uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Мост через Дон на линии Морозовская - Волгоград Приволжской железной дороги
uritsk


Этот мост через Цимлянское водохранилище наверняка знает каждый, кто хоть раз ходил в Ростов на речном теплоходе. Первый мостовой переход через реку Дон на линии Морозовская – Волгоград, принадлежащей ныне Приволжской железной дороге, был построен в 1900 году и имеет богатую и интересную историю. В 1918 году этот стратегический мост оказался в эпицентре боевых действий Гражданской войны между донским казачеством и большевиками, переходил  несколько раз из рук в руки и в конце мая 1918 года был взорван казаками, отрезав войскам Ворошилова путь на Царицын. Позднее взорванный мост был восстановлен, а в 1930-х годах мост был полностью реконструирован, включая полную замену пролетных строений. Вскоре после этого мост снова оказался в эпицентре боевых действий – на этот раз Великой Отечественной - во время ожесточенных боев за Сталинград его неоднократно разрушали и восстанавливали.

Следующий этап истории моста начался в конце 40-х и начале 50-х - в связи со строительством  Волго-Донского канала и созданием Цимлянского водохранилища мостовой переход был полностью реконструирован – створ моста был перенесен на несколько десятков метров ниже по течению, возвели новые, намного более высокие опоры, заменили часть ферм, а некоторые пролетные строения перенесли со старых опор на новые – таким образом,  часть сохранившихся пролетных строений, запроектированных под временные подвижные нагрузки по нормам 1938 года, продолжают эксплуатироваться и в настоящее время.

В ближайшие несколько лет мостовой переход через Дон (Цимлянское водохранилище) подвергнется очередной глобальной реконструкции. У существующего моста, помимо значительного износа и несоответствия современным нормам пролетных строений, имеются значительные дефекты опор, которые не представляется возможным устранить путем их ремонта. По мосту пропускаются грузовые поезда повышенной весовой нормы, что также не только накладывает особенные требования к надежности сооружения, но и ограничивает возможности его реконструкции на существующей оси.

Проект предусматривает строительство нового моста на расстоянии 50 метров от оси существующего. Выбор месторасположения оси нового моста был обусловлен рядом факторов: прохождением существующей насыпи подходов по береговой линии Цимлянского водохранилища, наличием в 20 метрах выше по течению от оси существующего моста опор старого моста, эксплуатировавшегося до заполнения водохранилища, и требованиями ФГУ «Волго-Донское государственное управление водных путей и судоходства».

При разработке проектной документации были детально рассмотрены два варианта конструкции нового моста. Оба имели одинаковую схему, но отличались конструкцией пролетных строений, перекрывающих судоходные пролеты: первый вариант — разрезные пролетные строения длиной пролетов 154 м и 132 м, второй — неразрезное пролетное строение по схеме 154 + 132 м. На основании проведенного технико-экономического сравнения был выбран первый вариант. Мост запроектирован по схеме 33,6 + 4 х 77,0 + 110,0 + 154,0 + 132,0 +33,6 м и рассчитан на пропуск поездов по одному железнодорожному пути колеи 1520 мм. Общая длина моста по задним граням устоев составляет 791,96 метров. Помимо моста, проект включает в себя устройство железнодорожных подходов с врезкой в существующие пути, здания службы эксплуатации и службы охраны моста.

В конце 2010 года был выпущен предварительный проект нового моста по двум вариантам, в сентябре 2011 года он был одобрен Главгосэкспертизой России, а в период с сентября по декабрь 2011 года была выполнена рабочая документация (то есть детальная – та, по которой будут изготавливаться конструкции и вестись строительство) индивидуальных судоходных пролетных строений длиной 154 и 132 метра, береговых пролетных строений длиной 33.6 метров, выполнено проектирование новых опор, в настоящее время заканчивается привязка типовых пролетных строений 77 метров к проекту нового моста, завершается работа по проектированию служебных проходов, смотровых приспособлений и судоходной сигнализации нового моста, а также некоторых других частей проекта мостового перехода. Монтаж новых русловых ферм предполагается осуществлять с помощью плавсистем – сами конструкции будут монтироваться на берегу, в собранном виде на понтонах доставляться к створу строительства и с плавсредств устанавливаться на опоры.

Работа по проектированию велась и ведется с учетом острой необходимости в кратчайшие сроки осуществить реконструкцию мостового перехода для обеспечения железнодорожных перевозок на данном участке Приволжской железной дороги с гарантированной надежностью и безопасностью. Скоро должно начаться строительство – надеюсь, получится сделать несколько интересных фоторепортажей. А сейчас – некоторые фотографии моста, сделанные с борта туристического теплохода в июле 2006 года.





На этой фотографии хорошо видны расположенные в 20 метрах выше по течению опоры старого моста, по которому осуществлялось движение до строительства Цимлянского водохранилища.









Очень красивый мост! Но, думаю, новый будет не хуже! :)))


?

Log in

No account? Create an account