uritsk (uritsk) wrote,
uritsk
uritsk

Categories:

В низовьях Волги. От Волгограда до Астрахани



1. Волгоград протянулся вдоль Волги почти на 80 километров – теплоход идёт вдоль города на протяжении нескольких часов.



2. В южной части Волгограда, в Красноармейском районе города, находится вход в Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) – одно из самых важных межбассейновых соединений наших водных путей. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, бессточное Каспийское море с Азовским и Черным морями. С теплохода, идущего по Волге в Астрахань, вход в Волго-Донской канал хорошо виден справа по борту:



История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

Трасса Волго-Донского канала проходит в том месте, где две реки максимально сближаются друг с другом. От Волги трасса ВДСК поднимается на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов, водораздельным участком пересекает разделяющие Волгу и Дон Ергенинские высоты и затем ещё в четырёх шлюзах трасса канала спускается на 44 метра к образованному на Дону огромному Цимлянскому водохранилищу. Общая длина Волго-Донского канала – 101 километр (из которых 45 километров – по водохранилищам). Уровень Дона на 45 метров выше уровня Волги, поэтому ВДСК питается донской водой, подаваемой из Цимлянского водохранилища тремя насосными станциями на водораздельный участок, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.

Значение Волго-Донского канала огромно – это самый напряжённый и загруженный участок наших водных путей. На юге навигация длинная – с 1 апреля по 1 декабря, в среднем 245 суток в году. По каналу идёт колоссальный грузопоток – до 16 миллионов тонн грузов и свыше 5 тысяч судов за навигацию. В основном это грузовые суда – сухогрузы и танкера. Львиную долю из них составляют крупные танкера река-море, работающие на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море, а также поднимающиеся по Волге до крупных нефтеперерабатывающих предприятий Поволжья. Поначалу, когда видишь таких монстров на узостях Волго-Дона, удивляешься, а потом постепенно привыкаешь. А как они втискиваются в шлюзы – это отдельная песня! Мы на своём пути по Волге уже повстречали довольно много таких судов – я о них рассказывал. Есть по ВДСК и туристические круизные маршруты: из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми в Ростов-на-Дону, Таганрог или Ейск – по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону. Это потрясающие красивый южный круизный маршрут, не менее интересный, чем астраханский – при случае, обязательно о нём напишу.

3. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.



4. Памятник Ленину и вход в Волго-Донской канал.



5. Вход в ВДСК из главного русла Волги находится в нескольких километрах ниже – за оконечностью длинной песчаной косы. На фото – правый танкер выходит из Волго-Донского канала в Волгу, а левый – наоборот, направляется из Волги ко входу в канал.



6. Разделительный буй волжского и донского судового хода



7. Громадный зелёный «В.Ф.Танкер-5», гружёный нефтепродуктами, направляется из Волги в Волго-Донской канал. Скоро он окажется в Азовском море.



8.



9. В нескольких километрах ниже входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.



10.



11. «Капитан Нагдалиев» - очередной танкер турецко-азербайджанской компании «Палмали».



12. «Вилеш-Ривер» - ещё одна похожая ярко-красная «морковка».



13. И снова контраст цветов судоходных компаний.



14.



15. За рейдом справа по борту находится причал Волгоградского НПЗ, у которого стоит под погрузкой танкер «Армада Лидер».



16. Волго-Донской рейд и царство индустрии остаются позади – теплоход покидает Волгоград и начинает свой заключительный отрезок пути до Астрахани. Это один красивейших участков круиза – а для меня так и вовсе, возможно, самый любимый!



Ниже Волгограда Волга заканчивает свой долгий путь вдоль Приволжской возвышенности - максимально сблизившись с Доном, она резко поворачивает на юго-восток и широкой Волго-Ахтубинской поймой направляется через полупустыни к Каспию. Волго-Ахтубинская пойма – это пересеченное многочисленными воложками и протоками пространство между главным руслом Волги и её левым рукавом речкой Ахтубой, протекающей параллельно главной реке на протяжении 450 километров. Всего здесь насчитывается 279 водотоков суммарной длиной почти 5 тысяч километров. Ширина Волго-Ахтубинской поймы колеблется от 15 до 45 километров. Зеленым оазисом тянется она среди выжженных солнцем пустынных земель, где местами поблескивают лишь пятна соленых озёр. Вокруг – ни рек, ни ручьёв, только редкие колодцы…

Берега Волги после Волгограда постепенно понижаются, деревья почти исчезают, в обрывах над водой темнеют лишь отверстия гнёзд ласточек-береговушек. Вьётся среди поросших кустами песчаных островов река, и не поймешь – коренной берег, острова ли… Русские военные поселения появились в этих краях в XVI веке – первый караул из 50 стрельцов стоял ниже Переволоки, а шестой, последний – в 30 верстах выше Астрахани. Неуютно, должно быть, чувствовали себя стрельцы на великой русской реке, единственной дороге, которая связывала их с далекой Русью.

Фарватер низовий Волги неширок и извилист, с очень сильным течением. Судоводителям тут нужно быть особенно внимательными: это ведь не водохранилище – река. Кажется, встречное судно идёт по соседней протоке, но проходит некоторое время, и оно оказывается прямо по курсу. Жаркое южное солнце попеременно припекает то правый, то левый борт теплохода.

17. Хорошо отдыхать на Волге! :)



18.



19. Волга течёт среди низких песчаных берегов, периодически вздымающихся причудливыми обрывами - ярами. Каменный Яр, Чёрный Яр, Светлый Яр… Ну а про ракетный военный полигон Капустин Яр уж точно все слышали. :))))



20. Сейчас справа по борту мы минуем Светлый Яр.



21.



22.



23.



24. Вскоре за Светлым Яром теплоход покидает основное русло Волги – на протяжении более чем десяти километров судовой ход идёт между островов боковыми протоками: впереди воложка Каршевитая.



25.



26. Основное русло Волги и далёкий песчаный яр остаются в стороне – далее фарватер идёт причудливыми, окруженными песками, протоками…



27. Воложка Каршевитая – очень узкий участок судового хода. Здесь одностороннее движение: суда, идущие против течения, пропускают тех, кто идёт вниз по реке, чуть далее, на широком плёсе.



28.



29. Низовья Волги находятся в зоне полупустынь, но вдоль Волго-Ахтубинской поймы зеленеют оазисы южных деревьев. В протоках узко, берег совсем близко от теплохода, на деревьях то тут, то там гнездятся орлы или ещё какие-то подобные птицы...



30.



31. Ненадолго становится чуть шире – выходим в следующий плёс…



32.



33. Для рыбаков здесь – рай на земле!



34. Южный день короткий – жара смягчается, солнце начинает золотиться вечерними красками…



35.



36. Продолжаем путь по воложке Каршевитой – здесь чуть пошире.



37. Облако на небе – словно причудливая гигантская птица.



38. Вечер в низовьях Волги…



39.



40. Пески, кустарники, бесчисленные рукава и протоки, которым нет числа – вот такая она, окружённая полупустынями Волго-Ахтубинская пойма.



41.



42. И снова направляемся в узкую протоку – тень от теплохода скользит совсем рядом по песку.



43. Тут бы на байдарке пройти! Даже и не верится, что по этой окружённой песками протоке протискиваются огромные танкера и четырёхпалубные круизные теплоходы. :)



44.



45.



46.



47. Узости и протоки заканчиваются – впереди снова показался оперативный простор! Далее фарватер снова идёт главным руслом Волги.



48.



49. Створные знаки средь песчаных барханов.



50.



51. Солнце золотым диском быстро опускается к горизонту…



52. Нижняя Волга. Солнце. Самый юг…



53. Навстречу прошёл сухогруз «Оренбург». Пока мы шли узкими протоками с односторонним движением, он ждал нас на широком плёсе. Пропустив нас, он сам направляется в узости.



54.



55. Южный ярко-красный закат. Я думаю, без комментариев!.....



56.



57.



58. Фото на фоне заходящего солнца – ради такого можно выскочить из душа! На тёплом южном ветерке всё равно быстрее высохнет! :)



А вечером с наступлением темноты на реке зажигаются красные и жёлтые огни бакенов и створов. Насмешливо перемигиваясь, они обступают теплоход со всех сторон – фарватер извилист, бакенов много, и непосвященный в тайны судовождения окончательно теряет всякую ориентировку в пространстве. С берега волнами льётся густой аромат трав, листьев и каких-то цветов. Дует в лицо тёплый-тёплый ночной ветер, а по воде среди черноты южной ночи бежит и струится лунная дорожка…

К оглавлению >>>

Tags: Водные пути, Волга, Волго-Донской канал, Круиз Москва - Астрахань, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments