?

Log in

No account? Create an account

uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
От Углича до Ярославля через Рыбинское водохранилище
uritsk


Оставив за кормой Углич, теплоход продолжает движение вниз по Волге, уровень которой на данном участке поднят плотиной Рыбинской ГЭС. Следующий участок маршрута – один из самых интересных на нашем пути.

1.



2.



В 30 километрах от Углича на левом берегу Волги расположен город Мышкин, небольшой провинциальный городок, райцентр Ярославской области. До начала 1990-х годов Мышкин мало чем отличался от многих других похожих городков Верхневолжья, пока по инициативе местного краеведа Владимира Гречухина и многих других мышкинских энтузиастов в расположенном на оживлённом туристическом маршруте городе не начались серьезные работы по привлечению туристов и созданию туристической инфраструктуры. У Мышкина действительно довольно глубокая история (первое упоминание о селе на этом месте датируется XV веком), а главное, в его названии фигурирует образ мыши, который в значительной степени и был взят за основу при туристической раскрутке этого городка. Мышкин – прекрасный пример того, как при желании, энтузиазме и грамотной работе из обычного в общем-то городка можно сделать «конфетку», превратив его в один из наиболее посещаемых городов Верхней Волги. Нетрудно догадаться, что основным направлением развития Мышкина сейчас является туризм, и большинство местных жителей работают в этой сфере.

В начале 1990-х, когда я начал путешествовать на теплоходах, про Мышкин не знал практически никто, но затем год от года он стал преображаться, привлекая всё больше и больше круизных туристов. Сейчас в Мышкине, помимо храма и нескольких интересных усадеб XIX века, работают единственный в мире Музей мыши, историко-этнографический музей под открытым небом, музей уникальной техники, историко-бытовой музей, музей льна и музей валенка; в городе работают гончарная мастерская и ряд других народных промыслов, регулярно проходят различные фестивали. За последние годы в городе открылись несколько современных гостиниц и гостевых домов, ряд кафе и ресторанов. В Мышкин, как и в Углич, заходит очень много круизных теплоходов, совершающих маршруты по Верхней Волге. Мы же сейчас проходим его транзитом.

3.



Ниже Мышкина начинается, пожалуй, самая интересная часть сегодняшнего дня: теплоход приближается к самой северной точке маршрута - огромному Рыбинскому водохранилищу, после которого Волга меняет направление и поворачивает на юго-восток. От Мышкина до железнодорожного моста у станции Волга - чуть более часа хода, а вскоре после моста теплоход выходит на главный плёс Рыбинского моря. Места здесь красивые, особенно приятно любоваться широкой водной гладью и всё отдаляющимися берегами тёплым солнечным июльским вечером.

4.



5.



6.



7.



8. Теплоход 588 проекта «А.И. Герцен» идёт по маршруту Самара – Углич – Самара и на протяжении следующих четырёх дней мы будем идти с ним по маршруту параллельно.



9.



10. Над сосновым бором правого берега вздымается огромное пушистое облако.



11. На подходе к главному плёсу Рыбинского водохранилища правый берег обрывистый, крутой, с поросшими соснами красными глинистыми ярами, и фарватер держится в основном правого берега. Здесь находится несколько старинных церквей – некоторые таинственные и полузаброшенные, а некоторые восстанавливаются.



12.



13. Водная гладь становится всё шире. Вскоре прямо по курсу появляются арки железнодорожного моста у станции Волга линии Сонково – Рыбинск северной железной дороги.



14. Первый мост был построен здесь в 1869 – 1871 годах, пролетные строения моста представляли собой металлические фермы пролетами 105 метров. Это был второй железнодорожный мост через Волгу после Тверского (расположенного на линии Москва – Санкт-Петербург). В 1930-х годах, перед строительством Рыбинского гидроузла, выше старого моста был построен новый, на более высоких опорах, с четырьмя железобетонными арками пролетами по 124 метра каждая. Фермы старого моста были сняты, а старые опоры остались в русле до наших дней и хорошо видны с теплохода – по разнице высот старых и новых опор можно получить представление о том, насколько поднялся здесь уровень воды при создании Рыбинского водохранилища.



15.



16.



17.



18. Оставив позади железнодорожный мост и станцию Волга, теплоход приближается к центральному плёсу Рыбинского водохранилища.



19. Еще одна правобережная церковь, расположенная в селе Ивановское.



20. На часах начало одиннадцатого. Скоро солнце скроется за горизонтом…



21.



22. С противоположной стороны еле заметным серпом серебрится молодой месяц…



Неподалеку от выхода на главный плёс Рыбинского водохранилища на левом берегу располагается населённый пункт Борок. В Борке находится геофизическая обсерватория, а также научно-исследовательский институт внутренних вод РАН, первым директором которого стал знаменитый полярник И.Д. Папанин. Они возникли здесь в 1950-х годах, вскоре после образования Рыбинского водохранилища. Направлением деятельности борокского НИИ внутренних вод является изучение экосистем внутренних вод и конкретно водохранилищ Волжского каскада (в основном Рыбинского).

23. Судовой ход огибает остров Шумаровский, и теплоход выходит на бескрайний центральный плёс огромного Рыбинского водохранилища, образованного расположенными в Рыбинске плотинами на реках Волге и Шексне.



Заполнение его водой началось весной 1941 года, но свои окончательные очертания Рыбинское море обрело лишь в 1947 году. В то время это был самый большой искусственный водоём на земле (сейчас Рыбинское водохранилище – третье по площади в России и восьмое – в мире). Центральная его часть, похожая на озеро, называется Главным плёсом. Ширина главного плёса достигает 60 километров. Далеко на северо-запад тянутся от него по затопленным долинам рек Шекснинский и Мологский плёсы длиной 328 и 226 км соответственно, а на юг, к Угличской ГЭС уходит Волжский плёс протяжённостью 110 км, который мы только что прошли.

Когда-то, очень давно, около 17 тысяч лет тому назад, на месте Рыбинского водохранилища было холодное ледниковое озеро. Постепенно за многие сотни лет реки спустили его, и возникла обширная Молого-Шекснинская низменность - по территории которой протекали реки Молога и Шексна, в южной части низменности впадавшие в Волгу. Теперь над ней опять плещутся волны… Рыбинское водохранилище затопило огромные территории, при его создании было переселено 130 тысяч человек, ушли под воду 663 селения, крупный город Молога, скрылись под водой три четверти территории Весьегонска, исчезли два крупных монастыря. Полностью поглощённый водохранилищем древний город Молога располагался в месте впадения одноимённой реки Мологи в Волгу. Ширина Мологи при слиянии была 277 метров, а Волги – 530 метров. Город располагался на ровной возвышенности вдоль правого берега Мологи и левого берега Волги. Это был крупный уездный торговый город с каменными домами, мощёными камнем площадями и улицами, красивыми церквями, Афанасьевским монастырём XV века. По первоначальному проекту нормальный подпорный уровень (НПУ) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 метров, однако в 1937 году в целях увеличения мощности Рыбинской ГЭС НПУ был увеличен до 102 метров. Площадь затопления увеличилась почти в два раза, и располагавшийся на высоте 98 метров город Молога был обречен. Перед войной город был выселен, разрушен и разобран, и при заполнении водохранилища его руины навсегда скрылись под водой. Лишь иногда, в самые-самые низкие уровни Рыбинского моря (как правило, это случается в маловодные годы осенью) на поверхности воды обнажается часть затопленного города – остатки мощения улиц, контуры фундаментов, кованые решётки и могильные плиты на кладбищах.

На момент создания Рыбинского водохранилища в Мологе проживало около 10 тысяч человек. Большинство из них было переселено в Рыбинск и другие города Ярославской области. Рыбинское море поглотило Мологу, но память о ней жива – до сих пор живы многие из тех, кто хорошо помнит этот город, с 1972 года ежегодно устраиваются встречи мологжан, на которых бывшие жители Мологи отправляются на теплоходе на то место, где когда-то находился их родной город. В Рыбинске работает музей города Мологи.

24. Оставив позади остров Шумаровский, теплоход выходит на главный плёс. Далеко слева угадываются заболоченные очертания острова Святовский мох. Именно здесь, буквально в нескольких километрах от нынешнего судового хода, находился древний город Молога…



25.



Можно по-разному относиться к Рыбинскому водохранилищу. В своё время, более 70 лет назад, оно изменило много судеб, вынудило переселиться многих людей, скрыло под водой памятники старины. В любом случае, это уже история… Кроме того, современный человек, в отличие от доисторического, не может совсем не вмешиваться в природу. Так и с Рыбинкой: тут есть и обратная чаша весов – и промышленность (на берегах Рыбинского водохранилища находится целый ряд предприятий, крупнейшее из которых – знаменитая череповецкая «Северсталь»); и энергетика (напомню, что Рыбинская и Угличская ГЭС снабжали энергией осажденную фашистами Москву – они и сейчас исправно работают); и судоходство (если бы не водохранилища, оно было бы невозможно в нынешних объемах и масштабах); и сезонное регулирование стока (после создания водохранилищ в бассейне Волге исчезли катастрофические паводки и наводнения). И конечно же Рыбинское водохранилище - это сложившаяся за десятилетия уникальнейшая экосистема. Рыбинское водохранилище кардинально изменило облик этих мест, с созданием рукотворного моря несколько изменился климат, сформировались новые экологические цепочки, изменились флора и фауна.

С целью изучения изменений, произошедших в дикой природе после создания Рыбинского водохранилища, 18 июля 1945 года был образован Дарвинский биосферный заповедник. Заповедные земли располагаются на большом полуострове на северо-западном берегу водохранилища. Под наблюдением учёных - как побережье, так и полоска прибрежных вод. За годы работы заповедника здесь были сделаны сотни уникальных научных открытий и наблюдений. В Дарвинском заповеднике обитают несколько десятков животных, включенных в Красную книгу России. А сам заповедник с 2002 года является биосферным резерватом ЮНЕСКО как заповедник, представляющий собой совершенно новую экосистему, сформировавшуюся не за тысячелетия, а всего за несколько десятков лет.

26.



27. Теплоход следует южной трассой главного плёса Рыбинского моря. Мне нравится Рыбинка – всегда жду её во время круиза…



С давних времён Рыбинск был важным перевалочным пунктом – три водные дороги расходились в XVIII-XIX веках вверх от Рыбинска – по Волге (Вышневолоцкая водная система), Мологе (Тихвинская водная система) и Шексне (Мариинская водная система, прототип и предшественник нынешнего Волго-Балтийского водного пути). Город служил перевалочной базой, выше него по рекам ходили лишь маломерные суда. В разгар, или, как говорили в старину, развал судоходства, у Рыбинска, бывало, скапливалось столько судов, что по ним как по мосту можно было перейти реку с одного берега на другой. Тысячи бурлаков и грузчиков собирались тут в навигацию! Сейчас Рыбинское водохранилище также является важным перекрестком водных путей – отсюда начинается Волго-Балтийский водный путь, связывающий Волгу (а через неё, Каму и Волго-Донской канал соответственно с Каспийским морем, Уральским регионом, Черным и Азовским морями) с водными путями Северо-Запада, Балтийским, Белым морями, одним из крупнейших в стране Санкт-Петербургским морским портом. Наш теплоход проходит Рыбинское водохранилище лишь краешком, по южной его части, а суда, идущие в Санкт-Петербург, пересекают главный плёс Рыбинки напрямик.

Развилки судоходных трасс отмечены на водной глади специальными буями. После соединения волжской и питерской трасс количество встречных и попутных судов значительно увеличивается – с Волги на Питер очень большой судопоток: нефтепродукты с Ярославского НПЗ (с дальнейшей перевалкой на морские танкеры в портах Балтийского моря), велик поток судов, идущих на северо-запад с Урала и Средней Волги. Очень многие пассажирские теплоходы на Рыбинке также поворачивают на Питер, и после Рыбинского водохранилища и особенно Ярославля пассажирских судов на нашем пути станет ощутимо меньше.

28. На часах полдвенадцатого. Здесь, в самой северной точке пути, ночи ещё очень светлые – после Рыбинского моря Волга повернёт на юго-восток, и с каждым днём ночи будут становиться темнее, а где-то после Казани и вовсе станут чёрными и звёздными, как и везде на юге. А здесь в июле ещё очень и очень светло. Навстречу из Питера идёт четырёхпалубный теплоход 301 проекта «Михаил Булгаков»



29. В открытом море… Куда ни глянь – причудливо перемигиваются огни бакенов, маяков, судоходных створов, на горизонте то тут то там видны силуэты далёких судов, следующих оживлёнными водными дорогами Рыбинского моря.



30. Теплоход 588 проекта «И.А. Крылов» возвращается из Санкт-Петербурга и только что повернул с питерской водной трассы на московскую, ведущую вверх по Волге. Это один из любимых теплоходов московских туристов, вот уже много лет работающий на 12-дневном маршруте Москва – Санкт-Петербург – Москва. У «Крылова» очень много постоянных туристов и поклонников. На борту этого теплохода почти всегда очень теплая домашняя атмосфера.



31. Южная трасса Рыбинского моря приближается к концу – мы обогнули водохранилище краешком, повернули на юг, покинули открытую часть главного плёса и следуем узким заливом между полуостровом Каменники и островом Юршинский. Теплоход приближается к Рыбинскому гидроузлу.



32. В Рыбинском шлюзе теплоход опускается примерно на 18 метров.



33.



34. Около часа ночи, закончив шлюзование, теплоход выходит в коренное русло Волги и проходит освещённый огнями Рыбинск. Это очень красивый и крупный город с населением около 200 тысяч человек, он впечатляюще смотрится с воды днём, в некоторых рейсах туристические теплоходы делают тут остановку. Мы же сейчас проходим его ночью транзитом – очень красиво смотрится с воды ярко освещенный собор, расположенный на центральной набережной. А ещё арки моста, соединяющего два волжских берега.



35. Ниже моста расходимся со встречным теплоходом 588 проекта. Теплоходы перемигиваются палубным освещением в ночи – так делают экипажи многих судов, которые дружат и хорошо знают друг друга.



От Рыбинска до Ярославля Волга течёт практически в своих естественных берегах. Теоретически это речной участок нижележащего Горьковского водохранилища, однако Волга здесь пересекает Угличско-Даниловскую возвышенность, и её глубокая и узкая долина ограничивает разлив, поэтому Волга здесь узкая, с достаточно крутыми берегами, с ощутимым сильным течением и большими глубинами. Это очень живописный участок пути, но сейчас, при движении от Москвы к Астрахани, мы пройдём его ночью. А завтрашний день будет не менее интересным – рано утром мы сделаем короткую остановку в Ярославле, а затем побываем в Костроме и Плёсе, одном из самых живописных уголков, жемчужине Верхней Волги.

К оглавлению >>>



  • 1
О! Звёздчатый фильтр :) Забавно выходит.

Ага, прикольно бывает снимать с ним всякие далёкие огоньки. Ну и вообще при вечерней и ночной съемке иногда интересно получается. :))

Закатные фото - здорово! Очень красиво получилось заходящее солнце на фоне моста (№13). У меня к Рыбинке двоякое отношение, жаль затопленные города и деревни. Храмы большие, красивые и разрушенные. Хотя если подумать, то сколько на берегу Волги, например, разрушенных НЕЗАТОПЛЕННЫХ церквей. А вот без разлива Рыбинки не ходили бы мы на теплоходах вот в такие-вот круизы.

Да, согласен. Всё очень неоднозначно.

Что-то я засомнвался, Борок ли это? Вообще поселок расположен за лесом и в некотором отдалении от берега... я не уверен, что он вообще виден с воды.

Да, ты прав - на 17 фото не Борок, а пристань недалеко от станции Волга. Борок чуть ниже и до него действительно далековато от судового хода.

  • 1