uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Сплав по реке Мста
uritsk




В преддверии наступающих майских праздников-2013, а также байдарочного похода по Карелии, который мы с друзьями планируем в июне, вспомнилась одна интересная поездочка трёхлетней давности. :) В 2010-м году На вторые майские праздники мы большой компанией ходили в байдарочный поход по реке Мста, протекающей по территории Тверской и Новгородской областей России. В прошлые столетия Мста была составной частью Вышневолоцкой водной системы, соединявшей бассейн Волги с Петербургом, являясь одной из основных судоходных артерий нашей страны. Но те времена давно канули в лету, и ныне Мста – одна из наиболее известных и популярных рек среди любителей водных сплавов – эдакая «Мекка байдарочников»! Маршрут, который мы прошли с 8 по 10 мая – классический; начинаясь от села Березовский Рядок, он проходит в наиболее живописном среднем течении реки, включает прохождение знаменитой серии порогов и заканчивается в городе Боровичи, районном центре Новгородской области.

Изображение

Изображение

У меня мама достаточно опытная байдарочница, я тоже с детства люблю походы, и хоть и не являюсь истинным асом данного дела, но в целом чувствую себя на «капитанском мостике» байдарки достаточно уверенно. В данном походе предстояло по-настоящему проверить себя: Мста – река довольно сложная, стремительная и порожистая, относится уже ко второй категории сложности, поэтому предстоящего приключения ждал с нетерпением и интересом.

День 1. 8 мая 2010 г.



Поскольку мы сплавлялись очень большой компанией (54 человека), то наиболее оптимальным и выгодным вариантом было заказать автобус в начальный и конечный пункты маршрута. Выехав из Москвы вечером 7 мая, уже ранним утром 8-го мы вытаскивали рюкзаки и байдарки из автобуса в селе Березовский рядок Тверской области. Итак, на старт! :)

Первое знакомство – река Мста в селе Березовский рядок ранним утром 8 мая:

Изображение

Изображение

Сельская церковь:

Изображение

Солнышко греет всё сильнее, всё сильнее и активность на бережку – собираем байдарки, пакуем багаж. Мы шли на байдарках двух типов – каркасных и надувных. Каркасная байдарка более стремительная и легко управляемая, но в то же время несколько менее устойчивая; надувная наоборот – менее маневренная, наравне с волей капитана столь же охотно поддаётся воле ветра, с другой стороны, на ней сложнее перевернуться. Вообще, в целом (если не считать устойчивость к переворачиванию) при сравнении каркасной и надувной байдарки, у меня возникает ассоциация со сравнением теплоходов 588-го и 305-го проектов, где в роли 588-го выступает каркасная байдарка, а в роли 305-го – надувная. Своей байдарки у меня пока нет, поэтому пришлось воспользоваться услугами проката – досталась надувная: немного жалко, но ничего – пойдём по Мсте на «305-м проекте»: в конце концов 305-е - тоже весьма достойные суда. :rolleyes:

Итак, собираемся на берегу:

Изображение

Изображение

Ну что же, байдарка готова, вещи упакованы – можно начинать сплав! :rolleyes:

Изображение

Изображение

«Фото с ГКП»: :rolleyes:

Изображение

Первый переход совсем коротенький – всего 7 километров. Останавливаемся на правом берегу Мсты напротив деревни Басутино, чтобы перекусить.

Изображение

Изображение

Под обед можно и пропустить немного. :rolleyes:

Изображение

Для того, чтобы приготовить обед на ватагу из 54-х человек, нужно много дров – вот это сухое дерево вполне подойдёт! :rolleyes:

Изображение

Изображение

И снова в путь:

Изображение

В ходе маршрута мы прошли под несколькими мостами, многие из которых – висячей конструкции:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

«Судоходство» по реке достаточно интенсивное – много байдарок, периодически попадаются моторки, есть и более одухотворённые «представители флота» - вот, например, такие ужики в большом количестве; попалось и несколько гадюк, переплывавших реку. Одна из них, не в силах избежать столкновения, прошла под днищем нашей байдарки. :)

Ужик переплывает Мсту:

Изображение

И снова деревня, и снова висячий мост.

Изображение

Изображение

У этого подмостовой габарит несколько меньше: визуально ориентируюсь по макушке матроса - вроде проходим. :rolleyes:

Изображение

Изображение

Изображение

А вот и первая ночёвка – выгружаем байдарки на берег и, распугивая нервно уползающих из-под ног гадюк, начинаем обустраивать лагерь.

Изображение

Моторка на реке:

Изображение

Хорошо вечерком у костра – как же я люблю походы! :rolleyes:

Изображение

Изображение

Изображение

День 2. 9 мая 2010 г.



Утро 65-й годовщины Победы выдалось жарким и солнечным.

Изображение

Прежде, чем продолжить сплав, решили прогуляться до ближайшей деревни в магазин, чтобы пополнить запасы провизии и воды.

Изображение

Пройдя с километр по лесу, выходим на просёлочную дорогу.

Изображение

Деревень тут оказалось несколько, а вот магазин – только в одной. Пройдя километра три до одной деревни, наткнулись на указатель, из которого следовало, что до деревни ещё 7 километров – что-то далековато. Свернули перед мостом в другую деревню – сидевшая на завалинке бабуля благословила и сказала, что магазина нет, а есть он, оказывается, в третьей деревне, до которой всего-то рукой подать – пять километров. Ну ничего – гулять на свежем воздухе пользительно. :)

Изображение

Река Уверь – крупный правый приток Мсты:

Изображение

На дороге показалось транспортное средство – значит, третья деревня недалеко.

Изображение

Ну что же – возвращаемся на базу, размещаемся по байдаркам и продолжаем сплав. В районе деревень Девкино и Горбино из вод Мсты живописно возвышается одинокая опора так и не построенного автодорожного моста.

Изображение

Изображение

А вот следующий висячий мостик.

Изображение

Изображение

Изображение

В деревне Девкино наблюдается пристань для моторных лодок и даже спасательный круг – эх, ну почему я не разместил этот рассказ на форуме «Речное судоходство»? :rolleyes:

Изображение

Проходим ряд несложных перекатов:

Изображение

Изображение

Изображение

Деревня Чернец. Рыбаки на мосту:

Изображение

Берега Мсты в районе деревни Опочно весьма живописны, а сама река – стремительна и извилиста.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

День незаметно клонится к вечеру – пора устраиваться на ночлег:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мясо в собственном соку под фольгой на костре – что может быть вкуснее? :)

Изображение

Это вторая и последняя ночёвка на маршруте – вдоволь наигрались в волейбол, покидали летающую тарелку, провели несколько конкурсов, посвятили в байдарочники тех, кто в первый раз в походе, до глубокой ночи пели песни у костра...

День 3. 10 мая 2010 г.
Ещё одно прекрасное утро в сосновом лесу.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Кстати, помимо змей, здесь в больших количествах водится немало и других интересных представителей фауны – например, клещей. Особенно почему-то много их было на этой второй стоянке. Двоим участникам похода пришлось извлекать из себя этих милых кровососущих насекомых. «Операции» прошли успешно – после завтрака можно снова в путь! :)

Изображение

Сегодня нам предстоял самый интересный и сложный день – впереди нас ждали знаменитые Мстинские пороги. Перед такими испытаниями надо отдохнуть и сосредоточиться. :rolleyes:

Изображение

И снова в путь!

Изображение

Изображение

Пришвартовались у небольшого островка посреди реки – поджидаем отстающих.

Изображение

Изображение

Короткая стоянка на перекате у деревни Опеченский рядок.

Изображение

Изображение

А вот и самый крупный (не считая Боровичей, конечной точки сплава) населённый пункт маршрута – крупное село Опеченский Посад. Сразу за ним начинаются пороги.

Изображение

Но что это желтеет на берегу посреди старинных домов и молодой весенней зелени? Ага – магазин "Продукты". Швартуемся! :)

Изображение

Изображение

Ни одна уважающая себя новгородская деревня не может обойтись без висячего моста, а такое крупное село – тем более! :rolleyes:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Часовенка на берегу:

Изображение

А на другом берегу – мемориал воинам Великой Отечественной:

Изображение

Стартуем далее – нам предстоит совсем короткий переход, менее километра: за виднеющимся впереди автодорожным мостом делаем всеобщую стоянку перед прохождением порогов.

Изображение

Изображение

Пока матрос фотографирует, я на «капитанском мостике» размышляю, какой из двух судоходных пролётов выбрать. :rolleyes:

Изображение

А вот и общий сбор перед порогами. Как живописно смотрится Мста с пригорка!

Изображение

«Отдых перед боем»…

Изображение

За этим поворотом река устремляется в пороги...

Изображение

Дальнейшее прохождение маршрута буду комментировать почти без фото: пороги Мсты – очень серьёзный и опасный участок, от капитана байдарки тут требуется ежесекундная внимательность, 100% концентрация, готовность мгновенно принять решение – ты должен очень хорошо чувствовать байдарку, ведя её сквозь пороги. Словом, тут не до фотографирования.

Порожистый участок Мсты длится примерно 10 километров, и по-настоящему серьёзных препятствий здесь три – Большой порог, порог Плита и ещё один порог, название которого я не знаю, но заставил поволноваться он нас тоже неслабо. Первым байдарка проходит Большой порог – на протяжении нескольких сот метров кипит и пенится Мста бурунами, зловеще вздымаются из воды мощные валы, каждый из которых может элементарно перевернуть утлое судёнышко. Течение тут бешеное, и главное – направлять байдарку носом на волну, иначе...

Это самое «иначе» и случилось с одной из байдарок нашей группы – капитан не совсем удачно направил лодку на волну, и мощный вал перевернул и закрутил байдарку. Двое оказались в воде. Девушку удалось выловить и «взять на буксир» шедшей неподалёку нашей байдарке, а её напарника, подхваченного течением, вместе с перевернувшимся «судном» перехватили и вытащили из порога бросившиеся на перехват два других экипажа.

После случившегося делаем небольшую стоянку на берегу за Большим порогом. Выливаем воду из «потерпевшего крушение судна», согреваем коньяком искупавшихся в майской воде ребят, проверяем сохранность их вещей в гермомешках (вещи и документы у ребят, к счастью, не намокли: всё ограничилось лёгким испугом, весенним купанием и утопленным фотоаппаратом). И снова в путь – самое интересное впереди!

Изображение

Короткая стоянка на правом берегу Мсты перед порогом Плита – достаю свой фотоаппарат и делаю несколько кадров: сейчас на берегу можно! :)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И снова вперёд! Порог Плита представляет собой большой уступ, пересекающий всё русло мощной реки. Вода, преодолевая этот уступ, на всей ширине реки вздымается мощным пенистым валом. Этот вал виден за несколько сот метров при подходе к порогу - тут есть возможность «прицелиться» и направить байдарку в наиболее понравившийся тебе участок волны на пороге. Впрочем, порог очень мощный, и разницы где его проходить, по сути дела нет. Есть, правда, узкая лазейка, через которую можно миновать порог Плиту у самого левого берега – но мы ведь не для того сюда приехали, чтобы избегать трудностей! :rolleyes:

Прицеливаемся на порог, всё ближе мощный, крутящийся, как бочка, вал поперёк реки – однако лишь за несколько десятков метров ты с капитанского мостика видишь, куда ты на самом деле прёшь, какова истинная мощь волны! И тогда появляется кайф и адреналин – ты понимаешь неотвратимость преграды (отвернуть уже нельзя!) и то, что должен во что бы то ни стало собраться и её преодолеть, иначе подведёшь и себя, и замечательного матроса, сидящего на переднем сидении и никак не заслуживающего того, чтобы оказаться в ледяной воде, мчащейся среди камней!

Если сформулировать то, что вьётся в голове за секунду до того, как ты направишь байдарку в огромную волну, и заменить нецензурные слова некими условными обозначениями, то получится примерно следующее: «## #### ####!» Однако вместо этого ты громко ободряюще говоришь: «Спокойно!», выравниваешь байдарку строго на волну и устремляешься в порог! Судно опускается в пучину, потом взлетает наверх, ты держишь равновесие, со всех сторон тебя обдают брызги, и когда ты снова оказываешься на спокойной воде и понимаешь, что порог пройден – начинается эйфория!!!

После Плиты проходим ещё один сложный порог, затем ещё несколько мощных перекатов. Расслабляться нельзя – хоть всё самое трудное успешно пройдено и осталось позади, Мста теперь до самых Боровичей будет порожиста и стремительна. Впереди ещё около часа хода, сзади нас постепенно нагоняет большая туча, грозящая накрыть ливнем и грозой. Но вот и Боровичи – перед мостом все экипажи швартуются, вытаскиваем на берег и складываем байдарки, а после этого – хоть потоп!

Заранее заказанный автобус должен прийти к 9 вечера, с неба льёт, гремит и сверкает, коротаем время под мостом, доедаем остатки провизии (какими вкусными кажутся сейчас шпроты и тушёнка! :rolleyes: ), поднимаем тост за успешное окончание сплава и преодоление препятствий!

Изображение

Изображение

В отличие от пути туда, в автобусе мне не спалось. Пересел на переднее сиденье рядом с водителем, смотрю на дорогу, периодически перебрасываясь парой слов с «шефом». От Боровичей по боковой трассе мы направляемся в сторону М-10 Москва – Санкт-Петербург, на которую выскакиваем в районе Валдая. Теперь 400 километров прямой дороги до дома.

Неплохо знаю эти места. Меня вообще многое связывает с Тверской и Новгородской областями. Сюда под Валдай с 1992 по 1999 я ездил в походы, мы тогда точно так же ехали на автобусе (как сейчас помню, ещё на старом 699-м ЛАЗе) с рюкзаками из Москвы. Я даже помню названия посёлков и практически всех деревень на питерской трассе – Добывалово, Ситенка, Едрово, Выползово, Бахмара, Дорки, Зизино, Холохоленка, Киселенка, Колёсные горки... И, сейчас, когда мы проносимся на автобусе по ночной питерской трассе, каждая эта деревня мне кажется родной и знакомой. Вот и Вышний Волочёк. Надо будет обязательно организовать сюда экспедицию – это же центральный пункт Вышневолоцкой водной системы, в этом городе столько рек, каналов и прочих интересных древних гидросооружений! Вот Торжок. Ну здесь мы относительно недавно были с Серёгой Макаровым, когда на машине ездили на исток Волги. Минуем Тверь – под мостом блеснула лента Волги. В Твери бывал много раз - именно Тверь была самой первой после СРВ стоянкой моего самого первого круиза (до сих пор в деталях помню «Московскую кругосветку» 1994 года на теплоходе «А.Шемагин»). Минуем Иваньковское водохранилище, вот и пост ГАИ на въезде в Московскую область. Время – четвёртый час, надо всё-таки немного поспать перед работой...

На том и закончилось наше небольшое путешествие на вторые майские праздники 2010 года.

  • 1
Эх, красота! И знаете, Бао-бао покойная, такая резвая еще...

Да, тогда она была ещё совсем бодра и молода...

Красивые фотографии российской глубинки. Было интересно читать.

Это верно - такие путешествия позволяют очень хорошо прочувствовать места, находящиеся в стороне от основных туристических путей.

Спасибо за интересный рассказ! Хочу с друзьями сплавиться по Мсте на майские. Ваш репортаж практически идеален и как промоушен) и как практическое руководство.

Пожалуйста! Рад, что понравилось и пригодилось в подготовке. :))

Отличный рассказ. Собираемся на майские с друзьями по Мсте, а в прошлом году ходили по Кунье

  • 1
?

Log in

No account? Create an account