uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Кругобайкальская железная дорога. Часть 2
uritsk
Просто дух захватывает от мысли, что эти, протянувшиеся вдоль скалистого байкальского берега железнодорожные пути, по которым мы сейчас так запросто неспешно гуляем, 100 лет назад связали воедино великую Транссибирскую железнодорожную магистраль, соединив Запад и Восток нашей огромной страны! До чего уникальны эти 84 километра!

Изображение


Изображение

Изображение

Флора и фауна:

Изображение

Изображение

Ещё раз переходим реку - два моста начала 20 века в сравнении:

Изображение

Продолжаем путешествие.

Изображение

Комплекс «Половинный» находится примерно на середине заповедного пути от порта Байкал до Слюдянки, а впереди нам предстоят ещё две стоянки.

В вагоне 1 класса.

Изображение

По телевизору показывают фильмы о Байкале. С экрана путешественникам улыбается вот такая обаятельная нерпочка. :D

Изображение

Короткая остановка на станции Маритуй, удивительно сохранившейся с начала 20 века вместе с комплексом всех необходимых для обслуживания паровозов и приёма пассажиров построек.

Изображение

Возле станции находится небольшой посёлок, а на самой станции действует даже почтовое отделение.

Изображение

Изображение

Мыс Маритуй – одно из многочисленных «горных препятствий», с которыми столкнулись создатели Кругобайкальской железной дороги сто лет назад.

Изображение

Железная дорога – стратегическое сооружение! :D

Изображение

Два рельса, связавшие воедино огромную страну!

Изображение

В трёх километрах станции Маритуй делаем последнюю остановку, у комплекса «Киркерейский». Здесь строители потрудились особо. Им, в связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркерей пришлось во второй строительный период 1910 – 1915 гг. пробивать параллельно существующему тоннелю №18 новый, также двухпутный тоннель №18-bis. При этом построенные ранее инженерные сооружения (тоннель №18, металлический мост и подпорные стенки) по линии первого пути остались не у дел.

Изображение

Изображение

Направляемся в старый, заброшенный, тоннель.

Изображение

Напротив этого места в 40 километрах на противоположном, восточном, берегу Байкала находится город Байкальск и знаменитый (правда, в большей степени, пожалуй, всё же печально) Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат.

Изображение

Ну а мы продолжаем знакомство с комплексом «Киркерейский». Неординарный случай на железной дороге – сразу два параллельно стоящих двухпутных тоннеля (№18 и №18-bis), возведенные в разные периоды. Порталы нового тоннеля выполнены по индивидуальному проекту, кроме того, портал, у которого мы остановились, совмещен с проходящим сверху акведуком.

Изображение

Изображение

Комплекс «Киркерейский» - уникальное и загадочное место! Идём сквозь недействующий с 1915 года тоннель вдоль берега Байкала. Поражает заброшенное железнодорожное полотно на линии первого пути с многочисленными подпорными стенками в подножье мыса!

Изображение

Глубоко в траве можно найти остатки рельсов 100-летней давности!

Изображение

Уникальные инженерные сооружения сочетаются здесь с яркой байкальской природой:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Старый киркерейский тоннель уникален ещё и тем, что именно в этом месте 13 сентября 1904 года состоялась торжественная стыковка великого Транссибирского пути.

Изображение

Очень не хочется покидать это удивительное место, но таков расклад однодневной железнодорожной экскурсии. Вместе с тем, после обзорного знакомства с этими местами возникло желание когда-нибудь вернуться сюда ещё – с рюкзаком и палаткой, пешком пройти эти удивительные 84 километра, досконально изучить всё то неизведанное, что скрывается от туристов при однодневной прогулке по КБЖД. Ну а пока занимаем места в вагоне и продолжаем наш путь.

Изображение

Последние 30 километров пути поезд следует без остановок, минуя станцию Шарыжалгай, а также разъезды Бакланий и Хабартуй. Заповедная Кругобайкалка всё также следует прямо вдоль берега озера. Очень красивые места! Из окон салона не получается высунуться с фотоаппаратом, поэтому прибегаю к энтузиастской хитрости - время от времени оккупирую туалет и из распахнутого окна гальюна делаю снимки. Правда, длительными такие фотосессии не получаются – многие туристы хотят использовать заведение по прямому назначению. :D

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Комплекс путевых построек в пади Шарыжалгай, реконструированный в 1990-е годы, теперь одна из самых комфортабельных баз отдыха на Байкале.

Изображение

Не прислоняться! :D

Изображение

А наше знакомство с заповедным участком Кругобайкалки близится к завершению – следуем по берегу Байкала, приближаясь к южной оконечности озера, где в районе станции Слюдянка к заповедной дороге с Олхинского плато спускается действующая Транссибирская магистраль. Вот наверху среди холмов показались железнодорожные столбы с контактной сетью; по стальной магистрали беспрерывно движутся гружёные поезда.

Изображение

Станция Култук – последняя на старой Кругобайкалке.

Изображение

Панорама южной оконечности Байкала. Здесь в горах добывают слюду (отсюда и название «Слюдянка»). Видите белые выработки на склоне?

Изображение

Наконец, справа к старой железной дороге примыкает полотно могучего Транссиба - старая и новая дороги объединяются.

Изображение

Изображение

Следуем южным берегом Байкала до Слюдянки.

Изображение

Станция Слюдянка Транссибирской магистрали. Здесь предусмотрена получасовая стоянка, за время которой можно посмотреть саму станцию и её уникальный вокзал, выполненный из местного мрамора.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вот он, могучий Транссиб во всей красе!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Между тем, тепловоз отцепляется от нашей электрички – обратный путь до Иркутска мы совершим по действующему участку Транссиба, и, естественно, электричка пойдёт своим ходом.

Изображение

Пора в путь!

Изображение

Вагон, ставший полупустым (многие туристы вышли в Слюдянке, чтобы продолжить отсюда маршруты по Байкалу) – теперь можно спокойно высунуться в окошко!

Изображение

Следуя южным берегом Байкала

Изображение

Вот она – уходящая вправо заповедная ветка Кругобайкалки, по которой мы сюда приехали!

Изображение

Подъём от Байкала на Олхинское плато – один из самых крутых и извилистых участков российских железных дорог. Железная дорога напоминает тут серпантин. Для проводки здесь тяжёлых гружёных составов применяется иногда по несколько мощных электровозов, располагающихся как в голове, так и в хвосте состава. Поднимается на Олхинское плато и наша электричка:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Последний взгляд с высоты на южную оконечность Байкала, и железная дорога уходит от озера.

Изображение

Вечереет. Нам остаётся около двух часов без остановок до Иркутска. Отдыхаем…

Уже в черте города делаю несколько вечерних снимков. Иркутск. Поздний вечер. На Ангаре таинственно перемигиваются навигационные знаки, а над рекой ярко освещены конструкции нового автодорожного моста, открытого здесь совсем недавно.

Изображение

Изображение

Изображение

Ближе к полуночи поезд останавливается на вокзале Иркутска. Счастливые и довольные, отправляемся в гостиницу «Ангара», чтобы завтра вновь вернуться на берега Священного Моря.

<< Кругобайкальская железная дорога. Часть 1

К оглавлению >>>


  • 1
Спасибо, чрезвычайно интересно. Откуда у Вас столь подробная информация о КБЖД и её объектах? Моя бабуля во время войны жила в Маритуе и работала на КБЖД. Они там меняли шпалы. А мы в 1989-м в Маритуе проходили полевую практику 1,5 мес. Была раньше там база биологического факультета госуниверситета. Замечательные были времена. В 90-е всё порушили и сожгли базу. В Слюдянке на фото мраморный карьер, там даже в асфальте щебень мраморный и он белый от этого. Вокзал местный сделан целиком из мраморных блоков, говорят тоже, что такого в мире нет (хоть и не люблю подобные епитеты). После войны стали мрамор добывать взрывным способом на крошку и щебень для отсыпки полотна дорог, до этого были другие технологии и мрамор извлекали блоками.

Edited at 2013-11-25 07:50 pm (UTC)

Столь подробная информация по станциям и всем сооружениям - в первую очередь из книги-буклета А.Чертилова, который приобрел на КБЖД. Там все сооружения КБЖД описаны с точностью до километра.

Надо будет обязательно приобрести книгу. Да и попутешествовать по КБЖД с рюкзаком и камерой. В период золотой осени дорога особенно живописна. Ваши рассказы пробудили серьёзный интерес к этому. Благодарю.

Edited at 2013-11-26 07:03 pm (UTC)

Не сожгли - может, мелочовка какая-то погорела, но в основном эти дома разобрали. Говорят, в основном на бани (дерево еще хорошее, но на длинномерное строительство уже непригодно).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account