uritsk (uritsk) wrote,
uritsk
uritsk

Categories:

Российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе»



В антарктическом регионе работает несколько десятков экспедиционных судов, довольно значительную часть из которых составляют бывшие либо действующие российские научно-исследовательские суда, которые фрахтуются зарубежными туроператорами для совершения экспедиционных круизов с туристами. Эти суда усиленного ледового класса, специально предназначенные для научно-исследовательской работы в Арктике и Антарктике, идеально подходят и для круизных экспедиций. Летом они совершают экспедиционные круизы в Арктике, а нашей зимой (и соответственно антарктическим летом) — в Антарктике. «Академик Сергей Вавилов», «Академик Иоффе», «Полар Пионер» (бывший «Академик Шулейкин»), «Академик Шокальский», «Профессор Хромов», «Ортелиус» (бывший «Марина Цветаева») - вот только некоторые, наиболее известные из них.

«Вавилов» и «Иоффе» - совершенно однотипные суда-«систершипы», построенные в Финляндии для Академии наук СССР в 1988 и 1989 годах соответственно. Оба этих судна принадлежат Институту Океанологии Российской Академии наук, ходят под российским флагом, порт приписки Калининград, экипаж также полностью наш, калининградский. Они работают и по прямому назначению, совершая научные рейсы, но большую часть времени фрахтуются зарубежными туроператорами для экспедиционных круизов с туристами в Арктику и Антарктику. В настоящее время фрахтователем и туроператором «Вавилова» и «Иоффе» является канадская компания «One Ocean Expedition». Соответственно организация маршрута, береговые программы, гиды, руководитель экспедиции, научные программы и лекции на борту — это их сфера, а экипаж судна (в том числе капитан и весь комсостав) — полностью наш, российский.

«Академик Иоффе» - относительно небольшое судно, причем не круизное, а действующее научно-исследовательское. Экспедиционные круизы вообще сильно отличаются от круизов в привычном большинству понимании этого слова — это скорее даже не круизы, а в гораздо большей степени именно экспедиции: по стилю, духу, захватывающей атмосфере, потрясающему единению самых разных людей на борту, которых объединяет и движет общая цель — познать далекие, труднодоступные, неизведанные и потрясающие по красоте уголки нашей планеты.

В нашем рейсе на борту «Академика Иоффе» был 101 турист. Контингент — самый разнообразный: в основном из США, Канады, Австралии, чуть меньше из Западной Европы, а из России был я один. По возрасту — в основном средних лет, но на удивление очень много было и молодёжи. Пожилых туристов было наоборот  относительно немного. По профессиям и интересам — тоже полное разнообразие, большинство туристов на борту — бывалые и очень опытные путешественники, примерно для половины (в том числе и для меня) Антарктида оставалась последним шестым континентом, где они еще ни разу не были. Естественно очень много заядлых фотографов.  Атмосфера на борту экспедиционного судна очень теплая, домашняя, поистине камерная и уникальная — это один большой дом. Здесь не запирают двери (более того, тут в принципе нет ключей от кают!), тут с первого дня все всех знают — туристы, интернациональная команда One Ocean Expeditions, российский экипаж. Капитанский мостик открыт для туристов в любое время суток (кроме моментов захода в порты, а также в случае штормов, ледовых полей и прочих сложных навигационных условий), в рубке туристам можно стоять хоть все вахты напролет.

Экспедиционные круизы по понятным причинам в несколько раз дороже обычных морских круизов, но если на борту большого круизного лайнера ты неизбежно оставляешь еще, как правило, столько же денег, сколько выложил за путевку (очень дорогие платные экскурсии, обязательные чаевые, дорогие напитки, всякие накрутки и прочий развод на то на сё), то здесь на борту практически нет никаких дополнительных трат — ну разве что если захочется купить сувенир в киоске или заказать что-нибудь в небольшом корабельном баре, где всё стоит копейки. Всё остальное — высадки на берег на «Зодиаках», обязательное сопровождение гидов в Антарктиде, ночёвка в лагере на берегу, каякинг для желающих, лекции, брифинги, научные фильмы на борту и всё-всё-всё... - входит в стоимость путевки.    

Экспедиционные круизы, как я уже говорил, — это скорее не круизы, а именно экспедиции. И по сравнению с большими круизными лайнерами атмосфера на борту довольно аскетичная и в чем-то даже спартанская. Ни роскошных интерьеров, ни блеска атриумов, ни накрахмаленных фраков с вечерними платьями, ни кают-апартаментов с балконами, ни играющих в салонах оркестров по вечерам, ни пяти ресторанов и десяти баров на выбор, ни вышколенных расстилающихся перед тобой горничных, официантов и прочей обслуги, никакого пафоса — ничего этого здесь нет. Здесь совершенно другой контингент путешественников и вообще сюда едут не за этим. Это очень активный, экспедиционный, в каких-то аспектах даже чуть походный вид отдыха. Более половины кают на судне либо вообще без удобств, либо (как моя) с одними удобствами на две смежных каюты. Я ехал один в трехместной каюте с доплатой за одноместное размещение (для меня это принципиально важно хотя бы потому, что я люблю ночами разбирать фотографии прошедшего дня и сразу пока свежи впечатления строчить на ноутбуке отчёты — а поди попробуй сделай это, когда с тобой в каюте еще один или два человека, которые ночью, как ни странно, хотят спать :))) - тем не менее на борту было довольно много и таких туристов, которые ехали с подселением.

Словом, на борту всё очень просто, без излишеств, но при этом очень тепло, уютно и по-домашнему — как и должно быть на научно-исследовательском судне, специально предназначенном именно для экспедиций в суровые арктические и антарктические районы. Надо сказать, что наши «Иоффе» и «Вавилов» - одни из лучших и идеально приспособленных экспедиционных круизных судов для полярных районов. А в аскетизме в данном случае есть даже своя прелесть.

Теперь — о главном. Экипаж НИС «Академик Иоффе» состоит из 40 человек и полностью наш, российский, причем все из одного города, из Калининграда. Экипаж удивительно дружный и сплочёный, работающий вместе много-много лет. Собственно, у работающего круглый год судна по сути дела два экипажа, сменяющие друг друга каждые четыре месяца. Команда очень дружелюбная и приветливая, рада всем туристам, но к редким российским туристам отношение, естественно, особенно теплое — спрашивают как дела, как устроился, всё ли нравится ли на борту, нет ли каких-то вопросов, проблем или языкового барьера с иностранными туристами и представителями One Ocean Expeditions, приглашают круглые сутки стоять на мостике, если что — всегда готовы помочь. Словом — очень приятно! Наших туристов в экспедиционных круизах обычно бывает мало, обычно где-то два-три человека за сезон. И конечно им очень рады.

«Академик Иоффе» хоть и работает большую часть года с туристами — при этом остается действующим научно-исследовательским судном. Даже во время туристических экспедиционных круизов на борту работают два представителя нашего Института Океанологии, которые берут пробы воды и измеряют скорости течений в проливе Дрейка. Бывают и чисто научные рейсы с нашими учеными — в основном в «полярное круизное межсезонье», когда судно меняет бассейн работы и идёт перегоном из Арктики в Антарктику и наоборот. Так, этой осенью, когда «Иоффе» шел из Арктики в Антарктиду, на пути от Балтики до Уругвая на борту работала большая группа наших учёных, которые совершали различные океанографические исследования и с помощью специального оборудования брали пробы грунта со дна Атлантического океана с глубины до 4 тысяч метров. Научные экспедиции, естественно, отличаются от полярных туристических круизов, но, со слов экипажа, своя прелесть есть и в тех, и в других рейсах. Хотя то, что в наше непростое время судно не потеряло связь с наукой — это здорово, и команда этому очень рада.

Я уже довольно много рассказал про «Академика Иоффе» — думаю, остается лишь дополнить рассказ фотографиями. 

1. Для начала — немного интерьеров. Главный пролёт и ресепшн.



2. Моя трехместная каюта в одноместном размещении категории Semi Private,  то есть с одним санузлом на две смежные каюты.



3. Вэлком! :)



4.



5.



6. Спецсвязь. :))



7. Спасжилеты.



8. В каюту, как и в судно в целом, нужно вжиться. В обжитом виде мой плавучий дом смотрится весьма просто, уютно и по-домашнему.



9. Обеденный зал и по совместительству главная кают-компания, в которой каждый день за завтраком, обедом и ужином руководитель экспедиции Чед и другие ребята из One Ocean Expeditions делали объявления о маршруте, планах и программе дня, грядущих и прошедших высадках на берег, погоде, поздравляли с днями рождения, просто шутили, делились впечатлениями и даже сообщали свежие новости о спасательной операции застрявшего во льдах Восточной Антарктики другого российского НИС «Академик Шокальский».



10.



11. Девять десантных резиновых лодок «Зодиак», на которых осуществлялись все высадки на берег и круизы по малым акваториям Антарктики. На заднем плане видны одно- и двухместные каяки для желающих помахать вёслами в ледяных антарктических заливах.



12. Небольшой корабельный бар и буфет, где круглосуточно можно было налить себе чай, кофе и горячий шоколад. В Антарктиде — штука очень актуальная! :)



13.



14.



15. Библиотека экипажа. Для туристов действует вторая библиотека, с англоязычной литературой.



16. На «Иоффе» есть неплохая банька. :)



17.



18. На верхней палубе оборудована защищённая от ветров научная комната. Изначальное её предназначение — для записей результатов полевых работ, чтобы не уходить с палуб в каюты. А в круизах в ней можно просто спрятаться от ветра. :)



19. Лестничные трапы внутренних помещений судна.



20.



21. Небольшой внутренний холл.



22. Каждый день в коридорах, главном пролете и на лестницах публиковалась программа на день.



23. Этот стенд уже чисто для экипажа.



24. Ещё некоторые интерьеры судна.



25.



26.



27. Когда шли через пролив Дрейка в Антарктику и обратно во всех помещениях судна в больших количествах выставлялись гигиенические «рвотные» пакетики. Во время этих переходов сильно качало — особенно на обратном пути, когда при любых передвижениях по судну нужно было всё время держаться за стены и поручни, а в ресторане иногда летала посуда и бутылки со столов. :)



28. И, наконец, святая святых — ходовой мостик. Как я уже говорил, туристам  можно стоять в рубке в любое время хоть сутки напролёт, за исключением моментов захода в порт и особо сложных навигационных ситуаций.



29. Российский флаг, а также флаги стран, которые поднимаются на передней мачте при заходах в иностранные порты.



30. Офицерский уголок рубки.



31.



32.



33.



34. Капитан (в центре в синем плаще с капюшоном), в отличие от остального комсостава (старпом, второй и третий штурманы) не несёт постоянной вахты, а находится на мостике во время заходов в порты и в наиболее ответственные моменты маршрута — при прохождении сложных в навигационном плане проливов, шхер, в моменты наиболее сложных навигационных условий, а также в другие ответственные моменты по своему усмотрению.



35. Ещё некоторые фотографии рубки.



36.



37.



38.



39. Некоторые лица — руководитель экспедиции Чед Гетц во всём своём многообразии. :)))



40.



41.



42.



43. Команда One Ocean Expeditions интернациональная — в основном Канада и США, но не только. Вот, например, живущая сейчас в Австралии японка Чихо.



44. Ныне отельный менеджер судна Ник Мейер родом из Англии, был шкипером на яхтах и в разное время где только не жил. :)



45. Огромная, несколько брутальная и мужиковатая, но при этом очень колоритная и обаятельная канадка по имени Лиз прошла все полярные районы Арктики и Антарктики, очень любит и отлично знает живую природу и в особенности нравы китов. Хотя, если бы мы были не на борту научного судна в экологическом экспедиционном маршруте в Антарктике, ей бы очень подошёл образ китобоя. :))))



46. Саннива Сорби не только опытный гид, но и профессиональная полярница. Она была одной из участниц первой в истории чисто женской экспедиции на Южный полюс — четыре девушки за 67 дней прошли более тысячи километров по ледяным просторам от побережья к центру Антарктиды и 14 января 1993 года достигли Южного полюса. А в 1999 году она в качестве руководителя экспедиции за 33 дня пересекла Гренландию с востока на запад.



47.



48. Всего команда One Ocean Expeditions в рейсе состоит примерно из 20 человек. Все они очень хорошие ребята, профессионалы и энтузиасты своего дела. Фото на прощальном ужине.



49. И наконец — самый главный человек на судне. Замечательный капитан «Академика Иоффе» - Леонид Валентинович Сазонов, его жена Татьяна и дочка Галя.



50.



51.



52.



53. А этот поздравительный плакат туристы и команда One Ocean Expeditions подарили российскому экипажу на православное Рождество.



В заключение скажу по одежде — на борту на время рейса выдают утепленные красные комбинезоны и специальные ботинки для высадок на берег. Но лучше очень основательно утеплиться и самому — это Антарктида, а в экспедиционном круизе ты практически всю активную часть путешествия проводишь на берегу или в «Зодиаках». Вот что, например, я брал с собой в дорогу из теплых вещей и абсолютно всё из этого постоянно использовал на высадках — думаю, часть этого списка пригодится читателям для понимания.

- Утепленный горнолыжный костюм — пуховые штаны-комбинезон и такая же куртка с плотным капюшоном
- Ещё одна утепленная зимняя куртка
- Специальное очень тёплое термобельё — кальсоны-ретузы и водолазка.
- Толстый шерстяной вязаный свитер под горло
- Две шапки
- Две пары шерстяных перчаток
- Три пары вязаных шерстяных и три пары плотных утеплённых носков
- Ну и всё такое прочее...
- Да, в царстве ослепительного снега ещё очень пригодятся солнцезащитные очки.

Я думаю, вы примерно поняли, что надо брать и к чему готовиться. Хотя в отдельные дни в Антарктике может быть и вполне себе тепло, а на солнце так и вовсе жарко. Но – это Антарктика! Вот, пожалуй, и всё про судно, быт и организацию экспедиции. Если вспомнится что-то еще интересное — дополню в остальных постах, посвященных этому путешествию. 

К оглавлению >>>
Tags: Антарктида, Морские круизы, Экспедиционный круиз в Антарктиду
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Смоленск

    В середине июля побывал в Смоленске. Возвращался в Москву от родственников, живущих в Калужской глубинке - оттуда любой путь в Москву довольно…

  • Свердловск-Екатеринбург. Исторические контрасты столицы Урала

    В преддверии майских праздников побывал в Екатеринбурге. Я возвращался из командировки с удалённого объекта на Транссибе, и в результате удачной…

  • Весна в низовьях Волги

    В конце апреля весна вовсю вступает в свои права - и в средней полосе России, а в низовьях Волги и подавно. Здесь уже бывает по-летнему тепло…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Recent Posts from This Journal

  • Смоленск

    В середине июля побывал в Смоленске. Возвращался в Москву от родственников, живущих в Калужской глубинке - оттуда любой путь в Москву довольно…

  • Свердловск-Екатеринбург. Исторические контрасты столицы Урала

    В преддверии майских праздников побывал в Екатеринбурге. Я возвращался из командировки с удалённого объекта на Транссибе, и в результате удачной…

  • Весна в низовьях Волги

    В конце апреля весна вовсю вступает в свои права - и в средней полосе России, а в низовьях Волги и подавно. Здесь уже бывает по-летнему тепло…