uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Пролив Югорский Шар. Между Баренцевым и Карским морями. Знак Европа и Азия
uritsk


В сегодняшнем материале мы продолжим знакомиться с проливом Югорский Шар, соединяющим Карское и Баренцево моря Северного Ледовитого океана и отделяющим от материка крупный остров Вайгач. Мы побываем в двух местах – возле маяка на мысе Ярасаля, расположенного у входа в пролив со стороны Карского моря, а также возле знака географической границы Европы и Азии в 10 километрах западнее.


1. Ярасельский маяк – один из нескольких маяков, расположенных по берегам Югорского Шара. Пролив является важной трассой Северного морского пути, дублируя широкий пролив Карские Ворота, расположенный севернее, между Вайгачом и Новой Землей. Чаще суда идут через Карские Ворота, но в случае неблагоприятной навигационной обстановки следуют более длинной дорогой через Югорский Шар.



2. Маяк не закрыт – по крутым металлическим лестницам поднимаемся наверх, посмотреть навигационное оборудование, а заодно полюбоваться окружающими пейзажами с высоты.



3. Изначально почти все арктические маяки работали от дизельных генераторов и нуждались в постоянном обслуживании, позднее многие удалённые труднодоступные маяки, расположенные вдоль побережья Ледовитого океана, были переведены на питание от автономных радиоактивных изотопов. Об атомном прошлом Ярасельского маяка напоминают старые надписи – сейчас радиационный фон здесь нормальный.



4. В настоящее время маяк на мысе Ярасаля, как и все остальные маяки окрестностей, работает от специальных солнечных батарей, в светлое время года накапливающих электроэнергию, позволяющую световому оборудованию автономно работать осенью и зимой.



5. Сейчас светло круглые сутки и прожектора не работают, а с наступлением осени берега Югорского Шара начинают перемигиваться огнями маяков – было бы очень интересно побывать здесь в это время! А лучше пройти на каком-нибудь судне.



6. С верхушки маяка открываются хорошие панорамы окрестностей – внизу видны полуразрушенные домики обслуживающего персонала маяка, а Карское море и вход в пролив Югорский Шар покрыты льдинами.



7.



8.



9. У входа в пролив Югорский Шар находится небольшой скалистый островок с ещё одним маяком, а вдали, за проливом, хорошо виден берег Вайгача.



10. Вайгач… Далёкий, таинственный, почти недосягаемый, с незапамятных времён он считается энергетически необычайно сильным местом. Земля ненецких божеств, тотемов, поклонных крестов, место совершения языческих ритуалов, «остров страшной гибели» или «земля смерти», как его называли древние… Туда и сейчас сложно добраться – огромный остров почти необитаем: лишь один крошечный ненецкий посёлок да метеостанция на северном берегу. До Вайгача здесь порядка 10 километров через пролив, но переправиться через Югорский Шар очень непросто. В проливе сильные и непредсказуемые течения: то встречные, то попутные, то вихревые - сталкиваясь между собой, они образуют высокие стоячие волны, называемые сулой. Во время редких экспедиций на Вайгач наши амдерминские мужики переправляются через коварный пролив на мощных моторных лодках – но и на них делают это с предельной аккуратностью. С очень большим почтением относятся они и к самому Вайгачу, понимая всю серьезность экспедиций в те места.



11. Маяк на маленьком острове у входа в Югорский Шар, за ним широкая 10-километровая водная преграда, а на заднем плане далёкий берег Вайгача.



12. Траектория движения вездехода вычерчивается на мягкой тундре очень хорошо.



13. Берега пролива сложены мощными пластами слоистых пород.



14.



15. У берега спрессованные льдины образуют мощные торосы.



16.



17. После перевода маяка с дизельного на атомное топливо (и впоследствии на солнечные батареи), домики обслуживающего персонала стали ненужными.



18. «Жилсоюз» - гласит клеймо на кирпиче.



19. На противоположном вайгачском берегу вход в пролив указывает маяк, расположенный на мысе Канин. По водной поверхности пролива, повинуясь мощнейшим течениям, движутся льдины. Удивительно смотрится – практически как ледоход в низовьях могучего Енисея!



20.



21.



22.



23. В своё время Ярасельский маяк был важнейшим стратегическим сооружением – об этом напоминают полуразрушенные дзоты, окопы, блиндажи охраны…



24.



25.



А сейчас переместимся на 10 километров западнее – в то место, где на берегу Югорского Шара установлен новый знак географической границы Европы и Азии. С географической точки зрения существует несколько вариантов трактовок границы между частями света – согласно одной из них, она выходит на берег Ледовитого океана по старому, сильно разрушенному кряжу Пай-Хой, тянущемуся на 200 километров от северной части Полярного Урала до пролива Югорский Шар. В том месте, где останцы кряжа выходят на побережье, и установлен знак «Европа-Азия».

26. Старый знак стоял на территории недействующей ныне станции «Югорский Шар», а новый был совсем недавно восстановлен в нескольких километрах западнее – причём одну из главных ролей в этом сыграли наши амдерминские ребята.



27. А пролив Югорский Шар делает большую петлю и тянется далее на запад – там, далеко за поворотом, находится выход в Баренцево море. Повинуясь мощным течениям, по водной глади движутся льдины, по берегам видны далёкие пирамидки маяков. Очень суровое, но очень сильное место!



28. Вайгач – далёкий, таинственный и недосягаемый… Очень хочется побывать там в будущем – эту серьезную экспедицию ребята организуют один раз за лето. Переправляются на моторках через Югшар, а дальше – пешком с рюкзаками и палатками. На Вайгаче, возможно, нет такой яркой красоты как на Байкале, Камчатке или ещё в иных местах – там другое: Арктика, тундра, скалы, простор, легенды древних ненецких племён, останки древних цивилизаций… Надеюсь, когда-нибудь я там побываю, а пока завороженно любуемся Вайгачом через пролив…



29. В районе знака «Европа-Азия» берег пролива необычайно живописен, да и погода разыгралась как раз вовремя!



30.



31.



32. Особенно поражают эти слоистые сланцевые скалы! Как будто рукой вытесаны!



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



40.



41.



42.



43.



44. Напоследок фотографируемся на память и кладём к основанию знака записочку о том, что мы тут побывали…. Дима и Славик.



45. Серёга и его несравненная Машка.



46. Мы с Олей.



47.



48. И общее фото напоследок. :)



Не хочется уезжать – даже жалко, что в эту вылазку мы не очень надолго на берегу Югорского Шара. А вот если идти на Вайгач через год с палатками – там да, совсем другое погружение! Соберусь, не соберусь – время покажет, и в любом случае, это дело будущего – а сейчас пора возвращаться в Амдерму. В этом же путешествии именно Югорский Шар оставил самое яркое впечатление от маршрута. Желаю и всем читателям там когда-нибудь побывать! :)

К оглавлению >>>

  • 1
Красота то какая!!! Догадываюсь, что энергетика этого места сильная и потрясающая.

Да, совершенно удивительное и очень сильное место! И очень труднодоступное - три часа по тундре на вездеходе от Амдермы.

Фантастическое место!
Эээ...ммм... Надо будет сюда Сережу и Алешу отправить... на экскурсию, годиков так на шестнадцать...

Да, я думаю, их тоже очень бы тут зацепило! :)))

маяки, створы

Вблизи Амдермы в своё время существовали две п/с от Архангельской гидробазы – на м. Яра-Сале (в простонародье Яросели) и на м. Тонком. Источники света на маяках какое то время запитывались от аккумуляторов и до сих пор они в большом количестве валяются вокруг маяков. Работники этих п/с производили замену аккумуляторов и обслуживали ближние к ним маяки. На п/с м. Яра-Сале даже была небольшая пушка называемая «Туманка», при прохождении судов в тумане, производились выстрелы дающие звуковое обозначение береговой линии, сейчас пушка находится в архангельском морском музее. Поздней появились изотопные источники питания. Станции закрыли. А ещё спустя некоторое время маяки были брошены на произвол судьбы, не обслуживались и не работали. Не имеющие надзора изотопные источники питания стали представлять экологическую угрозу. Один вблизи Амдермы даже был вскрыт. В одну из навигаций их стали собирать на судно, а когда это судно пришло в архангельский порт, из-за большого излучения исходящего от него, вход в порт был ему запрещён. Сбор изотопных источников был прекращён и этим занялась Норвегия, озабоченная экологической ситуацией в Арктике и они же установили современные солнечные батареи, а на острове Местном установили ветрогенератор. В зиму 2009 я совершил туда лыжную прогулку. Ветрогенератор был несколько обледеневшим, я сфотал это и отправил эти фото по электронному адресу, который был обозначен на маяке. Завязалась переписка. Когда через два года я не увидел маячных сигналов, сообщил им об этом, они меня успокоили, написав, что теперь маячная система исключена из навигации. Считается, что спутниковая навигация полностью обеспечит безопасность плаваний – ПРОГРЕСС!

Мы, когда поднимались на маяк, тоже обратили внимание на современные импортные солнечные батареи и оборудование... То есть сейчас арктические маяки уже не горят в тёмное время суток, и навигация обеспечивается спутниковыми системами? Не знал - спасибо за информацию.

Re: маяки, створы

неправильно это - надеяться только на одну спутниковую навигацию. Зря маяки исключили. imho

Спасибо.Очень интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account