Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийск - столица огромного и очень богатого полезными ископаемыми региона, расположенного в сердце Западно-Сибирской равнины и простирающегося с запада на восток от Уральских гор и до Красноярского края. Город расположен на Иртыше всего в 20 километрах от места его впадения в Обь. Долгие годы покрытая лесами и непроходимыми болотами Югра была провинциальным уголком Сибири, населённым преимущественно коренными народностями, местом ссылок, зоной переселения раскулаченных крестьян... Лесозаготовки, охота, рыболовство - этим в основном и жили в этих глухих краях. Но всё изменилось, когда в 1953 и 1960 годах партиями советских геологов в Западной Сибири впервые были обнаружены природный газ и нефть. С тех пор население региона выросло почти в 15 раз, появились десятки новых городов и предприятий. Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ - один из богатейших регионов России, где добывается 60% российской нефти. ХМАО Югра, на пару с соседним Ямало-Ненецким автономным округом, формируют большую часть нефтегазовых богатств страны, во многом определяющих российскую экономику. По уровню жизни Югра занимает третье место среди регионов России, а по масштабу экономики - второе место (уступая только Москве). И ещё интересный факт: столица 96-тысячный Ханты-Мансийск - лишь четвёртый по величине город региона, уступающий аж трём городам Югры (Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск) по населению, и ещё целому ряду городов - по промышленному и экономическому значению. Редкий случай для российских регионов.
Первое упоминание о Ханты-Мансийске относится аж к 1582 году - как место боя остяцкого княза Самара с отрядами Ермака; в XVII веке появился ямщицкий Самаровский ям, превратившийся затем в село Самарово. В 30-е годы XX века рядом c Самарово началось строительство Остяко-Вогульска, нового административного центра региона, и село вошло в состав нового города. А в 1940 году Остяко-Вогульский автономный округ был переименован в Ханты-Мансийский (по названиям двух коренных народностей) - переименовали и город. Речной вокзал Ханты-Мансийска находится в исторической части города - как раз там, где было село Самарово, а большая часть города расположена по другую сторону холма. За часовую стоянку всего не охватишь, поэтому мы ограничились прогулкой по окрестностям порта и поднялись на холм, откуда открываются красивые виды города, Иртыша и заречных далей...
2. У причалов Ханты-Мансийска - теплоход "Родина", однотипное нашему судно 646 проекта, также как и наш "Калашников" работающее на линии Омск-Салехард. "Родина" ушла из Омска на пять дней раньше нас, уже успела обернуться до Салехарда и сейчас держит путь вверх по Иртышу в сторону Тобольска. В Ханты-Мансийске суда пересекаются.

3. Экипажи судов хорошо знают друг друга, общаются, и высматривают на борту своих друзей и знакомых. Встреча на маршруте двух теплоходов-близнецов - всегда событие.

4. В Ханты-Мансийском и соседнем Ямало-Ненецком автономных округах водный транспорт хорошо развит и играет важную роль. Суда "Метеор" работают на дальних линиях Ханты-Мансийск - Берёзово и Берёзово - Салехард. Таким образом, от Ханты-Мансийска до Салехарда можно добраться как на большом теплоходе, так и на двух "Метеорах" со стыковкой в Берёзово.

5. Организацией пассажирских перевозок в ХМАО и ЯНАО занимается компания "Северречфлот". Она же сегодня организует и дальние речные линии Омск - Салехард и Салехард - Антипаюта. Компания базируется как раз в Ханты-Мансийске.

6. Речной вокзал Ханты-Мансийска совсем новенький и с воды напоминает теплоход. Очень приятно видеть новый, ухоженный и служащий по прямому назначению речной вокзал - уже как-то стало привычно, что водный транспорт уходит на второй план, речные вокзалы превращаются в кабаки, магазины или гостиницы, либо вообще заброшены. А тут - всё хорошо, всё работает! :)

7. Барельеф покорителям Западной Сибири.

8. Изнутри речной вокзал компактный и уютный - кассы, банкоматы, зал ожидания, несколько кафе и большая карта водных путей Ханты-Мансийского автономного округа на стене.

9. Теплоход "Механик Калашников" у причала Ханты-Мансийска.

10. На площади перед речным вокзалом установлен памятник путешественникам, картографам и первопроходцам Сибири.

11.

12. Ещё один памятник освоению Сибири расположен у подножья холма.

13.

14.

15. Здесь же, у холма, находится Покровская церковь 1816 года - самая старая в Ханты-Мансийске. Напомню, что именно здесь, в районе речного вокзала, находилось село Самарово - и лишь в 1930-х годах к нему "пристроили" новый город.

16.

17. На вершине холма установлена 62-метровая пирамида - памятник первооткрывателям земли Югорской. Раньше в ней работал ресторан, а на вершину пирамиды можно было подняться.

18. Каждая из трёх граней пирамиды символизирует один из трёх периодов истории Югры. Фотографии барельефов грани, посвящённой освоению нефтегазовых богатств края.

19.

20. С 80-метрового холма открываются красивые панорамы Иртыша и района Самарово.

21.

22. Взгляд на Иртыш вверх по течению.

23. В районе дальнего поворота Иртыша виден теплоход "Родина". Завтра он будет в Тобольске.

24.

25. Новая застройка города. Экономически благополучный Ханты-Мансийск год от года продолжает преображаться. Новый детский садик, общественная баня.

26.
25.27. Жилые дома Самарово.

28. На набережной у Иртыша установлен памятник девушке, провожающей теплоход. Пришло время и нам отправляться.

29. Фотопортреты провожающих.

30.

31. Ханты-Мансийск - молодой, динамично развивающийся город. Здесь очень много детей...

32.

33. Чуть раньше нас в пригородный рейс отправился теплоход "Линда". На него купили билеты знакомые с нашего теплохода, которые сошли в Ханты-Мансийске. Обещали нас сфотографировать со стороны. :)

34. А мы прощаемся с Ханты-Мансийском. Взгляд на речной вокзал и Самарово.

35. Новые микрорайоны города, возводящиеся возле горнолыжного комплекса.

36.

37. Продолжаем наш путь по Иртышу. До встречи Иртыша с Обью осталось 15 километров и менее часа пути.

38. В Ханты-Мансийске берега Иртыша соединяет очень красивый мост, открытый в 2004 году. Мост находится на федеральной трассе Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск (так называемая "Северная Широтная магистраль"). Благодаря необычному архитектурному решению и красному цвету Ханты-Мансийский мост получил в народе неофициальное название "Красный дракон".

39. Спустя 12 лет после открытия "Дракон" немного выцвел и стал скорее желтовато-оранжевым. Но и сегодня мост смотрится необычайно эффектно.

40. Прохождение теплохода под пролетами "Красного Дракона" снимают не только пассажиры, но и некоторые члены экипажа "Калашникова".

41. На верхнем поясе моста гордо реет флаг Югры.

42. Проходим под мостом.

43.

44. Ниже моста видны районы Ханты-Мансийска, которые мы не видели во время стоянки. Гостиница "Олимпийская", крупнейшая в городе. В Ханты-Мансийске, к слову, находится биатлонный центр и регулярно проходят крупные международные соревнования.

45. Центр города и храм Воскресения (1999 года) - крупнейший в Ханты-Мансийске.

46. Мы заканчиваем наш путь по Иртышу и приближаемся к тому месту, где Иртыш встречается с Обью.

47. Пока ещё мы на Иртыше, но дальний высокий берег - уже Обский.

Обь или Иртыш? Иртыш намного длинее и к месту встречи рек имеет большую площадь водосбора; после слияния двух рек именно Обь принимает направление течения Иртыша. Но - Обь гораздо мощнее, шире и почти в три раза полноводнее. Предстоящая впереди встреча двух великих сибирских рек - одна из самых интересных точек маршрута!
К оглавлению >>>