
Оставив за кормой Нижний Новгород, теплоход начинает свой путь по Средней Волге, участку реки между устьями Оки и Камы. Позади остается охраняемая неприступными стенами нижегородского кремля стрелка двух рек - древняя развилка важных путей, ведущих в сердце древнерусского государства. Ока приносит очень много воды, после её устья водность Волги увеличивается в полтора раза, ширина реки достигает двух километров, намного шире становится и долина.
1. Несколькими километрами ниже стрелки Волгу пересекает канатная дорога, соединяющая Нижний Новгород с левобережным городом Бором.
2. Канатка была открыта в 2012 году и уже успела стать довольно значимым видом транспорта – для очень многих жителей Бора канатная дорога через Волгу является наиболее быстрым и удобным способом добраться до Нижнего, где они работают и учатся.
3. Бор – крупный промышленный город Нижегородской области.
4. На Волге в районе Нижнего Новгорода и Бора всегда очень оживлённо.
5. Левый берег Средней Волги на почти всём протяжении пологий и луговой.
6. В 30 километрах от Нижнего Новгорода на крутом правом берегу Волги расположен город Кстово, градообразующим предприятием которого является крупный нефтеперерабатывающий завод «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
7. В районе Кстово Волга делает крутой поворот, называемый Кстовское колено – в этом месте теплоход поворачивает практически на 90 градусов.
8.
9. С реки бросаются в глаза две круглые бетонные белые башни на берегу Волги – это водозаборные сооружения.
10. Напротив кстовского нефтеперерабатывающего завода расположен рейд наливного флота – продукция предприятия отгружается в том числе и речным транспортом.
11. Если левый берег среднего течения Волги по большей части пологий, то правый - наоборот, обрывистый и крутой: от Нижнего Новгорода вдоль правобережья тянется Приволжская возвышенность. Она приходит к Волге вместе с Окой и тянется вплоть до самого Волгограда, в отдельных местах (Жигули, Хвалынские горы) достигая высоты 300 с лишним метров. На участке Средней Волги, где река течет в широтном направлении с запада на восток, высота живописного правого берега составляет в среднем 150 – 180 метров.
13. В отдельных местах на крутых обрывах хорошо видны геологические напластования пород.
15. Расходимся с катамараном «Отдых-1» - крупным трехпалубным судном, совершающим короткие прогулки по Волге из Нижнего Новгорода. Это не круизный теплоход – он предназначен для массовых прогулочно-экскурсионных пригородных перевозок, на нем проводятся крупные банкеты, корпоративы…
Ниже по реке, примерно в 50 километрах от Нижнего находится поселок и одноимённый затон Память Парижской коммуны (в народе просто ППК). Это посёлок речников, где зимуют многие волжские теплоходы, включая и наш. Многие члены экипажа также родом отсюда. Сейчас в навигацию теплоходы с туристами редко заходят в ППК, а раньше, когда линия Москва – Астрахань считалась не туристическо-круизной, а рейсовой пассажирско-транспортной (вплоть до 2006 года), теплоходы заходили в ППК в каждом рейсе. Это были очень трогательные стоянки: из посёлка к родному теплоходу прибегали родные и близкие членов экипажа – радость встречи, слёзы прощания, цветы и улыбки. А на обратном пути из Астрахани экипаж старался прийти в ППК как можно раньше, теплоход использовал все резервы скорости и приходил в родной затон ночью, на несколько часов раньше расписания. С судна на берег грузили астраханские арбузы, рыбу, икру, овощи и фрукты… Туда-сюда сновали матросы со здоровенными тюками и мешками..
16. Сейчас же круизные суда проходят Память Парижской коммуны транзитом.
18. Ниже ППК песчаные берега покрыты сосновыми борами.
21. До чего красив обрывистый правый берег в мягком вечернем освещении!
22.
23. Солнечный диск заходит за горизонт. Небо окрашено густыми багряными красками заката.

24.

25.

26. Теплоход приближается к древнему Макарьевскому монастырю, одному из чудес Средней Волги.
27. На фоне вечернего красновато-сиреневого неба монастырь смотрится особенно чарующе и напоминает с воды окруженный стенами златоглавый город из сказки о царе Салтане.
28. Макарьев монастырь со всех сторон окружён защитными земляными валами и бетонными дамбами, возведёнными в 1980-х годах при подготовке к заполнению Чебоксарского водохранилища до проектной 68 отметки. Впрочем, уровень воды сейчас на 5 метров ниже проектного. Инженерные защитные сооружения монастыря под 68 отметку водохранилища хорошо видны ниже на фото.
30. Просто сказочно красив Макарьев монастырь в ранних сумерках!
31. – «Эй, на борту! Привет путешественникам!!!» :))))
Ниже по течению начинает чувствоваться подпор Чебоксарского водохранилища при нынешней его 63-й отметке. Берега отступают, течение замедляется. Впрочем, фарватер относительно неширок – при подъёме ещё на 5 метров Чебоксарское водохранилище разольётся намного шире, а площадь его увеличится почти в два раза.
33. Над Волгой всходит луна… Приятно гулять по палубе летним вечером!
34. Сегодня ночью ещё относительно прохладно – завтра после Казани и устья своего главного притока Камы Волга повернёт на юг, леса сменят лесостепи, а ночи сразу станут по-южному тёплыми, тёмными и звёздными.
35. Пока же ночью ещё относительно светло – небо не покидают далёкие отблески заката. Сегодня последняя светлая ночь на нашем пути. Не хочется уходить с палубы…
37. Три часа ночи… Теплоход миновал Васильсурск и полных ходом идёт по Чебоксарскому водохранилищу. Над кромкой небосвода краснеет полоска заката, постепенно переходящего в восход. А в глубокой синеве ночного неба ярко сияют звёзды… Скоро начнёт светать…
Ночью теплоход минует границу Нижегородской области, затем Марийской республики и вступает на территорию Чувашии. Мы прошли старинные города Васильсурск, Козьмодемьянск, миновали устья крупных рек Суры и Ветлуги, превратившиеся в заливы Чебоксарского водохранилища (в низовья Суры, кстати, в последние годы в рамках специального круиза заходит двухпалубный теплоход «Василий Чапаев»). Рано утром теплоход заходит в Чебоксары, столицу Чувашской республики. Чебоксары – очень красивый город, который меняется на глазах. Первый раз я побывал в нём в далёком уже 1995-м, затем в 1997-м, 2000-м, 2005-м - и год от года Чебоксары всё хорошеют, превратившись из достаточно провинциального города в настоящую столицу республики с красивыми набережными, ухоженными скверами, новыми кварталами, интересными памятниками, отреставрированными церквями и широким простором площадей. Новый речной вокзал в Чебоксарах был также построен недавно. Длительная стоянка здесь будет на обратном пути, а пока рано утром можно полюбоваться фасадом города с теплохода.
38.

39.

40.

41.

42.

На этом заканчивается путь по Чебоксарскому водохранилищу – ниже по течению у города Новочебоксарска находится Чебоксарская ГЭС, образовавшая этот водоём. А далее мы продолжим маршрут уже по Куйбышевскому водохранилищу, пройдём под двумя крупными мостами, минуем города Волжск и Зеленодольск и прибудем в столицу Татарстана Казань, один из самых больших, ярких, красивых, колоритных и динамично развивающихся городов на Волге.
К оглавлению >>>