uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Ан-24. Полёт на Амдерму
uritsk


Амдерма сегодня – крошечный полузаброшенный посёлок на арктическом побережье Северного Ледовитого океана с населением всего около 400 человек. Но до чего удивительная штука – география! Поскольку в тех краях поселения невероятно редки и удалены друг от друга на сотни, а порой и тысячи километров, забытую богом Амдерму можно найти на практически любой карте мира! Есть там и аэропорт – причём отличный, способный принимать Ил-76, Ту-154 и другие типы самолётов. Долгие годы Амдерма была одной из крупнейших баз советской военной арктической авиации, одним из центров гидро- и метеорологического обеспечения Северного морского пути. В 1993 году военные были переведены в другие места, а вслед за военными потихоньку покинуло посёлок и почти всё гражданское население. Сегодня в Амдерму раз в две недели летает Ан-24 из Архангельска, выполняются рейсы малой авиации из Нарьян-Мара, плюс вертушки геологов и прочих заезжих специалистов, плюс иногда Амдерму используют как запасной аэродром, когда соседняя Новая Земля не принимает…


Тем, для кого авиация – это исключительно бизнес-класс роскошного «Боинга», наверное, неинтересно будет читать этот пост. Ведь в нём речь пойдёт о совсем другой авиации, а главным героем станет старенький Ан-24, неприметный трудяга региональных линий, и по сей день являющийся одной из самых славных и надёжных лошадок Крайнего Севера, несущий свою службу и в зной, и в метель, и в трескучий мороз, и в песчаные бури, и при штормовом порывистом ветре, и на раскисших весной в непроходимое болото грунтовых полосах крошечных аэропортов самых глухих закоулков нашей Родины. Такие непростые, а порой и экстремальные условия – его родная стихия, во многом для них он и создавался. Но сегодня никакого экстрима не будет - лето, тихий июньский денёк, мы покидаем Архангельск и с короткой промежуточной посадкой в Нарьян-Маре направляемся в Амдерму. Начинается главная часть нашего путешествия.

1. Рейс Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма выполняет Ан-24РВ бортовой номер RA-46667. Этот борт был построен в 1974 году на Киевском авиационном заводе и всю свою вот уже 40-летнюю карьеру эксплуатируется на Крайнем Севере, сначала в составе Архангельского объединенного авиаотряда «Аэрофлота», затем – в составе флота его наследника «Нордавиа». В 2013 году воздушное судно было передано Псковскому авиапредприятию, но по договоренности между авиакомпаниями продолжает выполнять рейсы «Нордавиа» из Архангельска.



2. Под добродушное жужжание моторов отрываемся от полосы и берем курс на север – а под фюзеляжем на прощание мелькнула широкая лента Северной Двины.



3. Первый сегмент пути, от Архангельска до Нарьян-Мара, занимает около двух часов. Внизу облачно.



4. Настроение у всех приподнятое, а обстановка в салоне весёлая и непринуждённая: почти все, кто летит с «Большой Земли» на Амдерму, - бывалые северяне, хорошо друг друга знают, болтают, смеются, шутят.



5. Два часа прошли незаметно – начинаем снижение.



6. Выныриваем из густых облаков: леса остались позади, а внизу теперь - бескрайняя тундра с блюдцами заболоченных озёр. Вот такой он – Ненецкий Автономный округ.



7. Ан-24 производит посадку в аэропорту Нарьян-Мара и вскоре останавливается на лётном поле в компании других своих собратьев.



8.



9. Покидаем самолёт и направляемся в крошечный местный «накопитель» – после непродолжительного технического обслуживания воздушного судна и небольшой допосадки мы продолжим маршрут.



10. В Нарьян-Маре на борт сели ещё пара человек и закинули много груза для Амдермы, часть из которого разместили прямо в салоне. И снова в путь – если Архангельску мы помахали крылом над Северной Двиной, то после взлёта из Нарьян-Мара из окна хорошо видна широкая пойма реки Печоры.



11. Все прогнозы давали на Амдерму серую и пасмурную погоду, но едва мы приблизились к побережью Карского моря, как облака расступились, и арктические пейзажи предстали во всём своём ошеломляющем великолепии.



12.



13. Многочисленные речки текут в Ледовитый Океан среди абсолютно плоской тундры, а в ложбинках у берегов белеет снег.



14.



15. Наконец, внизу блеснула водная гладь – мы летим над покрытым льдинами Карским морем.



16.



17. Народ в салоне оживляется: для большинства из них эти суровые места родные, и в ожидании скорой встречи с Амдермой, пассажиры, вглядываясь в иллюминаторы, всё чаще узнают знакомые места: «Вон мыс Белый Нос!», «А там чуть дальше - полярная станция!» - всё громче раздаётся по салону.



18.



19. После часа пути делаем разворот, выпускаем шасси и заходим на посадку.



20. А вот и Амдерма – этот знаменитый курорт на берегу Карского моря, отмеченный практически на всех картах мира! :)))



После посадки в салон входит усатый начальник местного пограничного гарнизона и проверяет погранпропуска – большинство на борту, конечно, местные, плюс пара залётных командировочных, плюс пять человек туристов, в числе которых были и мы с Хельгой.

21. Долгие годы после вывода отсюда истребительного авиаполка аэропорт Амдермы был в совсем плачевном состоянии, но несколько лет назад здесь начался серьёзный ремонт – и оборудования, и самого здания, которое смотрится теперь весьма презентабельно. Встречать Ан-24 с «Большой Земли» прибежал едва ли не весь арктический посёлок – здесь все всех знают: радость встречи, улыбки….



22. Над затерянной среди Арктики крошечной Амдермой надменно пролетают современные дальнемагистральные «Боинги» и «Аэробусы» - над посёлком проходит оживлённая воздушная трасса между Москвой и Дальним Востоком. Где-то там, на борту самолёта, летящего в Москву с Камчатки, в уютном затемнённом салоне вышколенные длинноногие стюардессы сейчас подают вкусный второй обед, кто-то спит, кто-то читает, кто-то смотрит третий подряд фильм… До столицы нашей Родины им осталось каких-то три часа полёта.



23. А к крыльцу крошечного амдерминского аэропорта тем временем подкатил старенький «Зилок» с багажом пассажиров Ан-24...



Москва, Владивосток, Камчатка…. А нам сходить на этой остановке! :))))

К оглавлению >>>

  • 1
(Deleted comment)
Ну, смотря где - где-то оживает, а где-то и нет. :) Амдерма же пока находится в полузаброшенном состоянии - периодически всплывают разговоры о возрождении посёлка, возвращении сюда военных, перспективах использования Амдермы в плане освоения арктического шельфа и пр... Но пока это только разговоры и неясные перспективы.

Интересный рассказ!

Спасибо за рассказ! Интересно, чем здесь заняты люди.

По большому счету, сейчас постоянное население посёлка занято тем, чтобы... обеспечить жизнедеятельность самого посёлка. Кто-то из 400 человек работает в котельной, кто-то в аэропорту, кто-то в местном ЖКХ, кто-то в магазине, плюс школа/детсад, плюс администрация, плюс четверо погранцов. Плюс - натуральное хозяйство: рыбалка, охота... В принципе, сейчас Амдерма - крохотное глубоко дотационное поселение, основная цель которого - просто обеспечивать присутствие России в Арктике. Чтобы этот пункт просто оставался на карте мира. А перспективы возрождения посёлка - возвращение военных, перспективное освоение нефтегазовых недр шельфа Арктики. Но это, если и произойдёт, то не в ближайшем будущем.

Edited at 2014-07-19 07:54 am (UTC)

Ясно. Наверно, хорошо пока, что хоть так, чем вообще никак.

Эээ...ммм... Несмотря на занятость вопросами государственной важности, я внимательно слежу за Вашими сообщениями... А посему буду краток. Они прекрасны! )

Спасибо! Ваши оценки для меня всегда высшая награда за мой скромный труд! :))

Спасибо, с удовольствием просмотрел и прочитал!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account