uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
От Плёса до Городца через Горьковское водохранилище
uritsk


Покинув Плёс, теплоход продолжает движение вниз по Волге. Здесь, на территории Ивановской области, река необычайно живописна – на протяжении нескольких десятков километров от Плёса до Кинешмы и Решмы оба берега холмистые, покрытые густыми лесами, а сама река, несмотря на то, что плотиной Нижегородской ГЭС уровень её на этом участке поднят на 8 с лишним метров, относительно неширока. Поселков по берегам здесь немного – и это только подчеркивает красоту русской природы средней полосы.

Этот участок в силу особенностей расписания, большинство туристических теплоходов проходит поздним вечером, но бывают и исключения – например, существует довольно много специальных маршрутов «по малым городам», когда теплоход следует по необычному расписанию и заходит в небольшие, тихие и очаровательные городки Поволжья вроде Кинешмы, Юрьевца и пр. Такие круизы позволяют увидеть реку совершенно по-особенному! Мы же сейчас идём по главному волжскому маршруту. Москва – Астрахань – это классика! И расписание здесь классическое – теплоход проходит небольшой участок Волги на территории Ивановской области вечером и ночью. Как хорошо на воде! Безусловно, это один из самых живописных уголков верхнего течения великой русской реки!

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11. От Плёса до Кинешмы – около трёх часов хода, и всё это время теплоход следует заповедными уголками Ивановской области. В восьми километрах выше Кинешмы Волгу пересекает крупный автодорожный мост протяженностью 1646 метров. Река тут прямая и широкая, поэтому цепочка огней Кинешемского моста видна издалека.



История Кинешемского моста необычна – изначально он должен был быть не чисто автомобильным, а двухъярусным автомобильно-железнодорожным – в верхнем уровне предполагалось двухполосное автодвижение, а в нижнем – один железнодорожный путь. Строительство началось в 1984 году – в рамках первой очереди предполагалось возведение опор, монтаж пролетных строений железнодорожной части моста и устройство железнодорожных подходов. В рамках второй очереди над железнодорожными фермами во втором уровне должны были быть устроены автодорожные пролетные строения, а также построены автодорожные подходные эстакады. К середине 1990-х были построены опоры, смонтированы железнодорожные пролетные строения левобережной эстакады и совмещенные фермы русловой части моста, велись работы по строительству подходных автомобильных эстакад. В 1996 году финансирование прекратилось, стройку законсервировали, и многие основные части сооружения остались недостроенными.

Несколько лет гигантская стройплощадка была заброшена, пока в 1999 году не было принято решение о возобновлении строительства, но уже в чисто автомобильном варианте с увеличенным до четырех полос габаритом (в первоначальном совмещенном мосту предполагалось две полосы автодвижения) с использованием построенных опор совмещенного моста. В результате анализа и сравнения возможных вариантов достройки моста было принято решение о полной разборке смонтированных железнодорожных ферм и возведении совершенно новых металлических автодорожных пролетных строений на существующих опорах. Этот вариант был успешно реализован – новый автодорожный мост через Волгу в Кинешме был открыт 15 ноября 2003 года.

12. Теплоход устремляется в судоходный русловой пролёт.



13. Более чем на полтора километра протянулась над Волгой цепочка огней.



14. Мы проходим Кинешемский мост около полуночи – в середине июля ночи в средней полосе ещё совсем светлые, и далёкие отблески заката не покидают небосклон. Резко темнеть начнёт лишь после Казани, когда Волга незаметно минует границу леса и степи и, почувствовав первые покатости Уральских гор, устремится на юг… Ночи станут чёрными, тёплыми и звёздными…



15. Пока же мы ещё в средней полосе, и можем любоваться светлыми ночами. А за кормой удаляется цепочка огней стального кинешемского исполина.



16.



Кинешма – второй по величине город Ивановской области с населением около 90 тысяч человек, с давних пор известный своими текстильными мануфактурами и иными предприятиями лёгкой промышленности. Сейчас город переживает не самые лучшие времена, тем не менее, Кинешма не утратила своего очарования – мне довелось побывать здесь в 2005 году в рамках одного из круизов «по малым городам», о которых я писал чуть выше – город очень понравился, уютный, достаточно тихий, много интересных памятников старины. Интересно, кстати, что прямо напротив Кинешмы стоит Заволжск, но это уже другой город, тоже райцентр Ивановской области.

17. Теплоход минует Кинешму ночью – красиво смотрится с реки ярко освещенная набережная и Троицко-Успенский собор с огромной колокольней.



После Кинешмы теплоход продолжает движение вниз по Волге и через несколько часов выходит на главный плёс Горьковского водохранилища, образованного в 1955-1957 годах (интересно, кстати, что образовавшую его ГЭС в 1991 году переименовали в Нижегородскую, а водохранилище сохранило свое первоначальное название). Горьковское море - одно из трёх самых длинных водохранилищ на Волге, оно протянулось вверх на 427 километров до самой плотины Рыбинской ГЭС и имеет две ярко выраженные части – речную и озерную. В самой верхней его части, от Рыбинска до Ярославля, вода лишь местами затопила пойму и прибрежную террасу, кроме того Волга здесь сжата крутыми холмами, что еще уменьшило разлив – на этом участке река узкая с сильным течением - если не знать, то и не скажешь, что это водохранилище. От Ярославля и далее до Костромы, Плёса, Кинешмы – подпор воды становится всё сильнее, но и на этом участке ограниченная узкой долиной Волга не разлилась на многие километры. Лишь в районе Юрьевца река делает поворот и выходит на главный плёс Горьковского моря – речной участок водохранилища, по которому мы шли более суток, остается позади: вокруг, куда ни глянь, плещутся воды рукотворного моря.

18. Ниже Юрьевца в Волгу впадает река Унжа, один из самых крупных притоков верхнего течения, устье которой сейчас превратилось в большой залив. Ширина Горьковского водохранилища достигает здесь 15 километров.



19. Четыре утра, всё ярче и ярче предрассветная зорька…. Красота!



20. Позади остался древний Юрьевец, основанный в 1225 году. Это еще один из великолепных «малых городов» Верхней Волги. При создании Горьковского водохранилища центр города был окружен большой защитной дамбой, и сейчас находится на полтора метра ниже уровня воды. Юрьевец – крошечный провинциальный очень уютный городок, по которому исключительно приятно прогуляться. В Юрьевецком районе в селе Завражье родился знаменитый режиссёр Андрей Тарковский, а после начала войны мать увезла Андрея и его младшую сестру уже в сам Юрьевец к родным, где дети прожили с 1941 по 1943 годы. В городе теперь действует очень интересный дом-музей режиссёра.



Юрьевец – последний на нашем пути город Ивановской области. Далее начинается Нижегородская область.

21. Двадцать минут пятого… Совсем скоро солнце появится над кромкой небосвода…



22. Около семи утра теплоход минует посёлок Катунки с его издалека узнаваемым храмом.



23. На горизонте уже видны далекие очертания Нижегородского гидроузла – скоро будет очередное шлюзование.



24. А наше путешествие по Горьковскому водохранилищу заканчивается.



К оглавлению >>>


  • 1
Потрясающие фотографии предрассветные. Раннее пробуждение стоило того, чтобы получились такие кадры. Впрочем и ночные фото не хуже. Особенно понравился храм в огоньках-звёздочках.

Я совершенно случайно встал так рано - чего-то среди ночи проснулся, глянул в окошко - смотрю красиво, пошел поснимал и дальше спать. В этом круизе у меня еще несколько раз так было, например, когда в 4 утра проходили под Ульяновским мостом. Или когда в 5 утра шлюзовались в Балаково. Я хорошо знаю маршрут и что во сколько проходим, поэтому видимо организм ночью подсознательно сам подсказывает, когда нужно правильно проснуться. :)

Эх, знакомые и любимые с детства места :)

Даже немножко жалко, что мимо деревни, откуда семья родом, теплоходы как раз ночью идут. "Фотооходиться" практически бессмысленно. Зато вот любоваться ими очень клёво в темноте, когда проходят, один за другим, как раз из Плёса...

Кинешемский мост с фильтром отлично вышел.
Я в 2008 его снимал ночью с прикрытой диафрагмой, тоже пытаясь получить "звёзочки", но вышло хуже.

А вот у тебя нет ли в загашнике архивных фотографий кинешемского моста до демонтажа ферм? Я хорошо помню, как под ним на метеоре проходили, и год от года всматривались - изменилось ли что либо? А он всё так и был до середины реки...

Своих фото нет - у меня тогда фотоаппарата еще не было. А в интернете есть неплохие фотографии:

(там по ссылке при желании и полноразмерные большие можно открыть)

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Kineshma_Bridge


Edited at 2013-08-30 03:27 pm (UTC)

Ага! Вот, всё. Восстановил в памяти, как он выглядел! Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account