?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Куйбышевское водохранилище. От Казани до Тольятти
uritsk


После Казани, почувствовав первые покатости Уральских гор, Волга резко меняет направление и поворачивает на юг. От Казани до Камского устья – около 70 километров. Волга словно готовится ко встрече со своим главным притоком, свой могучей уральской соперницей – на этом участке река практически прямая, а ширина Куйбышевского водохранилища от Казани до Камского Устья составляет порядка 5-8 километров. Судоходный фарватер, как и практически везде на реке, идёт в непосредственной близости от крутого правого берега, спускающегося к воде отвесными обрывами.

1.



2.



3. Теплоход минует справа татарское село Кзыл-Байрак



4.



5. Солнце клонится к горизонту.



6.



7. С заходом солнца меняются краски – обрывистый берег на фоне тёмно-синего неба отливает мягкими белесовато-бурыми тонами. А с противоположной стороны, там, где солнечный диск полчаса назад покинул небосвод, разливается мягкий лилово-красный багрянец.



8.



9. Теплоход приближается к месту слияния Волги и Камы, одной из наиболее интересных точек маршрута. Слева открывается бескрайнее водное пространство.



10.



11.



12. А с правой стороны из вод Жигулевского моря поднимается выступающим отвесным мысом гора Лобач, древний страж места встречи двух рек.



Кама – огромная река, крупнейшая артерия Урала длиной 1805 километров, главный водный путь, связывающий уральский регион с Европейской частью России. При слиянии Кама больше и мощнее Волге, поэтому часто (особенно на Урале), любят говорить, что на самом деле не Кама впадает в Волгу, а наоборот – Волга впадает в Каму. И действительно, это утверждение имеет под собой ряд оснований.

При слиянии двух рек Кама в секунду несёт в среднем 3900 куб м воды, а Волга – 3600, т.е. действительно Кама чуть-чуть мощнее. Длины рек у места их слияния примерно сопоставимы, площадь водосбора у Волги чуть больше, зато в водной системе Камы несколько больше рек (74 тысяч против 66 тысяч у Волги). Находящийся на территории Уральских гор бассейн Камы в среднем расположен выше и севернее волжского. Одним из главных географических факторов определения главной реки является возраст её долины – и вот долина Камы намного-намного древнее, чем у Волги! До ледникового периода Волги в современном виде не было, и Кама сама непосредственно впадала в Каспийское море. Нижняя Волга и сегодня служит естественным продолжением именно Камской, а не Волжской долины. При встрече двух рек более древняя Камская долина лежит ниже, а более молодая Волжская долина действительно впадает в неё. А что же Волга? На стороне Волги – бесспорный социально-исторический фактор: именно на её берегах издревле формировалось русское государство, именно здесь находились первые города, поселения, именно тут проходили вехи нашей истории, именно она исторически являлась главной рекой Руси. Этот важный фактор тоже учитывается. Так и повелось – поэтому именно Волга сегодня считается главной рекой, а Кама – всё-таки её приток.

13. Вид сверху – Куйбышевское водохранилище в месте слияния Волги и Камы.



Всего в камском бассейне 74 тысячи больших и малых рек, у Камы много крупных притоков: достаточно сказать, что только самые главные из них, Белая и Вятка – реки, примерно равные Оке. А ведь есть ещё и очень крупная река Вишера, и Чусовая с Сылвой, и многие другие… Бассейн Камы занимает огромную территорию, собирает воду с западных и юго-западных склонов седого Урала, гранича на севере с бассейном Печоры, с востока по гряде Уральских гор – с бассейном сибирских рек Оби и Иртыша, а с юга – с рекой Урал, несущей воды в Каспийское море.

Так или иначе – несмотря на превосходство Камы по ряду показателей главная река именно Волга, и мы слева по борту проходим устье Камы, главного её притока. Сегодня место слияния двух могучих рек скрыто водами Куйбышевского водохранилища – слева открывается бескрайняя ширь огромного залива, протянувшегося вверх по Каме на без малого 200 километров. Это самое широкое место на Волге! Вперед и назад (по Волге) и влево (по Каме) – широкая водная гладь… И нет ей конца и края….

14.



15.



Кама – оживлённая водная дорога, связывающая Урал с другими регионами. На Каму на «развилке» поворачивает много судов – по реке везут татарскую и башкирскую нефть, нефтепродукты, стройматериалы, минеральные удобрения.

16. Идущие впереди два грузовых толкаемых состава уже повернули налево, на Каму.



17. А проходящий гору Лобач третий караван вот-вот готовится сделать это.



18.



19. Минуем гору Лобач и устье Камы



20.



21.



22.



23. Встреча двух рек – позади Волга….



24. А слева - бескрайнее устье Камы…



25. Красно-белый полосатый разделительный буй – место встречи двух оживлённых водных магистралей: вперед – Нижняя Волга, Дон, Каспийское, Азовское и Чёрное моря; назад – Средняя и Верхняя Волга, Ока, Санкт-Петербург, озера Северо-Запада, Балтика и Белое море; налево – Кама, Белая, Вятка, огромный Уральский регион… Потрясающее место!!!



Кама – очень красивая река, привлекающая много самых разных туристов. Существует по реке и много круизных маршрутов – до Перми, Березников, Елабуги… А как популярны речные круизы у жителей Перми и Екатеринбурга! Необычайно интересны круизы и по притокам Камы – потрясающе красива протекающая по Башкирии река Белая, несущая воды с Южного Урала: неширокая, извилистая, текущая средь покрытых лесом холмов… Двухпалубные теплоходы поднимаются от Камы по Белой на 450 километров до столицы Башкирии Уфы. В отличие от Белой, другой главный приток Камы река Вятка более мелководна и последние годы судоходства по ней практически не было – ни грузового, ни пассажирского. И вот прошлой весной 2013 года двухпалубный теплоход «Василий Чапаев» по высокой воде в сопровождении специального лоцманского буксира совершил первый за последние практически 100 (!) лет круиз по Вятке. Это был очень яркий круиз-экспедиция! Запланирован он и на весну 2014 года.

26. Поздним вечером теплоход минует устье Камы – шедший параллельно нам толкач поворачивает налево и начинает свой путь на Урал.



А две могучие реки, немного поспорив за право считаться главной, объединяются и продолжают свой путь в сторону Каспийского моря уже Большой Волгой.

После Казани природа меняется – на смену лесам приходят лесостепи, ночи становятся совсем тёмными, а по чёрному южному небосводу разливаются мерцающие россыпи звёзд. Чувствуется, что идём н юг – ночью совсем тепло: выйдя поздним вечером из носового бара после музыкальной программы, очень приятно стоять на тёплом ночном ветру в шортах и майке, наслаждаясь первой по-настоящему южной ночью на нашем пути… Ночью с носа теплохода открывается море огней – часть из них горит спокойным ровным светом, перемигиваются бакены и створы. Темнота скрадывает расстояние, и порой трудно понять какие огни дальше, а какие ближе, и где они – на воде или на берегу, движутся или нет. Вероятно, те, что повыше – это береговые, а может быть это звёзды? Запрокидываешь голову – и южное небо кажется продолжением тёмной реки…

Около четырёх часов утра перед рассветом теплоход проходит Ульяновск, ещё один крупный областной город на Волге. Я проснулся от шума ветра и эха при прохождении Ульяновского железнодорожного моста. Он был построен в 1913-1916 годах, сразу после Романовского моста (о котором я подробно писал в одной из предыдущих частей) и также по проекту профессора Белелюбского. Сразу после открытия мост получил название Императорский, и сейчас ему вернули это историческое название. Его фермы конструктивно абсолютно аналогичны фермам Романовского моста через Волгу – отличие лишь в их количестве и общей длине сооружения. Императорский мост длиннее: если у Романовского русло Волги перекрыто шестью 158-метровыми фермами, то после устья Камы Волга намного больше и перекрыта уже двенадцатью аналогичными фермами (схема Ульяновского моста 60+55+12х158,4+60). В 1952-1958 годах перед созданием Куйбышевского водохранилища мост был перестроен – появилась вторая очередь под автомобильное движение, а опоры первой очереди были значительно подняты – после создания Жигулёвской ГЭС уровень Волги у Ульяновска поднялся на 13 метров. Как и на Зеленодольском мосту, дореволюционные царские фермы Ульяновского были заменены новыми в 2003-2010 годах.

27. Старый Ульяновский мост очень низкий – 13,7 метров от расчётного уровня. Когда теплоход идёт под пролётами стального великана, плеск воды, ветер и лёгкий шум двигателей отдаются гулким многократным эхом – поэтому-то я и проснулся ночью перед рассветом, сквозь сон умудрившись снять мост через открытое окно своей каюты.



28. У меня есть несколько фотографий Императорского моста из круиза 2006 года, ещё с царскими фермами Белелюбского – тогда как раз велась их замена, и из двенадцати ферм исторических на тот момент оставалось шесть. На этом фото 2006 года на переднем плане хорошо видны четыре 158-метровые царские фермы Белелюбского. А дальние пролетные строения Ульяновского моста на тот момент уже заменены.



29. Императорский мост с нагорной части Ульяновска. Хорошо видны автомобильная и железнодорожная очереди, а также шесть изящных полукруглых царских ферм.



30. Это ракурс Императорского моста с вершины горы от мемориала Ленину. Совсем крошечным выглядит двухкилометровый Ульяновский мост на просторах Куйбышевского водохранилища!



31. А у правого берега, на полуостровке подходной дамбы, на видном месте установлен 12-метровый крест в память о катастрофе теплохода «Александр Суворов», случившейся под пролетами этого моста поздним вечером 5 июня 1983 года…



32. За старым Императорским вдали видна длинная стальная лента нового Президентского моста, одного из самых протяжённых в России и Европе, длиной 5 километров 825 метров. Этот огромный двухъярусный мост строился с перерывами в течении 23 лет и был открыт в ноябре 2009 года – по верхнему уровню проходит четыре полосы автодвижения, а в нижнем в перспективе планируется открытие скоростного трамвая. Схема русловой части моста - 2х221+205+166+20х221+66 метров. Просто удивительно выглядит эта пересекающая Жигулёвское море стальная лента из двадцати четырёх двухсотметровых ферм!!!



33. Утро выдалось тихим, спокойным и относительно нежарким, небо было подёрнуто лёгкой пеленой облаков, сквозь которые несмело пробивались лучи утреннего солнца. Но ничего – днём к Самаре будет жарить так, что по городскому песчаному пляжу босиком не пройти! А пока нежится вокруг зеленоватая водная гладь, тает в дымке далёкий берег. Теплоход прошёл ночью Ульяновск, миновал границу Самарской области и приближается к Жигулёвскому гидроузлу, расположенному около Тольятти... Тихое южное утро… Штиль на Жигулёвском море.



34. В заключительной части Куйбышевского водохранилища, ближе к плотине Жигулёвской ГЭС обычно высокий правый изрезанный оврагами и балками берег чуть понижается и отступает, а устья рек превратились в глубокие и обширные заливы. Бескрайнее Жигулевское море – мы прошли по нему уже почти 500 километров.



35.



36.



37.



38. Но вот у огромного залива, на месте бывшего устья реки Усы, показывается Караульная гора – большой холм, с вершины которого видно на много километров вокруг и где раньше дежурили казаки. Ещё дальше ниже по течению виднеется Молодецкий курган, а рядом, как бы опираясь на него, небольшой округлый холм Девья Гора. За ними синеют ещё холмы. Лес, скалы… Отсюда начинаются Жигули… Теплоход приближается к началу Самарской луки – крутой 150-километровой петли, которую описывает Волга, огибая Жигулёвские горы. При этом расстояние между её концами по прямой через горы всего 25 километров. Жигули и Самарская лука – одно из главных чудес Волги!



39.



40.



41.



42.



В верхней части Самарской луки русло Волги перекрыто плотиной Жигулёвской ГЭС (ранее – Волжская ГЭС имени Ленина), построенной в 1950-1957 годах. Наряду с Волжской ГЭС, расположенной ниже у Волгограда, это одна из двух самых мощных гидроэлектростанций Волги. Её напорный фронт образовал огромное Куйбышевское водохранилище, протянувшееся по Волге на 500 километров от Новочебоксарска до Тольятти и по Каме на 250 километров до Набережных Челнов.

43. Здание ГЭС расположено ближе к высокому «жигулёвскому» берегу.



44. А левее него в русле Волги находится водосливная плотина.



45.



46. Мы же заканчиваем свой путь по Жигулёвскому морю и, минуя автоград Тольятти, направляемся в шлюзы.



47.



48. Шлюзы Жигулёвского гидроузла – двухкамерные двухниточные, разделенные промежуточным бьефом (как на Нижегородской ГЭС). Через первый шлюз проходят мостовые сооружения автомобильного и железнодорожного переходов через Волгу, проходящих по плотине Жигулёвской ГЭС.



49.



50. Межшлюзовой водоём Жигулёвского гидроузла относительно небольшой – порядка трёх километров.



51. А вот и вторая ступень шлюзов, в которой мы опустимся до уровня Волги.



52.



Сразу после шлюзования теплоход начнёт свой путь вдоль живописнейших Жигулёвских гор. А наше путешествие по Средней Волге закончено. После устья Камы, Куйбышевского водохранилища и прохождения Жигулёвской ГЭС начинается Нижняя Волга – заключительный, южный, очень протяжённый, красивый и интересный участок реки.

К оглавлению >>>


  • 1
Какой необъятный простор, вот и души у волжан такие же )

Отличный фоторепортаж!Я тоже очень люблю место слияния Волги с Камой. Такое могучее место. Мы были там этой весной когда шли на Чапаеве на Вятку. И ещё предстоит через 2 недели, идём до Березников. У вас всё очень информативно. Потом очень легко разбирать свои фотографии, все интересные места у вас обозначены.

Да, классное место! Я про Волгу сейчас специально чуть подробнее пишу, чем обычно в отчётах - места с детства родные и любимые, и много с ними связано интересных историй, любопытных географических и исторических фактов... Хочется не упускать их их виду. :))

Столько нового узнала про встречу Камы с Волгой! Вспомнила, как это место проходили в вятском рейсе, как оживленно было на палубе. Помню, в одно ухо попутчица что-то рассказывала про Африку, а мне так хотелось её прервать. Ведь то был один из самых впечатляющих моментов круиза! Правда, я почему-то думала, что за горой Лобач теплоход повернет направо :)) Наверно, Астрахань зовёт :)) Очень понравилось описание южной ночи с продолжением реки в небе. А у вас много людей на палубе встречали устье Камы? В такой час по громкоговорителю уже не объявляют, наверно?

Да, когда теплоход идёт вниз по Волге на Каму, то после горы Лобач круто поворачивает налево, на камскую трассу. А когда идёт на Каму с низовьев Волги (например, из Астрахани в Пермь), - то получается наоборот, камская трасса справа по ходу движения:))

Ну, у нас не так уж поздно было - Камское устье прошли около одиннадцати. Довольно многие на палубе встречали. Хоть в астраханском круизе это и не такое знаковое поворотное место, как в Камско-вятском. :)) В путевой информации об этом тоже сообщили - как раз перед "отбоем". :))

А правда, что круиз на Вятку первый за сто лет? Помню, сначала говорили за двадцать, потом за тридцать, у Александра Соснина была информация - за сорок, а тут все сто! Мне твоя цифра нравится больше :))) Наверно, смотря что считать круизом?

В постсоветское время судоходства по Вятке практически не было - ни грузового, ни пассажирского. В советское время грузовое судоходство было, и насколько помню, по Вятке были какие-то рейсы небольших пассажирских судов. Но крупные теплоходы 305-го проекта и им подобные никогда прежде не ходили на Вятку. И в советское время теплоходных круизов по ней не было.

Ну это да - я имел в виду, заходы на Вятку крупных пассажирских судов, сопоставимых с размерами теплоходов 305-го проекта. :)

Очень интересный рассказ, прочитал с удовольствием, спасибо. Я вырос в этих местах (в Казани) и прочитанное вызвало острый приступ ностальгии :)

И кстати небольшое замечание
Это судоходчики "ходят": капитаны, матросы, мотористы и тд
А туристы - плавают

На самом деле на флоте по-разному говорят. И туристы, и судоводители. И ходят, и ездят, и плавают... Разные обороты употребляются. Тут нет догм. :)

  • 1