uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Заброшенная полярная станция "Югорский Шар"
uritsk


Пролив Югорский Шар – очень красивое и интересное место. Он отделяет крупный остров Вайгач от материка и является одновременно сразу двумя важными географическими границами - связывает Баренцево и Карское моря, плюс в районе пролива находится северная граница Европейской и Азиатской частей света. Кроме того, Югорский Шар - один из двух основных судоходных проливов Северного морского пути (наряду с более северным и широким проливом Карские ворота, проходящим между оконечностью Вайгача и архипелагом Новая Земля). В зависимости от судоходных условий и ледовой обстановки, суда из Баренцева в Карское моря идут либо через один пролив, либо через другой. Об этом и многом другом речь пойдёт в следующей части – а в этой приведу фотографии полярной станции "Югорский Шар", расположенной у восточного входа в одноимённый пролив.

Полярная станция "Югорский шар" была основана ещё в 1913 году и долгие годы была одной из многочисленных советских арктических гидрометеорологических полярных станций. Её законсервировали 80 лет спустя, в 1993 году, а вскоре после этого на закрытой станции была организована пограничная застава, просуществовавшая до начала 2000-х. Потом пограничную заставу перевели на Амдерму, а строения бывшей полярной станции на Югорском шаре стали нежилыми. Сейчас от них остались руины – климат на берегу Югшара очень суровый, и нежилые строения разрушаются очень быстро.

1. Эту высокую мачту снесло штормовым ветром несколько лет назад.



2.



3.



4. Жилые помещения полярников и, соответственно, казармы личного состава в период существования здесь пограничной заставы.



5.



6.



7. На газете, подклеенной когда-то под обои, читается карандашная надпись: «Юг. Шар. Астахову» - полярники подписывались на свежую прессу.



8. А это главная парадная комната – даже сейчас видно, какой она была яркой, красивой и праздничной. Здесь обитатели станции проводили вечера, различные мероприятия.



9.



10.



11. Возможно, это была баня – на горячие кирпичи плескали воду, а народ парился на лавочках вокруг очага.



12. Стенд для метеонаблюдений.



13. Дизельная станция.



14.



15.



16. На покосившемся деревянном столбе читается красно-зелёная полосатая раскраска – в период погранзаставы это была вешка государственной границы России.



17. И ещё ряд хозяйственных построек.



18.



19.



Берега пролива Югорский шар безлюдны – помимо заброшенной станции у восточного входа в пролив (со стороны Карского моря), здесь есть несколько пустых охотничьих изб, а также действующих маяков, питающихся от современных солнечных батарей и не требующих постоянного присутствия людей. Единственная же действующая полярная станция на проливе находится примерно в 60 километрах западнее, у другого входа в пролив, со стороны Баренцева моря, и называется «Белый нос». Контингент станции составляет семейная пара, практически безвылазно живущая на станции уже более 25 лет, да раз в год сменяющаяся вахта более молодых сотрудников. Как говорят наши амдерминские мужики, эта годовая вахта довольно необычная – четыре молодые выпускницы питерского метеоинститута. Пожилая семейная пара и четыре молодые девчонки одни посреди Арктики - интересно, как им там живётся? :)

20. Противоположный же берег пролива – крупный остров Вайгач длиной 105, а шириной около 50 километров. Это совсем дикий остров – лишь один крошечный ненецкий посёлочек Варнек с населением 100 человек да метеостанция Болванский Нос в 100 с лишним километрах отсюда на северном берегу, у пролива Карские Ворота. Это таинственный и священный остров, издревле считающийся у местных народностей сакральным местом поклонений ненецким божествам: Вайгач в переводе с ненецкого – «остров страшной гибели» или «земля смерти». На Вайгаче до сих пор сохранилось множество ненецких поклонных крестов и тотемов. Даже местные амдерминские мужики с большим почтением относятся к Вайгачу, а редкие походы туда с туристами готовятся необычайно тщательно – это крайне серьёзные мероприятия, в том числе требующие и большой физической выносливости. Вон он вдали – таинственный остров Вайгач, отделённый от нас покрытой льдинами 5-километровой водной преградой Югорского Шара. На фото хорошо видна пирамидка вайгачского маяка у мыса Канин нос.



21. Пейзажи пролива суровы и восхитительны!



22. На берегах Югорского Шара множество маяков – летом в период полярного дня в них нет надобности, но осенью и зимой все они работают, и основные судоходные створы пролива прекрасно видны круглый год. Несмотря на дикость берегов, Югорский Шар – важная круглогодичная судоходная магистраль Северного морского пути. Вот один из маяков, расположенный на небольшом островке близ материкового берега пролива.



23.



24.



25.



26. Где-то поверхность пролива покрыта льдами, а где-то – вода как зеркало!



27.



28.



29.



30.



31. В проливе Югорский Шар очень сильные течения, связанные с приливными явлениями и перемещениями водных масс между Карским и Баренцевым морями.



32. Течениями и волнами на берега пролива выброшены мощные стволы деревьев, вынесенных в Баренцево и Карское моря впадающими в них крупными реками.



33. Скорость течения в проливе достигает 6 километров в час – когда мы стояли на берегу Югорского шара, водные массы перемещались слева направо – к выходу из пролива в Карское море. Удивительно смотреть, как мощные льдины со скрежетом движутся в проливе на всей ширине мощного водного потока!



34.



35. А это старый полуразрушенный знак границы между Европой и Азией. Несколько лет назад наши ребята из Амдермы установили новый, в нескольких километрах западнее – как считается, в географически более правильном месте. Мы там тоже побываем.



36.



Неплохо знаю нескольких людей, которые, ведомые зовом сердца, поменяли комфортную жизнь в насиженных местах и уехали жить или хотя бы на какое-то время поработать в Арктику. Во время нашего путешествия мы немало обсуждали это с товарищами по группе. У кого как, но у меня лично другое видение этого вопроса - я абсолютно чётко разделяю для себя понятия «периодической короткой отпускной романтики» и «работы и жизни в этих местах»... Но всё-таки - Вайгач, Югорский Шар, Новая Земля, Арктика… Безумно далёкие и труднодоступные, очень суровые и безлюдные, и в XXI веке почти необжитые людьми… Как они всё же цепляют! :)

К оглавлению >>>

  • 1
Пограничная застава на Ю.Шаре появилась после закрытия полярной станции и это было подразделение амдерминской заставы, просуществовала она не долго из-за постоянных проблем с живучестью. А на п/с "Белый нос" супружеская пара уже не зимует, умер муж.

Как жалко... :((( А нам про них очень много рассказывали...

Странно, что Вам об этом не сказали, в Амдерме об этом известно.

Видимо, я просто не так понял - нам рассказывали про то, что сейчас там вахта из молодых выпускниц Питерского метеоинститута и одного мужчины. Это я хорошо запомнил. :) И еще рассказывали про эту семейную пару - значит я просто не понял, что эта пара там жила раньше.

Здравствуйте! А не подскажете куда делись остатки бетонных станций телеграфной станции, построенной в 1912-13 годах. Они должны находиться возле ажурной вышки?

Здравствуйте! К сожалению, я не знаю... Ничего не слышал про них...:(

Вам не кажется странным вот этот текст (про Хабарово).

Ещё в юношеские годы начал работать в Арктике на полярной станции Югорский Шар (в становище Хабарово). В 1918—1925 гг. был радистом и одновременно механиком в экспедиции Руала Амундсена на судне "Мод".

Речь идет о Генна́дии Ники́тиче Оло́нкине.


Отличный репортаж весь. 29 и 34 особенно.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account