?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Астрахань. Дельта Волги
uritsk


Дельта Волги – крупнейшая речная дельта Европы и одна из крупнейших в мире. Её площадь – около 19 тысяч квадратных километров, в дельте Волги насчитывается по разным данным от 500 до 850 водотоков, и последние столетия она увеличивается. Подсчитать точное количество рукавов довольно сложно, ведь если в начале дельты преобладают крупные водотоки (Старая Волга, Бахтемир, Болда, Бузан, Камызяк, Ахтуба), то чем ближе к Каспию, тем сильнее они дробятся на всё более и более мелкие рукава, словно кровеносная система человека – от крупных артерий к более мелким капиллярам.




А в увеличенном масштабе – бесчисленные капилляры дельты Волги выглядят, например, вот так.



Для того, чтобы из Каспийского моря в Волгу могли беспрепятственно заходить крупные морские суда, в начале XX века русло судоходного рукава Бахтемир было углублено и спрямлено, фарватер расширен. Углубили фарватер и в морской части, примыкающей к дельте Волги – от устья Бахтемира до глубоководной части Каспийского моря. Так образовался Волго-Каспийский морской канал к порту Астрахань протяжённостью 188 километров (88 километров по Бахтемиру и 100 километров по Каспию). В течение XX века Волго-Каспийский канал неоднократно расширяли и углубляли, и теперь габариты канала обеспечивают круглогодичное беспрепятственное движение судов с осадкой до 4,5 метров.

Астрахань расположена в 100 километрах от Каспийского моря, в северной части дельты Волги, ближе к её началу. Город раскинулся на 11 островах. Куда ни пойдёшь, всюду протоки, каналы – Кутум, Болда, Кизань, Казачий ерик… Структура дельты Волги постоянно меняется – в XVIII веке основное русло реки протекало прямо под стенами Астраханского кремля, но в последующие столетия основной поток реки всё время перемещался в западном направлении. Так, в XVI веке английский дипломат и путешественник А.Дженкинсон спускался в Каспийское море по глубокому и полноводному рукаву Болде, в XVII веке, путешествуя из России в Персию, немецкий исследователь Адам Олеарий воспользоваться этим путем уже не мог, он шел западнее – по рукаву Иванчугу. В XVIII – XIX веках дорогой к морю служила сама Волга, но затем её русло стало заноситься песком и сильно дробиться на рукава. Пришлось судовой ход перенести ещё западнее – в Бахтемир. А ту Волгу, где раньше был судовой ход, с тех пор называют Старой Волгой.

Дельта Волги представляет собой сложнейшее переплетение бесчисленных рукавов и протоков. Здесь множество стариц, разливов, островов и непролазных зеленых джунглей по мелководьям. Где-то по берегам, тянутся ивы, на затопленных участках преобладают тростниковые заросли, сквозь которые можно часами пробираться на лодке. По некоторым протокам можно плавать только с шестом, а в некоторые и с шестом лучше не соваться – так густо они заросли различными водными растениями. Дельта Волги – уникальнейшая экосистема. Здесь водятся сотни видов животных и птиц, встречается множество редких растений, самым знаменитым из которых является лотос. Волжская дельта – настоящий рай и для любителей рыбалки. Чтобы защитить редкие виды растений и животных дельты, в 1919 году в южной её части был создан Астраханский заповедник, включающий в себя как дельтовую часть, так и часть морской акватории. Астраханский заповедник – это закрытая территория, туда иногда проводятся экологические экскурсии, но более массовым среди туристов является посещение части волжской дельты, не относящейся к заповеднику и доступной для свободного посещения. Туристы посещают поля лотоса, отдыхают на базе отдыха, купаются, пробуют местную уху… Именно на такую экскурсию мы и съездили. До этого раза мне доводилось трижды бывать в Астрахани, но я ни разу не был в дельте Волги, и ждал этой экскурсии с нетерпением!

1. Из Астрахани туристов везут около 40 километров на юг в район посёлка Камызяк, на одну из турбаз, расположенных на берегах мелких боковых проток дельты Волги.



2.



3. От причала базы отдыха направляемся на моторках по ещё более мелким протокам и поросшим камышом болотистым заводям на знаменитые лотосовые поля. Хорошо, что сегодня чуть пасмурно – обычно в середине июля тут бывает нестерпимо жарко.



4. Ригина быстро подружилась с водителем нашего судна.



5. Когда катер идёт полным ходом – нужно крепко держаться. Мчимся среди бесчисленных проток и заросших водной растительностью заводей, на полной скорости закладывая порой очень лихие повороты.



6. Наконец, лодки останавливаются. Медленно и осторожно направляемся в заросли лотоса.



7. Вот он – знаменитый астраханский лотос или водяная роза, как называли его когда-то…



8.



9. Лодки в лотосовых полях.



10.



11.



12. Водяная капля – словно бриллиант в сердцевине листа.



13. Тут не заповедник, но и здесь специально срывать лотосы не стоит. Но раз уж так вышло, что один из цветков сломался, мы все конечно сфотографировались с ним.



14. Красота…



15.



16.



17.



18. Пробыв в лотосовых полях около часа, вновь заводим моторы и направляемся в путь по бесчисленным зарослям и протокам дельты Волги.



19.



20.



21. Внезапно лодка остановилась – наш сопровождающий увидел что-то своим цепким взглядом. На вершине сгоревшего когда-то от молнии дерева устроила себе гнездо дрофа…



22.



23. Увидев нас, хищная птица начинает громко кричать и кружить над головами, отвлекая от своего потомства. Но мы не охотники, мы – с миром. Не будем её тревожить. Заводим мотор – и продолжаем путешествие по дельте.



24.



25. На базе отдыха – около двух часов свободного времени. Можно позагорать, искупаться в волжских протоках, а затем – вкусный обед. :)



26.



27.



28.



По окончании экскурсии оставалось около часа свободного времени в Астрахани – этого достаточно, чтобы сделать небольшой кружок по центру этого древнего, очень красивого южного прикаспийского города в дельте Волги.

29. На центральной площади Астрахани под бдительным присмотром Ильича ребята играют в баскетбол и катаются на велосипедах.



30. У самых стен Кремля стоят теннисные столы.



31. А у девчонок тем временем – важные телефонные переговоры. :)



32. Астраханский кремль – жемчужина и главная достопримечательность города. Он был построен в 1562 – 1589 практически сразу после взятия Астрахани русскими войсками на том месте, куда Иван Грозный перенёс захваченный им город. Главной доминантой кремля является Успенский собор, построенный столетием позже, в 1699-1710 годах.



33.



34.



35.



36.



37.



38. Астраханская набережная – главный фасад и визитная карточка города. Астрахань живёт Волгой, проделавшей к этому времени долгий-долгий путь от своего истока из небольшого ключа в Тверской области до самых южных регионов России.



39.



40.



41. Астраханцы очень любят Волгу, провожают и встречают туристические теплоходы на набережной. Особенно теплоходы линии Москва - Астрахань. Прибытие теплохода – всегда большое событие.



42.



43. А мы отходим от причала и начинаем обратный путь по Волге. Вообще-то я должен был сойти сегодня в Астрахани, у меня были заранее куплены билеты на самолёт и забронирован номер вот в этом отеле – но как-то так хорошо отдыхалось, что несмотря ни на что я взял, да и продлил себе круиз ещё на два дня, до обратного Волгограда (ничего – улечу оттуда на чём-нибудь!). До свидания, Астрахань! Чао, гостиница «Азимут» - так я в тебе и не остановился, о чём нисколечко и не жалею! :)



44. А мы оставляем за кормой зелёный южный город, расположенный на самом юге нашей страны, там, где великая русская река Волга отдаёт свои воды Каспию, и начинаем обратный путь вверх по реке.



45.



46.



47.



Темнеет. И снова теплоход держит путь среди мерцающих куда ни глянь огней извилистого фарватера. И снова тёплый ароматный воздух южной ночи нежно ласкает лицо. На нижней Волге очень сильное течение – если туда от Волгограда до Астрахани теплоход пролетает менее чем за сутки, то на обратный путь уходит намного больше времени. За счёт этого на обратном пути появляется дополнительный день в низовьях, в который обычно организуются две зелёные стоянки – так будет и на этот раз: завтра у нас Никольское и Ахтуба.

К оглавлению >>>


  • 1
Когда в Астрахани мы выходили с теплохода, нас встречали какие-то мутные личности и бубнили: "Икра нужна?". Потом я их видел уже шныряющими по теплоходу, хотя всех входящих на теплоход встречала полиция и просила открывать сумки. Астрахань - рыбно-икорный ад :)

Да, в Астрахани прямо к теплоходу подвозят много даров Волги - вяленую рыбу самых разных мастей, овощи, арбузы... Насчёт черной икры в этот раз у теплохода браконьеры не предлагали, хотя в прошлые круизы тоже видел нечто подобное.

  • 1