?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Хаммерфест - газовая столица Норвегии. Хавойсунд
uritsk


Ну вот и наступил апогей нашего путешествия – сегодня мы обогнём самую северную оконечность Европы, побываем на мысе Нордкап на широте 71°10`21``, познакомимся с бытом Саамов – небольшой этнической группы, вот уже много веков живущей на севере Норвегии, пересечём границу Норвежского и Баренцева морей и  направимся на юго-восток – к Киркенесу и Мурманску. А начался сегодняшний день с утренней стоянки в Хаммерфесте. При движении с юга на север паром стоит здесь очень рано (с 5-15 до 6-45 утра), и если бы не энтузиазм Даши и Вани, я бы, возможно, проспал этот город. Но к счастью случилось иначе – ровно в 5-15 с борта ошвартовавшегося у терминала MS «Midnatsol» сошли трое с фотоаппаратами и, периодически зевая, направились в центр города, откуда затем устремились на возвышающуюся над городком высокую гранитную скалу.


Хаммерфест (Hammerfest) – город на крайнем севере Норвегии с населением 9,2 тысячи жителей, центр одноименного муниципалитета. Хаммерфест получил статус города 7 июля 1789 года и с тех пор является самым северным городом мира. Это, конечно, довольно условная регалия - ведь есть в мире поселения и севернее (тот же Тикси, например), но все они не имеют городского статуса.

Порт Хаммерфеста считается одним из лучших в Северной Норвегии. Первое поселение появилось здесь в период с 1250 по 1350 гг. Название города произошло от двух слов – «hamarr», что в переводе с норвежского обозначает «отвесная скалистая поверхность» и «festr» - «канат для швартовки судов». Своим происхождением город обязан торговле с русскими поморами – именно через здешний незамерзающий благодаря Гольфстриму порт издавна проходили караваны из Архангельска с русским зерном. В 1789 году Хаммерфесту был присвоен статус города, и в то же самое время ганзейский Берген, обладавшей торговой монополией в Норвегии, запретил коммерческую торговлю с поморами на крайнем севере страны. Тогда местные жители, на протяжении столетий перенявшие у русских северян навыки китобойного дела и охоты на полярного медведя, начали всё более активно заниматься этими промыслами, и со временем Хаммерфест из торгового города превратился в охотничий центр норвежского Заполярья. На рубеже 19 и 20 веков город стали называть «Полярной столицей Норвегии». Хаммерфест был практически полностью уничтожен в годы Второй Мировой войны, а в послевоенные годы стал одним из крупнейших центров рыболовства и рыбной промышленности Норвегии.

Новая эпоха в развитии города наступила в начале 80-х годов, когда вблизи Хаммерфеста стало активно осваиваться газовое месторождение Снёвит (Snohvit), расположенное на глубине 340 м и обладающее разведанными запасами природного газа в 160 млрд куб. м. Одновременно с началом разработки месторождения на расположенном напротив Хаммерфеста острове Мелькёйя (Melkoya), началось строительство крупного газоперерабатывающего комплекса, и Хаммерфест стал одним из крупнейших центров газовой промышленности Норвегии. Оператор месторождения и комплекса — норвежская компания Statoil.

Сойдя на берег, мы с akadaha_z и Ваней прошли сквозь центральную часть Хаммерфеста, прилегающую к порту, а затем по крутой лестнице начали восхождение на гору, возвышающуюся над городом. И без того крутой подъём осложнялся наличием большого количества снега и льда, толстым слоем покрывавших ступени, поэтому и нам, и последовавшим за нами нескольким молодым американцам пришлось демонстрировать порой чудеса эквилибристики при восхождении и, особенно, спуске с горы! Впрочем, занятия спортом только полезны для здоровья, а в нашем случае они были вдвойне полезны, поскольку заставили нас окончательно проснуться.

1. Памятник женщине и детям, ждущим возвращения главы и кормильца семьи с моря:



2. Хаммерфест с высоты:



3.



4. MS "Midnatsol" в порту Хаммерфеста:



5.



6.



7.



8. Снего- и камнезащитные сооружения:



9.



10. Газоперерабатывающий комплекс:



11.



12. Спускаться по оледеневшим и покрытым снежным настом ступеням непросто и порой довольно опасно, поэтому лишь спустя довольно продолжительное время мы снова оказываемся посреди городской застройки.



13.



14. В 6-45 утра MS "Midnatsol" покидает Хаммерфест:

Изображение

15.



16.



17. По отправлении судно довольно долго идёт не особо примечательным открытым морским участком - чем не повод вздремнуть? И с новыми силами - на "энтузиастскую вахту." На подходе к острову Hjelmsoya. Ветровые электростанции на "материковом" берегу:



18.



19. Граница между Норвежским и Баренцевым морями проходит в районе мыса Нордкап. Пока мы идём Норвежским морем, но буквально через несколько часов окажемся в Беренцевом...



20. В 9-00 на подходе к Хавойсунду состоялось расхождение с очередным паромом Hurtigruten - на этот раз навстречу прошёл паром "Kong Harald".



21. MS "Kong Harald" был построен в 1993 году в Германии и является первым паромом в новом поколении судов Hurtigruten. Пассажировместимость судна - 691 человек; спальных мест - 674; мест для автомобилей - 45. Паром развивает скорость до 15 узлов (примерно 28 км/ч); длина судна - 121,8 м; ширина - 19,2 м; осадка - 4,9 м; валовая вместимость - 11 204 т. Паром назван в честь норвежского короля, а внутри него можно найти имена и других знаменитых норвежцев – например, полярных исследователей. Так, бар судна назван в честь Фритьофа Нансена, а кафе - в честь Рауля Амундсена. Интерьерам парома присуща яркость и королевская пышность.



22. В начале десятого утра судно поворачивает вправо и входит в пролив, отделяющий остров Hjelmsoya от материка. Впереди - небольшая 15-минутная стоянка.



23.



24. В 9-30 MS "Midnatsol" швартуется у причала Хавойсунда (Havoysund) - довольно крупного рыбацкого посёлка, центра муниципалитета Masoy.



25. В Хавойсунде недалеко от пристани находится рыбоперерабатывающий завод, на котором производится первичная переработка свежевыловленной рыбы. Такие небольшие заводы имеются во многих норвежских поселениях, специализирующихся на рыбной промышленности, но окна этого заводика выходят прямо на центральную улицу, благодаря чему можно немножко подсмотреть производственный процесс.



26. На завод поступает свежевыловленная рыба, на конвейере она очищается от чешуи, удаляются кости и получается филе. Я не специалист в рыбной промышленности, но по-моему весьма высокотехнологичное производство!



27.



28.



А нам пора в дальнейший путь. В 9-45 утра MS "Midnatsol" покидает Хавойсунд и проливом Masoysundet направляется по направлению к Хённингсвагу - крупному посёлку в южной части острова Магерой, отправной точке нашей поездки на мыс Нордкап...

К оглавлению >>>

  • 1
Снежно, пасмурно, но красиво.

  • 1