uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Ленские Столбы
uritsk



Проснувшись около 8 утра, я всё равно почувствовал себя безбожно проспавшим филином – каюта была залита ярким солнечным светом, а большинство туристов уже находилось на палубе: теплоход уже более часа шёл вдоль знаменитых Ленских столбов.





Ленские столбы – это простирающиеся вдоль правого берега Лены обрывистые, совершенно отвесные скалы, сложенные известняком. Время, осадки, речная вода и ветер придали здесь каменной тверди земли причудливые формы, напоминающие временами сложенные из кирпича готические соборы. Какое чудесное летнее утро! Как прекрасна Лена! Как прекрасна жизнь!



Вперёд пошёл "Метеор" на Олёкминск:





В 10-00 «Светлов» подходит к берегу - с одной стороны теплоход окружает река, а с другой насколько хватает глаз – удивительные скалы!





Через полчаса после нас к берегу подошёл "Механик Кулибин":



Пройдя небольшой инструктаж по восхождению, мы сходим на берег – теплоход будет стоять тут до самого вечера. Перед восхождением на скалы на берегу, на специальной «Шаманской площадке» происходит театрализованное представление – к туристам выходит шаман со своей помощницей; начинаются ритуальные песни, танцы, хороводы, приношение даров Реке и Природе, и, наконец, благословение каждого путешественника (шаман наносит специальную метку углём).







После этого, согласно обычаю, можно подниматься наверх. При дальнейшем, более тесном, знакомстве выяснилось, что «шамана» зовут Виктор; он оказался весьма современным и продвинутым человеком, живущим в деревне на противоположном берегу, а в дни стоянок туристических теплоходов на моторке приезжающим «шаманить» на Столбы.

Высота Ленских Столбов над рекой составляет около 300 метров. Путь наверх от теплоходной стоянки пролегает по довольно удобной, оборудованной тропе. Наверху расположено несколько обустроенных смотровых площадок, кроме того, есть масса «диких» мест, откуда открываются умопомрачительные пейзажи!!!



















Ленские столбы являются уникальной заповедной зоной, простирающейся на 80 км вдоль Лены, а также на всю территорию междуречья Лены и её правого притока Буотамы. А чуть выше Столбов Лена принимает довольно крупный левый приток – реку Синюю. В низовьях Синей находятся ещё одни удивительные скалы (Синские Столбы), своей красотой не уступающие Ленским.

С верхотуры посчастливилось "поймать" прибытие на Ленские Столбы теплохода "Демьян Бедный" - очень необычные и красивые кадры!







Долина речушки, впадающей в Лену возле нашей стоянки:





Колонны, пики, арки, созданные Природой - фантастика!!!







Подойдя вплотную к краю обрыва, можно сделать довольно необычные кадры стоящих внизу теплоходов.





Вообще в этот день на Ленских Столбах было настоящее оживление – сразу три пассажирских теплохода пришло сюда с туристами. Собственно, в этот день на Столбах собрался весь крупный пассажирский флот Лены. Впрочем, ничего удивительного: Ленские Столбы – это самый популярный круиз из Якутска на выходные.





Первыми ошвартовались мы, вскоре к столбам подошёл «Механик Кулибин», совершавший короткий круиз в промежутке между пассажирскими рейсами в Тикси, а ближе к обеду появился и «Демьян Бедный», прибытие которого нам посчастливилось наблюдать с высоты ленских скал. Во время стоянки я зашёл на оба этих теплохода. Интерьеры, правда, не щёлкал, но по теплоходам погулял. «Кулибин» - типичный представитель 646-го проекта, всю жизнь работающий на транспортной линии Якутск – Тикси. Внутренние помещения за 50 лет не подверглись каким-либо особым переделкам, но после «австрийца», конечно не впечатляет… «Демьян» изнутри является практически точной копией «Михаила Светлова» - вплоть до мебели, отделки и даже некоторых настенных панно.

Наш теплоход стоял на Столбах целый день. Кто-то второй раз слазил на столбы; кто-то решил отдохнуть на теплоходе; Влад с Серёгой договорились с «шаманом» Виктором и сплавали с ним на моторке на тот берег Лены, где побывали в старой деревне, полюбовались Ленскими Столбами и теплоходами с противоположного берега реки. А у меня получилась «смешанная» программа. После обеда мы с Дашей, Ваней и Тёмой прогулялись с полкилометра вдоль берега с намерениями заложить геокешерский тайник, но, убедившись, что в оползневом склоне он не пролежит и года, вернулись обратно, решив вместо этого отайничить Лену где-нибудь на Севере.

Во время прогулки... "Скала-заяц" - видите?



После этого было великолепное купание, дивный кофе в баре, посиделки на берегу… Вечерело…



В 21-00 «Светлов» отошёл от берега и направился вниз по реке. Впереди нас ждут низовья Лены, могучие Алдан и Вилюй, так называемые «40 островов» - участок, где Лена, извиваясь по достигающей 100 километровой ширины долины, дробится на тысячи проток, Полярный круг, удивительно красивый предустьевой участок, Море Лаптевых и ряд других интереснейших мест. Но стоя в этот момент на палубе, я непроизвольно оборачивался назад и думал о тех местах, которые остаются за кормой и которые мы не увидим в данном рейсе.

Надо сказать, путешествие на теплоходе по верхней части Лены не менее интересно, чем круиз в Тикси. Можно много рассказывать про маршруты вверх по Лене и про саму реку на участке от истока до Якутска, но в данном отчёте сделаю это более тезисно. Лену принято делить на три участка – Верхняя Лена (от истока до устья Витима), Средняя Лена (от Витима до устья Алдана) и Нижняя Лена (от Алдана до Моря Лаптевых). На Лене действует единый километраж, который отсчитывается от устья вверх по реке. Нулевым километром Лены является мыс Быковский – место, где основная судоходная Быковская протока впадает в море Лаптевых.

Лена берёт начало всего в 12 километрах от озера Байкал на территории Байкало-Ленского заповедника. Верхнее и значительная часть среднего течения реки проходят в горных районах Прибайкалья и Якутии. В верхнем течении река несёт свои воды в глубоко врезанной долине, скалистые и крутые склоны которой нависают над водой на 300 метров. Лена становится судоходной от Качуга, но настоящее судоходство начинается с города Усть-Кута, где великая река встречается с Байкало-Амурской магистралью. Тут на Лене расположен крупнейший на реке порт Осетрово, из которого грузы идут вниз по реке в Якутск и другие города Иркутской области и Якутии. Отсюда же до 2004 года начиналась транспортная линия Осетрово – Якутск, обслуживавшаяся пароходами 737-го проекта. Кроме этого, нужно отметить, что Осетрово является самой верхней точкой на реке, куда по высокой воде могут заходить круизные теплоходы «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов».

На участке верхнего течения реки от Осетрово до Витима масса живописных и интересных мест (собственно, вся Лена – это одна большая зелёная стоянка), но особенного внимания, безусловно, заслуживают Ленские Щёки. «Щёки» - это расположенные подряд несколько крутых излучин, которые делает зажатая скалами узкая река. Щёки простираются вдоль реки на 3 километра. То правый, то левый берег приобретают здесь форму скалистых уступов, русло суживается до 700 метров, течение становится бурлящим потоком, который устремляется от одного берега к другому. Первая правобережная щека представляет собой скалу в форме подковы, под прямым углом к ней располагается вторая, левобережная щека, за ней расположена третья, а ниже в воду опускается внушительная скала Пьяный Бык. Щёки – один из самых сложных для судовождения участков на реке. Здесь допускается строго одностороннее движение; прежде в щёках стоял семафор с постоянно дежурившим сигнальщиком. Ленские Щёки – поистине удивительное место на реке! Кроме Щёк на Верхней Лене (от Осетрово до Витима) заслуживает упоминания древний город Киренск – здесь расположена база флота, где, среди прочего, стоят пароходы 737-го проекта. В Киренске в Лену справа впадает крупный приток Киренга. Ниже Киренска и щёк Лена справа принимает Витим, после устья которого и сама река, и речная долина значительно расширяются. От Витима начинается среднее течение реки.

Витим – крупная и необычайно живописная река, куда могут заходить туристические теплоходы. Они поднимаются по Витиму до Бодайбо – известного центра золотодобычи. Интересно, что из-за необычайно быстрого течения путь вверх по Витиму занимает в 3-4 раза больше времени, чем вниз, а во время спуска по реке в рубке порой находится весь офицерский состав - спуск по Витиму требует поистине ювелирного мастерства судовождения!

В среднем течении Лена становится полноводной рекой, но особенно она увеличивается после впадения реки Олёкмы. Ширина русла достигает не менее 2 км, а долины – 30 километров. Впрочем, ближе к Ленским Столбам долина снова несколько сужается (до 10-12 км), становится практически прямолинейной, а правый берег становится крутым и отвесным. На средней Лене много интересных мест. Отдельно выделю город Ленск (бывшее село Мухтуя). Бывшее достаточно глухое село получило широкое развитие и статус города после открытия в 1956 году бассейне Вилюя алмазных месторождений. Сегодня Ленск – крупный порт, перевалочная база для грузов, идущих в центр алмазодобывающей промышленности город Мирный по автомобильной дороге. Ленск был практически полностью разрушен от весеннего наводнения 2001 года, но в кратчайшие сроки был отстроен заново.

Ниже Ленска по реке расположен старинный город Олёкминск, основанный в в 1633 году. Здесь Лена справа принимает Олёкму – один из крупнейших своих притоков. По полноводности Олёкма равна Витиму (расход воды в устье – 2000 куб.м/сек), и из всех притоков Лены уступает лишь могучему Алдану. После устья Олёкмы Лена становится огромной рекой, (она здесь примерно равно Волге у Волгограда); отсюда уже совсем недалеко до Ленских Столбов - самой верхней точки Лены, которую мы достигли в своём круизе на «Светлове». В завершение экскурса вверх по Лене, расскажу про ещё одно удивительно красивое место на реке - чуть выше Ленских Столбов в Лену впадает речка Мухатта. В районе её устья на левом берегу можно наблюдать простирающуюся на несколько десятков километров сложенную из известняков ровную стену, напоминающую набережные Санкт-Петербурга. Через равные промежутки над ней возвышаются невысокие скалы-останцы, похожие на сторожевые башни Петропавловской крепости.

А далее идущий с верховьев Лены теплоход достигает Ленских Столбов. 1750 километров – именно столько составляет расстояние от Осетрово до знаменитых скал на Лене, именно столько Лены мы не увидели. 1750 километров – это лишь немногим менее, чем весь Енисей от Красноярска до Дудинки, но это только половина судоходной Лены! Общая же протяжённость судового хода Осетрово – Якутск – Тикси составляет 3665 километров (соответственно, Осетрово – Якутск – 1971 км и Якутск – Тикси 1694). Таким образом, гипотетический круиз Осетрово – Тикси – Осетрово по всей судоходной Лене составил бы не менее 25 суток. Впрочем, круиз в верховья Лены, я думаю, мы ещё совершим, а сейчас мы отходим от Ленских Столбов и идём вниз по реке.

Природа подарила нам удивительно красивый тёплый вечер. Несколько часов мы идём вдоль озарённых вечерним солнцем Ленских Столбов, играющих на закате самыми невероятными красками! На протяжении нескольких десятков километров теплоход идёт вдоль этой изумительной стены скал самой невероятной формы и очертаний!

























Солнце чуть зашло за облако - и скалы приобретают совершенно другие оттенки!



Скала в форме ладони - удивительно!











После полного впечатлений дня весь вечер на палубах царило необычайное оживление. Приподнятое настроение переместилось и в музыкальный салон теплохода – после вчерашнего сонного вечера сегодняшний выдался на редкость зажигательным! А далеко заполночь мы проходили Покровск – крупный посёлок на Лене. Ночь, теплоход, река, прохладный свежий воздух… Как же хорошо на реке в ночи!

К оглавлению >>>

  • 1
как вы заразительно рассказываете!

Рад, что заинтересовало! На самом деле, о таких замечательных путешествиях в такой классной компании и рассказывается как-то само собой. :) Я помню тогда после возвращения из этого круиза написал этот отчет на одном дыхании. :))

Оооо! Спасибо большое за ссылку! Замечательная подборка!!!

Как же невероятно красиво!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account