...
13. А вот и снова занесённый снегом сонный городок Голубац - и много горячего кофе в кондитерской...
14.
15. Видимо, это заслуженный югославский колхозник. Но после полутора часов на пронизывающем снежном ветру мне он почему-то напомнил смерть с косой. :))
Впереди было томительное ожидание опоздавшего автобуса на сонной городской автостанции, и два часа дороги до Белграда. А когда автобус подъезжал к сербской столице, небо как по мановению волшебной палочки очистилось и снег прекратился - эх, на полдня пораньше бы!... :)) Немного жаль, что величественное Джердапское ущелье так и не открыло мне своей красоты - но важно и другое: никогда не останавливаться перед трудностями и достигать своей ЦЕЛИ даже когда всё против тебя. И это яркое ПРИКЛЮЧЕНИЕ - прогулка по заметаемому метелью шоссе вдоль скал и Дуная к таинственной крепости - мне запомнится надолго!
А в заключение - хочу привести ссылку на отличный репортаж про Голубацкую крепость, какой её можно увидеть погожим майским деньком. :))
http://alexio-marziano.livejournal.com/63889.html
К оглавлению >>>