uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Средняя Волга от Чебоксар до Казани. Романовский мост
uritsk


При движении вниз по Волге теплоходы астраханской линии заходят в Чебоксары рано утром и всего на пятнадцать минут, а на обратной дороге предусмотрена длительная стоянка с экскурсионной программой. В этот раз я шёл в круиз не на полный круг Москва – Астрахань – Москва, а лишь в одну сторону, поэтому специально встал пораньше, чтобы посмотреть Чебоксары с воды, да и затем с утра будет много интересного: сначала шлюзование, а за ним – весьма живописный участок Волги.

1. Отойдя от причала Чебоксар, теплоход проходит заключительные километры по Чебоксарскому водохранилищу и приближается к гидроузлу, расположенному в пяти километрах ниже столицы Чувашии у молодого города Новочебоксарска.



2. Исходя из особенностей расписания, туристические теплоходы чаще заходят в Чебоксары при движении вверх по реке. Так и сейчас - мы прошли столицу Чувашии практически транзитом, а навстречу нам из шлюза вышли два круизных теплохода, у которых утром длительная стоянка в Чебоксарах – сначала двухпалубный «Александр Свирский»…



3. А за ним четырехпалубный «Александр Радищев», на заднем фоне которого в лёгком утреннем тумане видны очертания Чебоксарской ГЭС, о которой я уже очень много писал в прошлых частях.



4. Через подходной канал перекинуты несколько ЛЭП, идущих от здания гидроэлектростанции.



5. Огромное здание Чебоксарской ГЭС совмещено с основной плотиной - гидроэлектростанции такого типа называются русловыми. Две параллельные нитки шлюзов на Чебоксарском гидроузле также находятся совсем рядом, и с борта теплохода станция просматривается очень хорошо. При прохождении Чебоксарского гидроузла хорошо видно, что проектный уровень водохранилища намного выше сегодняшнего – сейчас вода стоит на пять метров ниже, и не доходит до бетонной стенки аванпорта, заросшего болотной травой и кустарником.



6. Камера судоходного шлюза также заполнена не до конца.



7. Закрываются задние ворота – начинаем шлюзование.



8. Ещё одна ступенька Волги остаётся позади – в этом ракурсе хорошо видно, что камера Чебоксарского шлюза при нынешнем уровне водохранилища заполняется чуть менее, чем на две трети – напор воды 14 метров вместо проектных 19. Чебоксарская ГЭС – самая новая, последняя, на Волге, основная фаза строительства пришлась на вторую половину 70-х – начало 80-х, и это видно: вместо сталинского ампира более старых волжских станций тут царство бетона и металла. Хорошие ракурсы для любителей индустриального фото! :)



9. По плотине ГЭС проходит автомобильный переход через Волгу, а над шлюзом построены криволинейные металлические и железобетонные эстакады. Башня двухниточного шлюза также оформлена в характерном позднесоветском стиле.



10. Чебоксарская ГЭС остаётся за кормой – даже несмотря на то, что она работает лишь чуть больше, чем на половину своей мощности, эта станция вырабатывает примерно одну треть энергии, потребляемой Чувашской республикой плюс передает энергию в другие регионы России.



Позади остались пять волжских плотин-«ступенек», впереди ещё три, самые большие и мощные гидроэлектростанции – Жигулевская (бывшая Волжская ГЭС имени Ленина), Саратовская и Волжская (бывшая Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС).

11. За кормой остаётся молодой промышленный город Новочебоксарск, а теплоход продолжает свой многокилометровый путь по Волге.



Сразу за Чебоксарской ГЭС Волга широка, но ещё похожа на реку, однако чем далее, тем сильнее чувствуется подпор Куйбышевского водохранилища - самого большого на Волге, образованного плотиной Жигулёвской ГЭС, перекрывшей Волгу у Тольятти в верхней части Самарской луки. Куйбышевское водохранилище – крупнейшее на Волге и третье в мире по площади (после водохранилищ Вольта в Гане и Смоллвуд в Канаде). Оно протянулось на 500 километров по Волге от Тольятти до Новочебоксарска и на 250 километров по Каме, превратив её устье в огромный залив. Куйбышевское водохранилище огромно – его главную, самую широкую часть (устье Камы и далее по Волге до Жигулей), называют также Жигулёвским морем. Здесь же, на участке от Новочебоксарска до Казани, Куйбышевское водохранилище ещё не столь широко – от 2 до 6 километров.

12. Как и везде на Средней Волге, правый берег в этих местах высок и обрывист.



13. Ниже по реке на высоком правом берегу раскинулся Мариинский посад, очень симпатичный городок, райцентр Чувашии. Резные фасады его домов очень красиво смотрятся на зелёных холмах правобережья.



14.



15. Красива тут Волга… Где-то холмы правого берега относительно покаты и поросли лесом, местами жёлто-бурые обрывы, расцвеченные белыми горизонтальными полосами, абсолютно отвесны, иногда по склонам вьются тропинки и видны оползни. Мягкая линия убегающих к горизонту холмов похожа на застывшие волны. А по левому, низкому берегу – отмели белых песков, луга, и ширь необъятная…



16.



17.



18.



19.



20. Проходим Козловку – последний на нашем пути город Чувашской республики. Дальше начинается республика Татарстан.



21. Теплоход минует Мариинский посад, Звенигово, Волжск и Зеленодольск. Здесь, у Зеленодольска, берега Волги соединяет Романовский мост, один из крупнейших и старейших мостов через великую русскую реку.



Железная дорога до Казани была открыта в 1894 году, но ещё около двадцати лет после открытия движения на участке Москва – Рязань – Казань на пути железнодорожной линии непреодолимой преградой была широкая лента Волги. Моста поначалу не было – поезда ходили только до Свияжска, там пассажиры высаживались и ехали на конных подводах до паромной переправы через Волгу, а далее от станции Зелёный Лог другим поездом добирались до Казани. Грузовые вагоны летом переправляли на специальных грузовых паромах, а зимой по льду прокладывали рельсы. Разумеется, отсутствие постоянной надежной переправы через Волгу создавало много проблем – пропускная способность паромной переправы была относительно небольшой, а в весеннюю распутицу и при ледоставе движение паромов через Волгу прекращалось совсем. Транспортные компании несли колоссальные убытки, пассажиры также тратили колоссальное время. Таким образом, даже несмотря на наличие железнодорожной линии - без моста через Волгу Казань по-прежнему оставалась оторванной от всех важнейших центров страны.

В 1902 году вышло постановление императора Николая II о строительстве новой, более короткой линии Москва – Арзамас – Канаш - Казань с долгожданным мостом через Волгу. Но из-за русско-японской войны строительство снова отложилось – лишь через год после войны был проведён конкурс на лучший проект железнодорожного моста. Победителем стал проект знаменитого профессора-мостовика Николая Аполлоновича Белелюбского, одного из основоположников мостовой науки в России, автора мостов через Волгу в Сызрани (мы его тоже увидим в круизе), через Днепр в Днепропетровске, через Обь в Новосибирске, многих других уникальных мостовых сооружений на Николаевской дороге, Транссибе и других железных дорогах страны. Ни одно строительство железнодорожных мостов в России не обходилось в те годы без участия Белелюбского. Романовский мост был одним из последних проектов великого инженера, его лебединой песней, мостовой симфонией - в этот проект он вложил весь свой накопленный опыт и знания – широкое русло Волги железный исполин пересекал всего шестью ажурными пролетами длиной по 75 сажен (158 метров) каждый - это были самые большие на тот момент железнодорожные пролетные строения в России. Мостовой переход изящно и грациозно смотрелся над Волгой, словно парил в воздухе.



(C) http://vita-life777.livejournal.com

Фермы Романовского моста чуть позже были взяты за основу при проектировании пролетных строений Свияжского (Ульяновского) моста и моста через Каму в Сарапуле. В 1909 году император Николай II торжественно присвоил будущему мосту имя «Романовский», во второй половине 1910 года начались подготовительные работы, а 13 апреля 1911 года состоялось официальное открытие работ по строительству. К осени 1911 года в русле Волги были установлены шесть кессонов, из которых велась выемка грунта.

Создание уникального сооружения шло тяжело – в ходе строительства случилось несколько крупных аварий. 22 ноября 1911 года из-за затяжных оттепелей на Волге началось движение вставшего было на зиму льда – ночью внезапным ледоходом начало срезать высокие деревянные подмости вокруг возводимых опор. Строители, работавшие на подмостях, падали в воду и на лёд с большой высоты, а сверху на них летели бочки, мешки, оборудование, инструменты… В темноте помочь тонущим и коченеющим людям было некому… Весной 1912 года на мосту случились ещё две аварии – падение фермы при монтаже её с плавсредств на опоры (к счастью, без жертв) и колоссальный размыв левобережной насыпной дамбы при весеннем половодье.

С дамбами при строительстве Романовского моста вообще было много проблем – для уменьшения длины сооружения и удешевления стоимости строительства было принято решение максимально увеличить подходные насыпи, в том числе перекрыть насыпной дамбой левобережный Паратский затон. Из-за возведенных дамб отверстие реки уменьшилось, и в результате сужения естественного русла в районе моста значительно усложнились судоходные условия – увеличилась скорость реки, появились непредсказуемые свальные течения. За одну только навигацию 1912 года под мостом случилось около 20 аварий судов. В результате для возобновления естественного течения Волги было принято решение заменить правобережную насыпь со стороны Свияжска подходной аркадой.

Строительство моста шло трудно – времена были непростые, а тотальная экономия, нарушение технологий ведения работ и гонка со сроком сдачи – враги качеству. Так, вскоре после открытия были выявлены дефекты некоторых ферм и подходной аркады, которые были устранены лишь в 1920-х годах, уже в советское время. Несмотря на все сложности строительства, в апреле 1913 года Романовский мост с честью прошёл испытания (прогибы ферм под нагрузкой оказались в два раза меньше проектных) и 11 июля 1913 года, в год 300-летия правления Романовых мост был торжественно открыт и получил своё царственное имя. После революции Романовский мост был переименован в Красный, затем в Зеленодольский. Его ещё называют Свияжский мост. В 1953-1955 годах параллельно царскому мосту был сооружён второй, на более высоких опорах, а после открытия движения по второй очереди была реконструирована первая – перед созданием Куйбышевского водохранилища увеличили опоры и подняли пролетные строения.

Старые фермы великого инженера Белелюбского отслужили почти 100 лет – в 2005-2011 годах царские фермы первой очереди моста заменили новыми. При этом одну царскую ферму поначалу было решено сохранить на берегу как памятник инженерного искусства и памятник Романовскому мосту (как, например, сделано на мостах через Амур в Хабаровске и через Обь в Новосибирске) - последнее пролетное строение было даже установлено на берегу на временном стапеле. Однако в итоге министерство культуры Татарстана посчитало, что ферма моста не имеет исторической и культурной ценности, и в 2011 году последний пролет был демонтирован методом сбрасывания. Это стандартно практикуемый способ демонтажа старых пролетных строений, однако применительно к последней царской ферме Белелюбского, которую изначально хотели сохранить, смотрелось довольно жестоко – у многих, кто видел, как демонтировалась последняя историческая ферма, на глазах стояли слёзы. Правда, некоторые узлы и элементы конструкции всё-таки удалось сохранить – они установлены в качестве памятника в Зеленодольске и на правом берегу у станции Свияжск в поселке Нижние Вязовые.

22. Теплоход проходит под новыми фермами Зеленодольского моста. Я счастливый человек в том плане, что очень люблю свою работу и мне интересны мосты в принципе – но когда стоишь на палубе теплохода и проходишь под фермами моста со столетней историей, интересной судьбой, создававшегося великими русскими инженерами, основоположниками современного отечественного мостостроения – испытываешь особые чувства.



У нас на пути будут ещё два (возможно даже сказать, что три) таких моста: Ульяновский (Императорский) и Сызранский (Александровский), плюс чуть более поздний, но тоже очень интересный железнодорожный мост Саратов – Урбах. О каждом из них я расскажу.

23. С борта теплохода хорошо видна часовня у моста на высоком правом берегу возле посёлка Нижние Вязовые и станции Свияжск. Это памятная часовня в честь 300-летия правления дома Романовых. Её строительство по проекту архитектора А.В. Щусева (автора Казанского вокзала в Москве) началось ещё в 1914 году, но с началом Первой мировой войны было приостановлено. Часовню достроили по первоначальному проекту уже в наши дни.



24. Стальной исполин остаётся позади, а по фермам с гулом идёт скорый поезд. Эх, жаль, немного разминулись: во-первых стоять на верхней палубе теплохода, когда над головой гудит, ходит ходуном ферма и грохочет тяжелый состав - очень эффектно, кроме того, когда движешься на теплоходе под мостом, а сверху едет поезд, можно загадывать желание. Ну ничего – не последний мост на нашем пути. :)



25. Продолжаем путь по Куйбышевскому водохранилищу



26. Справа по борту просматривается живописно расположенный на поросшем лесом крутом берегу Макарьевский монастырь в селе Введенская Слобода. Впрочем, ближе к нему мы не подойдём – далее судовой ход идёт между низкими островами вдали от правого берега.



27. Справа видно и ещё одно очень интересное место – устье реки Свияги, одного из крупных притоков Средней Волги, протекающего в Ульяновской области и Татарстане. После создания Куйбышевского водохранилища расположенный в её устье некогда уездный город Свияжск оказался на острове. Сейчас остров-село Свияжск и купола Свияжского Успенского монастыря хорошо видны с правого борта.



28. Ниже по течению теплоход проходит под пролетами Займищенского автодорожного моста, пересекающего Куйбышевское водохранилище между левобережным селом Займище и правобережным селом Набережные Моркваши на крутом берегу реки. По мосту проходит оживлённая федеральная трасса М7 «Волга» Москва - Нижний Новгород – Казань – Уфа, одна из важнейших артерий Поволжья и Урала, основная дорога, связывающая Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Этот внеклассный автодорожный мост длиной 890 метров с металлическими неразрезными сварными пролетными строениями был построен в 1981-1989 годах. Это уже современная конструкция.



29.



30. Теплоход приближается к Казани. На окраине города, в местечке Старое Аракчино находится Храм Пяти Религий, очень интересное сооружение, возведение которого началось в 1994 году художником, архитектором, скульптором, поэтом и известным общественным деятелем Татарстана Ильдаром Хановым. По замыслу автора комплекса, этот храм задумывался как архитектурный символ и музей всех религий. Тут на маленькой площадке построены православная церковь, мечеть, синагога, пагода и элементы культовых зданий ещё 16 мировых религий. Необычное местечко!



31. А дальше судно идёт уже в городской черте. Впрочем, большая часть районов Казани удалена от Волги – город раскинулся на берегах её притока Казанки, превратившегося в залив Куйбышевского водохранилища. Так что такого чёткого речного фасада, как у Нижнего Новгорода, Ярославля и ряда других городов у Казани нет. Но это вообще очень необычный, выделяющийся среди других и, пожалуй, самый колоритный город на Волге, который стоит оценивать особыми мерками. Теплоход же приближается ко входу в ограждённый от водохранилища дамбами казанский порт и минует Волжский водозабор, главный источник водоснабжения города.



32. Рядом на острове видны необычные заброшенные сооружения старого водозабора XIX века. После заполнения Куйбышевского водохранилища он оказался на острове и сейчас не используется.



33. Широко сейчас водное пространство у Казани, а раньше до заполнения Куйбышевского водохранилища, основное русло Волги проходило в пяти километрах от города. Напротив Казани на высокой горе расположено село Верхний Услон, которое хорошо видно ниже на фото.



34.



35. С борта уже просматриваются неповторимые очертания Казанского кремля, доминантами которого являются «падающая башня» Сююмбике, православный Благовещенский собор, мечеть Кул Шариф и Спасская башня у главного входа. Перед Кремлём виднеется чаша Центрального стадиона, а над городом висит воздушный шар. В эти дни в Казани проходит Универсиада-2013.



36. Навстречу прошло судно на подводных крыльях «Восход», работающее на одной из пригородных линий.



37. В дни Универсиады в Казани необычайно много гостей города, поэтому в качестве дополнительных гостиниц у причалов речного вокзала используются круизные теплоходы.



38. Вот троица четырехпалубных теплоходов компании «Водоход»



39.



40. Чуть дальше у причала стоят уже три пермских круизных судна.



41. И, наконец, у дальнего причала в одиночестве пришвартована «Октябрьская Революция» - близнец нашего теплохода, в обычное время работающая на линии Москва – Астрахань. Она тоже стоит в качестве плавгостиницы в Казани. В этом году первую половину навигации круизная линия Москва – Астрахань обслуживается двумя теплоходами (наш «Афанасий Никитин» и «Иван Кулибин», который мы встретили вчера в районе Городца), но уже с 23 июля, по окончании Универсиады, «Октябрина» выйдет в рейс, и астраханская линия заработает в обычном режиме, в три теплохода.



42. А вот и водные ворота Казани – речной вокзал был построен в 2005 году к тысячелетию города.



В следующей части мы совершим прогулку по Казани, одновременно и очень древнему, и очень современному, и бесспорно, самому колоритному городу на Волге – посетим Богородицкий православный монастырь и мечеть Кул Шариф, потом прогуляемся по Кремлю и, конечно же, попробуем прочувствовать атмосферу Универсиады.

К оглавлению >>>


  • 1
Мост удивительный. Тридцать лет ездила из Тюмени в Москву и не переставала восхищаться, каждый раз ждала этого моста.

Я на поезде через него не ездил, зато несколько раз проходил под фермами Романовского моста на теплоходах. Перед этим круизом - в 1995, 1997, 2000 и 2005-м. Очень хорошо помню старые ажурные царские фермы. Современные мостовые конструкции удобны, надежны, индустриальны, в них тоже есть своя красота и эстетика(например, сейчас в Москве на реконструируемом Малом кольце МЖД будет впервые применяться новая уникальная цельносварная ферма - мы её проектировали, я видел её на заводе, на стройплощадке, очень классно и современно смотрится, в лучших образцах ферм скоростных железных дорог немецкого Дойчебана и пр.). Но старые ажурные клепаные царские фермы - это нечто большее, это произведения искусства!

Старых ферм, наверно, уж не осталось... Жаль, конечно. В Ялуторовске в воду старые фермы сбрасывали, так как резать и вывозить совсем нерентабельно было...
Цельносварная ферма? Это что-то новое? Нас этому не учили:))) (Давно это было...)))).

Последнюю старую ферму Романовского моста демонтировали в 2011 году. Аналогичные пролеты на Ульяновском и Сарапульском мостах также заменили в 2005-2011 годах. Так что таких 158-метровых ферм Белелюбского, увы, не сохранилось. Сохранили как память 127-метровую царскую ферму Амурского и 113-метровую ферму Новосибирского моста.

Да, ферма с монтажными стыками, выполняемыми на стройплощадке полностью сварными. Без болтов. В советское время были проработки сварных конструкций в ж/д мостах, но тогда это не прижилось, поскольку технологии сварки были на значительно более низком уровне. Сейчас современные технологии сварки позволяют надежно выполнять очень сложные соединения, и к этой теме спустя 30 лет вернулись. Частично это применено и обкатано на жд мостах олимпийского Сочи, потом на скоростной железнодорожной линии во Владивостоке (там сварное балластное корыто проезжей части, а стыки ферм - ещё болтовые), а сейчас вот на МК МЖД первые строится полностью цельносварная ферма.

Edited at 2013-09-07 04:49 pm (UTC)

Спасибо, поняла.

Эх. Я ещё успел увидеть и сфотографировать ту самую последнюю ферму... Жаль, конечно её очень.

А в Казани, интересно, забор на причалах теперь навсегда останется? Ужасно выглядит, увы :(

Вот два видео демонтажа последней фермы:

http://video.yandex.ru/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82&where=all&filmId=1yZdX_CE0Cw&id=

http://my.mail.ru/video/mail/patikov/699/883.html#video=/mail/patikov/699/883

Забор - кто его знает, да оставят наверное. У нас в Москве на СРВ тоже уже несколько лет стоит.

Edited at 2013-09-07 04:52 pm (UTC)

Спасибо за фоторепортаж. Очень интересно про мост.

Пожалуйста! Истории этих старых первых волжских мостов вообще очень интересны... Во многом схожи, но у каждого своя:)))

"речной вокзал был построен в 2005 году к тысячелетию города" - на самом деле он не был построен в 2005, а скорее отреставрирован. Раньше он был, мне кажется, красивее:

http://img-fotki.yandex.ru/get/4421/36304942.7f/0_731c8_6b3eb864_XL.jpg

  • 1
?

Log in

No account? Create an account