uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Исток Ангары из Байкала.
uritsk
Ангара – крупнейший приток Енисея, единственная река, вытекающая из Байкала. Ангара – по-бурятски и эвенкийски «анга» обозначает «пасть», «рот» - получила своё название из-за расщелины, дающей выход водному потоку из Байкала. Про Ангару и Байкал существует красивая легенда. Кажется, я рассказывал её форумчанам, когда писал отчёт про путешествие по Енисею, в ходе которого мы побывали в устье Ангары, месте, где она сливается с Енисеем. Сейчас же мы находимся на истоке знаменитой сибирской красавицы – и я думаю, эта легенда будет как никогда актуальна вновь.

Рассказывает легенда, будто в давние-давние времена в тех краях, где плещутся байкальские волны, жил седой богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Крепко берёг он ее от постороннего глаза, спрятав в хрустальном дворце на дне подводного царства. Услышала однажды Ангара о жившем за горами прекрасном юноше Енисее и полюбила его. Суровый отец, узнав об этом, ещё строже стал сторожить её. Он решил выдать дочь замуж за богатого Иркута. Близился день свадьбы. Тосковала Ангара по прекрасному Енисею. Плакала в подводной темнице, просила богов сжалиться и помочь. Сжалились боги над печальной пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать прочь по узкому проходу в скалах. Проснулся Байкал от шума и бросился в погоню. Но не угнаться ему за дочкой. Всё дальше убегала она от разъяренного отца. Тогда схватил отец каменную глыбу и метнул ее в беглянку, но не попал. Так и остался с тех пор лежать этот камень в месте выхода реки из озера, и зовут его люди Шаманским камнем. Разбушевавшийся отец все кидал и кидал обломки скал вслед убегавшей Ангаре. Но каждый раз чайки кричали – «обернись, Ангара, обернись!» И девушка уклонялась от камней. Так, говорит легенда, образовались многочисленные пороги в русле Ангары на пути к Енисею. Устал старик, сел на камень и заплакал. Больше он дочери своей никогда не видел. А Ангара на пятый день прибежала к Енисею, обняла его, и устремились они вместе к Студеному морю.

Изображение


Эту легенду я вспоминал, когда стоял на палубе теплохода, идущего по Енисею и проходящего стрелку двух великих сибирских рек – место, где произошёл «хэппи энд» романтической истории. А вот теперь мы стоим на другом месте, где происходили самые драматические события этой старинной народной мелодрамы.

Изображение

Исток Ангары – самый широкий и известный в мире. Ширина истока – 863 метра, максимальная глубина на перекате – 4,8 м, минимальная может снижаться до 1,5 метров. Основной судоходный фарватер в истоке извилист и узок – он проходит у левого берега реки (противоположного на фото).

Средний расход воды в истоке Ангары – около 2000 куб.м/сек, в Енисей Ангара приносит в среднем порядка 4500 куб.м/сек, т.е. примерно половина устьевого стока Ангары – это воды Байкала. Исток Ангары расположен на уровне Байкала, т.е на высоте 456 метров над уровнем мирового океана, а устье, у места впадения в Енисей, на высоте 76 метров. Перепад воды в Ангаре составляет 380 метров. По длине перепад воды в Ангаре неравномерен, более резкие перепады – в районе порогов. Ангара вообще – очень стремительная и порожистая река.

В настоящее время порядка 2/3 длины Ангары приходится на водохранилища – на реке построены Иркутская (1958), Братская (1967) и Усть-Илимская (1980) ГЭС, достраивается Богучанская ГЭС. Самые известные из них, пожалуй, Братская и Усть-Илимская – это одни из самых мощных ГЭС в стране, Братское водохранилище - второе по величине в мире по объёму воды.

В этом ряду самая первая на Ангаре Иркутская ГЭС остаётся несколько в тени двух других, куда более мощных, ангарских энергогигантов. Вместе с тем, её значение в жизни Ангары и Байкала огромно! ГЭС подняла уровень воды в Ангаре на 26 метров, подпор от Иркутской ГЭС распространяется на 65 километров вверх по Ангаре до самого Байкала – в результате строительства ГЭС уровень Ангары в истоке поднялся на 1 метр. Сильно повлияло строительство Иркутской ГЭС и на экосистему Байкала – уровень озера поднялся на 1 метр, за счёт затопления прибрежных низинных участков береговая линия Байкала сдвинулась несколько в сторону берега. Площадь акватории озера возросла примерно на 500 кв. км. Из-за подъёма уровня усилились абразивные процессы и несколько переформировался берег – были размыты косы, оживились некоторые оползни на береговых откосах, осыпи на склонах, произошло заполнение наносами прибрежных мелководий и др. Несколько изменились и условия существования фауны Байкала, чуть поменялся температурный режим озера. Однако в настоящее время, по прошествии 50 с лишним лет после строительства Иркутской ГЭС, берега озера в основном стабилизировались, все изменения экосистемы Байкала завершились и все нарушения в основном восстановились.

Итак, мы находимся в одном из ключевых мест нашей экспедиции – в истоке Ангары из Байкала.

Ещё немного понаблюдаем за рекой в истоке. Скорость течения в истоке Ангары колеблется при разных уровнях от 1 до 5 км/ч. На середине водного потока видна знаменитая скала Шаманский камень, упоминающаяся во многих легендах. Этот камень представляет собой гранитную скалу выступа коренной горной породы. До постройки Иркутской ГЭС и затопления истока Ангары Шаманский камень намного больше выступал из воды, а уклон и стремительность течения здесь были сильнее и куда больше заметны глазу, иногда в истоке Ангары возникал небольшой порог. Но и сейчас, после подтопления, течение в истоке остаётся заметным, а Шаманский камень примерно на 1,5 м выступает над вытекающим из Байкала мощным водным потоком.

Исток Ангары из Байкала:

Изображение

Шаманский камень:

Изображение

Ещё некоторые скалы в истоке:

Изображение

Убежала Ангара от старика Байкала и побежала к своему возлюбленному Енисею…

Изображение

Сейчас разгар лета, но особенно необычным исток Ангары кажется зимой – он никогда не замерзает! Даже в самые суровые сибирские зимы река парит, украшая куржаком лес в окрестностях. Дело в том, что в Ангару из озера втягиваются водные массы не с самой поверхности, а с некоторой глубины, где температура выше 0 градусов – так сравнительно тёплая подлёдная вода Байкала и быстрое течение делают исток Ангары незамерзающим даже в самые суровые зимы.

Ежегодно сюда прилетают на зимовку водоплавающие птицы. Это единственная постоянная зимовка Северной Азии. На зимовке птицы появляются в начале ноября, а к январю на истоке собирается до 5000 уток и несколько сот особей других птиц. Мелководный исток даёт пищу птицам – каждый вечер они улетают на ночлег в байкальские торосы, а днём плавают в полынье. Раньше длина полыньи в истоке Ангары составляла 10-15 километров вниз по течению. С 1956 года после образования Иркутского водохранилища длина полыньи уменьшилась до 3-4 километров. Из-за резкого сокращения размеров и увеличения глубины полыньи количество зимующих водоплавающих птиц в истоке значительно убавилось.

Постояв на истоке Ангары, мы движемся в Листвянку – самое известное курортное место на Байкале, где отдыхают тысячи жителей Иркутска и окрестностей. В Листвянке построено множество гостиниц, частных отелей, ресторанов, кафе, многие приезжают сюда на выходные просто дикарём с машинами. Набережная Байкала в Листвянке по оживлённости напоминает променады курортов Черноморского побережья. Разница лишь в том, что вода тут чуть похолоднее – в Листвянке Байкал даже в разгар лета прогревается не выше 8-10 градусов.

Изображение

Смотровая площадка Камень Черского, с которой исток Ангары из Байкала виден как на ладони:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Еще немного об Ангаре. В один из дней пребывания в Иркутске я отправился смотреть Иркутскую ГЭС, благо, что она прямо в городе.

Изображение

По плотине проходит одна из городских магистралей. Поскольку пешком через ГЭС ходить нельзя, сажусь на первую попавшуюся маршрутку и переезжаю по ГЭС на противоположный берег, а там, пройдя несколько кварталов, выхожу на точку, откуда открывается очень хорошая панорама гидроузла.

Участок Ангары от Байкала до Иркутска привлекал гидростроителей еще в дореволюционный период. Он имел почти идеальную зарегулированность и благоприятные горно-геологические условия для строительства гидроузла и создания крупного водохранилища, использующего громадную площадь озера Байкал. Наличие рядом города с промышленными предприятиями давало надежных потребителей электроэнергии и позволяло создать строительную базу для возведения ГЭС. К началу 50-х годов был подготовлен проект Иркутской ГЭС мощностью 660 МВт. Решение о её сооружении было принято правительством в январе 1950 года, и уже через месяц в створе будущей ГЭС появились первые гидростроители. Возведение ГЭС шло в тяжелых условиях – не хватало опытных специалистов, рабочих, механизмов, жилья. Не было опыта сооружения подобных гидроузлов, в частности, гравийно-песчаных плотин на подобных реках, в суровых климатических условиях при высокой сейсмичности.

Место для гидроузла выбрали в 65 километрах от озера Байкал. Гравийно-песчаная плотина и здание ГЭС совмещённого типа имеют общую длину 2,6 километров и подняли уровень Ангары перед Иркутском на 28 метров. Образовавшееся при этом водохранилище имеет площадь 200 кв. километров и объем воды 2.5 куб. километра. На Иркутском гидроузле не предусмотрена водосливная плотина, обязательная для многих ГЭС, поскольку Ангара в своём истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный расход воды. Для сброса больших расходов в здании гидроэлектростанции размещены особые отверстия с возможной пропускной способностью 6000 куб.м/сек.

В зоне затопления Иркутского водохранилища на берегах Ангары оказались 58 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск – Листвянка и железнодорожный участок Иркутск – порт Байкал. Кроме того, вследствие сооружения плотины поднялся на 1 метр и уровень самого Байкала. Вдоль его побережья, в пониженных дельтовых речных участках в зону затопления попали около 100 тысяч га земли и 127 населенных пунктов, в том числе 9 городских.

В мае 1951 года был вынут первый ковш из котлована гидроэлектростанции, в 1954 году в фундамент здания ГЭС заложили первый бетон, в 1956 году Ангару перекрыли, в 1957 году ГЭС дала первый ток, а в 1958 досрочно сдали последний, восьмой, энергоагрегат. После строительства ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 метр, Байкал превратился в часть водохранилища с общим объёмом 46.4 куб километров. При этом Иркутское водохранилище (как и нижележащее Братское) стало водохранилищем многолетнего регулирования стока. Иркутская ГЭС была первой в каскаде запланированных гидроэлектростанций на Ангаре и первой крупной ГЭС в Восточной Сибири. Она стала своеобразной кузницей кадров. Гидростроители и энергетики, прошедшие здесь школу, впоследствии успешно работали на строительстве других крупных ГЭС Сибири – Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Хантайской, Саяно-Шушенской, Богучанской и других.

Сейчас Иркутская ГЭС находится в тени своих более новых и мощных ангарских напарниц, но именно она – первая на Ангаре, и именно Иркутская ГЭС смогла поглотить и поднять воды самого Байкала. Итак, вот она, Иркутская ГЭС:

Изображение

Следующим пунктом моей энтузиастской прогулки был новый железобетонный мост через Ангару, первая очередь которого была введена в строй в 2007 году, а вторая – в 2009 году. Вон он виднеется на заднем фоне залитого дождём пейзажа. :rolleyes:

Изображение

Путь от Иркутской ГЭС до нового моста через Ангару хоть и кажется совсем небольшим по карте, на самом деле достаточно тернистый – около 5 километров по пустырям и задворкам левобережной части города, по проезжей части дороги. А учитывая, что дождь постепенно стал проливными, грязь доходила практически до щиколотки, и при этом я вышел гулять в щёгольских ботинках на тонкой подошве, то можно смело сказать, что мероприятие по знакомству с ГЭС и новым мостом в итоге получилось уж совсем энтузиастским. Но это не важно – главное результат!

А вот и он, новый мост через Ангару в Иркутске, в строительстве которого принимала участие в том числе и наша организация. Мост пересекает Ангару по неразрезной схеме 84.5+4х105+84.5 м, эстакадные пролеты разрезные, длиной 42 метра. Мост полностью железобетонный, что в нынешнее время весьма необычно для автодорожных мостов таких больших пролётов – обычно в такой ситуации делают металлические мосты, они проще и, как правило, экономичнее при таких пролётах. А вот Иркутский мост железобетонный. При его возведении был применён целый ряд инновационных технологий.

Итак, новый мост через Ангару в дождливую погоду:

Изображение

За три недели путешествий по Байкалу мне довелось несколько раз пройти из Байкала в исток Ангары на скоростных судах. Вот так, например, это выглядит в борта судна на воздушной подушке "Баргузин-2". Оставив позади побережье Листвянки, устремляемся в исток Ангары.

Изображение

Изображение

Вот уже хорошо знакомый фарватер, проходящий в истоке вдоль левого берега Ангары.

Изображение

Глубина Ангары в истоке – около 4 метров. Проходим перекат. Устремляющаяся в Ангару байкальская вода чиста и прозрачна – отлично видно дно! Кажется, что под тобой не четыре метра глубины, а намного меньше, и могучий «Баргузин» вот-вот цепанёт дно на перекате в истоке реки.

Изображение

Но судно на полном ходу уверенно направляется в исток. И снова привлекает внимание левый берег Ангары в истоке, по которому когда-то проходила железная дорога. Теперь рельсы разобраны, и о прошлом напоминает только уходящая в паре километров отсюда в воды Ангары насыпь, нарядные деревянные дома, фасады которых когда-то выходили на магистраль, да каменный вокзал старой станции.

Изображение

Шаманский камень в истоке Ангары:

Изображение

Устремляемся всё дальше и дальше по бегущей между скал реке…

Изображение

А я перехожу на кормовую площадку, чтобы попрощаться со Священным морем – через пару минут Байкал исчезнет за поворотом.

Изображение

Проходим ЛЭП:

Изображение

До свидания, Байкал!!!

Изображение

Изображение

К оглавлению >>>


  • 1
Живописная легенда! Ещё в ней говорится, что Шаман-камень упал на подолы одежд красавицы Ангары и придавил их, с тех пор она так и не может совсем убежать от грозного отца-Байкала.

Интересное дополнение! Ну в принципе так оно и есть. :)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account