uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
На вездеходе по тундре
uritsk


В арктической тундре дорог нет, а расстояния между поселениями и основными жизненно важными пунктами порой достигают сотен километров. Единственным возможным сухопутным средством передвижения в таких условиях является гусеничный вездеход.

1. Вездеход ГТ-СМ (ГАЗ-71) выпускался с 1968 по 1985 годы и представляет собой плавающую снегоболотоходную гусеничную машину грузоподъёмностью 1 тонну.



Изначально это военная машина, предназначенная для перевозки личного состава, грузов, буксировки прицепов, эвакуации раненых и прочих потребностей вооруженных сил в районах Крайнего севера. Он может плавать, преодолевать болота, ямы, овраги, ледяные поля, легко пересекает водные преграды. Естественно, что машина с такими качествами нашла широкое применение не только в армии, но и в обычной жизни – вездеходы ГТ-СМ и их последующие модификации являются основным транспортным средством в удалённых изолированных районах Крайнего севера, Сибири, на многочисленных нефтегазовых месторождениях, полярных станциях и других далёких уголках нашей страны. Они и сейчас производятся Заволжским заводом гусеничных тягачей - при этом очень востребованы.

В Амдерме сегодня около тридцати таких вездеходов, из них примерно пятнадцать – в рабочем состоянии. Сегодня нам предстоит преодолеть около 40 километров по тундре – мы поедем на расположенный к западу от Амдермы пролив Югорский шар, являющийся границей между Карским и Баренцевым морями, а также между Европой и Азией. 40 километров – совсем немного по местным меркам, всего три часа пути. Но здесь действует такое правило – «уезжаешь на день, готовься на неделю». И тех, кто его не соблюдает, жизнь часто наказывает очень жестоко. Поэтому берём с собой много тёплых вещей, сменную обувь, спальники, провизию…

2. Ну что же - все готовы, Машка тоже готова. Значит, можно ехать! :)



3. Большинство пассажиров вездехода располагается в закрытом кузове, плюс один – в кабине с водителем, плюс один-два – сверху, «на броне». На пути туда я сел в кабину, но чтобы можно было фотографировать, оставил открытой дверь. Покидаем Амдерму и направляемся в западном направлении – справа минуем хорошо знакомый аэропорт.



4. Вездеход – прекрасная машина для Крайнего Севера, но куда более важны здесь человеческие руки: как в плане управления, так и в плане ухода. Серёга – опытнейший вездеходчик.



Вездеходчики вообще одни из самых уважаемых и востребованных людей в этих краях. Долгой полярной зимой, когда Амдерма практически отрезана от большой земли, единственным средством доставки грузов и продовольствия в посёлок является вездеход. Ближайшим населённым пунктом от Амдермы является Воркута – до неё порядка 350 километров по ледяной, покрытой торосами, продуваемой буранами и метелями тундре. При удачном раскладе вездеход с Воркуты на Амдерму идёт 4 дня, но зимой, чёрной полярной ночью, в метель и прочую непогоду иные рейсы бывают очень непредсказуемы – так прошлой зимой под Новый год вездеход с Воркуты шёл 27 дней! Обычно в дальних рейсах на Воркуту стараются организовать караван из трёх-четырёх вездеходов – так надёжнее и безопаснее, впрочем, идти караваном и подольше. Серёга - единственный, кто гоняет на Воркуту один: он вообще железный мужик: провёл две зимовки на антарктической станции «Восток», а несколько лет назад чудом выжил в тундре. Дело было так – снегоход, на котором они с товарищем ехали с зимней охоты, провалился под лёд в полынью и утонул. Мужики выбрались, но промокли насквозь. На улице мороз минус тридцать, а до ближайших охотничьих изб – 10 и 12 километров по заснеженной тундре. Мужики решили разделиться и идти в разные избы. Кто дойдёт и выживет – постарается сообщить в посёлок и организовать спасательную экспедицию для второго. Серёга окоченел, но дошёл - развёл в избе буржуйку и всю ночь спал в обнимку с печкой. К счастью, и второй мужик тоже выжил, но так бывает далеко не всегда…

Вообще тут разное случается – пару лет назад Руслан (который был с нами вчера на рыбалке) во время охоты упал с обрыва и сломал ключицу - то ли с вывихом, то ли со смещением. Надо было срочно вправлять, но погода была нелётная и санрейс не мог забрать его на большую землю. А в Амдерме только молодой фельдшер. Поступили так – фельдшер позвонил в Нарьян-Мар и связался с хирургом, а тот по телефону говорил, куда надо нажимать больному, чтобы вправить кости. В итоге вот так «дистанционно» и вправили. :)

5. А мы продолжаем путешествие на вездеходе – вот и первая водная преграда. Вездеход может плавать, но для преодоления таких речек это умение ему не понадобится – они совсем неглубокие.



6. Сорок километров летом до Югорского Шара – это конечно не 350 километров зимой до Воркуты, но Серёга всё равно внимателен и сосредоточен: на пути много оврагов, ледовых полей и прочих невидимых препятствий. Форсирование каждой речки требует внимательности и аккуратности, а многие решения опытными вездеходчиками принимаются скорее по наитию – как подсказывает чутьё.



7. Через каждые несколько километров в тундре раскиданы бочки – во многих из них находится топливо на случай поломки или иной непредвиденной ситуации, плюс некоторые бочки, поставленные друг на друга, являются ориентирами-указателями основных направлений вездеходных трасс.



8. Ещё одна речка – аккуратно сползаем по ледовому панцирю.



9. Следующий участок пути едем по болоту.



10. Снова бочка.



11.



12. На полпути делаем остановку – Серёга полез проверить что-то в системе.



13. И снова в путь…



14. Почётное место рядом с водителем всегда занимает Машка. В пути она не раз двигала меня своей толстой попой – по её мнению, я слишком расселся в её вездеходе. :)



15. Ну вот и приехали!



16. На одном из коротких участков пути, между маяком на мысе Ярасаля и заброшенной полярной станцией, я прокатился сверху, «на броне», рядом со Славиком.



17.



18. Машина – зверь, мощь невероятная.



19. А только таким и покоряется Арктика! :)



К оглавлению >>>

  • 1
Ага! Только ревёт он, зараза! :)) Что в кабине, что на броне... Только в заднем кузове потише - а ещё там очень классно спится на тюках! :))

А машины на воздушной подушке - не? Надежность низкая? Я почему спрашиваю - я как-то пытался влезть в этот бизнес, знакомился с ТТХ этих агргатов и их возможностями. В средней полосе России они весьма популяны и работают зимой, кажется, успешно. Катался на этом агрегате и сам. Ну, странное ощущение. Непонятно, как он выдерживает длительную эксплуатацию. Но идет очень быстро. По тем пейзажам, что я вижу на фотографии, километров 60-80 в час эта машина выдаст.

У меня на Москве-реке рядом с домом МЧС-овские патрульные суда на воздушной подушке активно бегают - следят за зимними рыбаками на льду. Видел такие суда зимой на Волге и других реках средней полосы. Я конечно не особо технический специалист в этих вопросах, но из того что видел, как понимаю, машине на воздушной подушке нужна относительно ровная поверхность - как, например, замерзшее озеро или река. Тут же сплошные буераки, бугры, овраги ледяные торосы - и летом, и зимой. Плюс расстояния в сотни километров. Так что, видимо, в этих экстремальных условиях эксплуатации гусеничные тягачи - единственный выход. Да и груза они берут тонну с лишним.

Edited at 2014-07-27 09:43 am (UTC)

Да, фактическая скорость гусеничных тягачей в тундре не более 30 км/ч.

ну тонна - это даже для маленького СВП не бог весть что. Там на самом деле неплохая эффективность. Торосы с полметра они преодолевают на маленьком ходу. А вот камни и буераки - это действительно может быть смертельно.

У вас на снимках пейзажи ровные, поэтому я так подумал. Следы от гусениц кошмарно смотрятся.

Ну да, на фотографиях тундра ровной кажется - на самом деле там много преград, высоких обрывистых берегов и пр. В некоторые из них тягач сползает фактически под углом 45 градусов.

(Deleted comment)
:)) А что - очень интересная идея! :))

Должно быть вездеход много топлива потребляет, с джипом не сравнить.

Расход топлива 1-1.5 литра на 1 километр в зависимости от условий.

интересно, а чем занимается по жизни Серега?

доставкой грузов из Воркуты?
В зиму в одного это ж какие нервы надо иметь-то :)

каким образом осуществляется завоз топлива в Амдерму?

Вездеходчик - это один из видов его деятельности. А так постоянно он работает в поселковой котельной на дизелях. Завоз топлива - насколько понимаю, раз в год на судне.

Сергей Васильевич работает в аэропорту а не в котельной.в Воркуту он не ездит.Руслан не падал с обрыва он подскользнулся на льду...в итоге его увезли в нарьян-мар и делали 2 операции.пластины стояли.сейчас слава богу все хорошо.Жена Руслана.

Два месяца тому, Сергей будучи в отпуске - скончался

Очень-очень жаль... :(((((

Жаль Серегу...настоящий тундровик был..эх сколько мы с ним по тундре отмахали километров на вездеходах и снегоходах....жаль больше нет такого напарника...земля ему пухом

  • 1
?

Log in

No account? Create an account