uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Якутск. Теплоход «Михаил Светлов»
uritsk



Первое знакомство с Леной состоялось ещё на борту самолёта, заходящего на посадку в аэропорт Якутск. Широкая лента реки красиво смотрится из иллюминатора.



Встреча была организована образцово – туристов (и нас, и немцев, прибывших тем же рейсом) проводили к автобусам, и спустя каких-то полчаса мы были уже в речном порту Якутска на теплоходе «Михаил Светлов»



На 12-00 было намечено традиционное собрание туристов, а до этого у нас было несколько часов свободного времени. Конечно, хотелось спать, но большинство энтузиастов решило не ложиться – когда пересекаешь несколько часовых поясов весьма мудро перебороть сон, попить кофейку и лечь спать уже по местному времени – так адаптация происходит максимально быстро. Пока на борту не происходит никаких событий, предлагаю ознакомиться с теплоходом «Михаил Светлов» подробнее. «Михаил Светлов» был построен на верфи Корнойбург в Австрии в 1986 году. Теплоходов проекта Q-065 в те годы было построено, как известно, пять – «Есенин» успешно работает на Волге в основном на линии Москва – Санкт-Петербург с периодическими заходами на другие речные маршруты (в том числе два раза в год – на Нижнюю Оку до Мурома); «Блок» и «Брюсов» с начала 90-х используются в Москве как стоечные суда (на них размещены казино и отели); а два последних «австрийца» этой серии с конца 80-х работают на Лене. "Демьян Бедный" принадлежит компании «Ленатурфлот», а «Михаил Светлов» - «Алросе». Основные маршруты Ленских «австрийцев» от Якутска – вверх по Лене до Бодайбо, Ленских Щёк, изредка - Усть-Кута, или, чаще, до Ленска (~10 дней), вниз по Лене до Тикси (14 дней) а также короткие рейсы из Якутска до Ленских Столбов и музея под открытым небом Соттинцы.

Продолжая мысль о пассажирском флоте Лены, нельзя не упомянуть про ещё один теплоход –  "Механик Кулибин" 646-го проекта. Он всю навигацию работает на транспортной линии Якутск – Тикси, а в промежутках делает короткие рейсы до Ленских Столбов.



Вплоть до 2004 года на Лене действовала ещё одна транспортная линия, связывавшая Якутск с верховьями реки – Осетрово – Якутск. Эта линия обслуживалась пароходами 737-го проекта (до 2004 года доработали «Красноярск» и «Благовещенск»), но сейчас её нет, и эти пароходы выведены из эксплуатации. Кроме круизных теплоходов и транспортной линии Якутск – Тикси, обслуживаемой «Кулибиным», на Лене весьма развиты маршруты скоростного флота. Из Якутска ходит масса скоростных судов, а самые дальние рейсы - Якутск – Жиганск вниз по Лене (771 км, 14-17 часов хода); Якутск – Хандыга – Джебарики Хая вниз по Лене, а потом вверх по Алдану (705 км, 14-16 часов хода); Якутск – Олёкминск - Ленск вверх по Лене (1028 км, 17-20 часов хода). Из Олёкминска и Ленска существует возможность продолжить путь вверх по Лене, пересев на другие СПК (Ленск – Пеледуй – Киренск, Киренск – Усть-Кут). Такова картина современного пассажирского судоходства на Лене. Что же касается круизных рейсов, то, как я уже говорил, почти все они начинаются из расположенного аккурат посередине длины Лены Якутска и делятся на южные круизы (вверх по реке до Ленска, Бодайбо и изредка Осетрово) и северные круизы (вниз по Лене до Тикси). Но в ходе северных круизов в Тикси теплоход сначала непременно делает небольшой крюк, вверх по реке до Ленских Столбов, а потом уже идёт в Тикси. Именно такой круиз Якутск – Ленские Столбы – Тикси – Якутск, нам и предстояло совершить.

Завершить знакомство с «Михаилом Светловым» мне бы хотелось фотографиями некоторых его интерьеров, а также переснятых фоток строительства судна. А если в целом, то «Михаил Светлов» очень уютный, удобный и комфортабельный теплоход!

Пролёт средней палубы:



Кормовой салон, он же бар:



Носовой салон, он же бильярдная (во время соревнований по бильярду между российскими и немецкими туристами):





Кинозал:



Центральная лестница:



Ходовая рубка:



Фотографии строительства нашего теплохода. Торжественный спуск на воду:





Торжественный подъём советского флага в 1986 году.





Теплоход следует из Австрии в СССР по Дунаю:



В нашем рейсе загрузка «Светлова» составляла более 100 человек, из которых половину составляла «немецкая» группа - туристы из Германии, Швейцарии, Австрии и примкнувший к ним голландец (уникальный, к слову, путешественник, среди прочего прошедший весь Севморпуть от Мурманска до Чукотки и далее до Владика). Вторую половину составляла русская группа, в которую входила наша подгруппа из 20 человек, а также туристы, покупавшие путёвки поодиночке. Кроме этого, на теплоходе ехало двое американских туристов (очень приятная семейная пара из Нью-Джерси), у которых была свой персональный англоязычный гид-переводчик.

В Якутске жара, так что не обошлось без купания, которое далее в рейсе стало для многих традиционным. А после обеда состоялась автобусная экскурсия по городу. Якутск является одним из старейших городов Сибири, одним из крупнейших культурных центров Сибири и Дальнего Востока. Якутск – столица республики Саха (Якутия), крупнейшего субъекта РФ, по площади практически равного всей Западной Европе. Якутский острог бал основан в 1632 году русским казаком Петром Бекетовым. Первоначально острог располагался на правом берегу Лены ниже по реке (там, где сейчас находится музей под открытым небом Соттинцы), а в 1643 году началось строительство города на нынешнем месте, на левом берегу Лены. Якутский острог на «великой реке Лене» (так обычно писали летописи) играл огромную роль – через него шло присоединение к России Заполярья, Чукотки, Охотского побережья, Курильских островов и Аляски; с 1700-х годов отсюда отправляются экспедиции по исследованию Арктики. Одна из древних деревянных башен Якутского острога чудом сохранилась до наших дней, но в 2002 году, к сожалению, сгорела. Якутск находится на широте Петрозаводска, но климат тут совершенно иной: короткое, но жаркое лето, очень длинная суровая зима – Якутск, как и практически вся Якутия находится в зоне резко континентального климата и вечной мерзлоты. Как и во многих других городах, стоящих на вечномерзлотных грунтах, все дома в Якутске сооружены на сваях, а коммуникации проходят над землёй.

Небольшая прогулка по городу. Монумент в честь 100-летия регулярного судоходства по Лене (1894-1994)



Мемориал Победы:







Здание Ленского пароходства:



В ходе экскурсии мы посетили городской музей, где представлены интересные экспозиции, посвящённые истории Якутии, её природе, обычаем и современным достижениям. Некоторые наиболее запомнившиеся экспонаты:



Огромный амурский тигр, который в начале 20 века, заблудившись, случайно забрёл из Приамурья в одно из поселений юга Якутии:



Мамонтёнок:







Очень интересный экспонат - пароход "Лена", который в 1876 году в составе экспедиции Нордшельда совершил своё первое плавание по Северному морскому пути и открыл речное судоходство в низовьях Лены. 7 сентября 1878 года пароход вошёл в устье Лены и 21 сентября благополучно прибыл в Якутск. Став флагманом Ленского флота, он положил начало регулярному судоходному сообщению между Якутском и низовьями Лены, прослужив почти 80 навигаций.



Копия древней башни Якутского острога:



Очень красивый уголок в центре Якутска - так называемый "Старый город".















Монумент в честь основания города и памятник основателю Якутска - Петру Бекетову:





Русский академический театр имени Пушкина:



В этом году в Якутии прошли международные игры "Дети Азии".



Якутск расположен на левом берегу Лены. Первоначально река протекала в этом месте двумя рукавами – основным был правый, а Якутск стоял на левом рукаве, называемом городской протокой. Но после ряда катастрофических наводнений эту протоку перекрыли дамбой из грунта, а также останков старых деревянных судов, отведя реку подальше от города. В 70-х годах 20 века дамбу реконструировали, и в настоящий момент дамба, укреплённая железобетоном, делит городскую протоку на два залива-«ковша», в одном из которых располагается Якутский речной порт, а вдоль другого тянется пляж и зелёная зона.

Памятник героям-речникам в порту.



"Демьян Бедный" у центрального причала Якутска:



Некоторые представители скоростного флота:



Общая панорама порта:



Теплоход "Емельян Ярославский", совершающий регулярные рейсы вверх по Лене до Олёкминска:



В 19-00 "Михаил Светлов" под звуки "Славянки" отошёл от песчаного берега и малым ходом направился по протоке, отделяющей речной порт от основного русла Лены.



Якутский речной порт – второй по величине на Лене после расположенного в верховьях на пересечении великой реки и Байкало-Амурской магистрали порта Осетрово. Нужно отметить, что ориентация грузопотока по Лене имеет весьма чётко определённое направление – основная часть грузопотока по Лене идёт сверху вниз по реке..



Вскоре взору открывается широкий водный простор - теплоход выходит из подходного канала, поворачивает направо и направляется вверх по реке – мы пройдём вверх по Лене немного (около 200 километров до Ленских Столбов), но тем интереснее будет посмотреть этот участок, чуть приоткрыв для себя великую реку на участке выше Якутска.



На Лене тут много флота – в основном, это паромы, связывающие Якутск с правым берегом Лены.





Тут, на правобережье, расположен посёлок Нижний Бестях. Этот на первый взгляд не самый большой населённый пункт имеет огромное транспортное значение. Сюда приходят сразу две федеральные дороги. Одна из них – трасса «Лена» Якутск – Тында – Большой Невер; помимо реки Лены и авиационного транспорта, это единственная нить, по которой Якутск и большая часть Якутии на данный момент связаны с остальной Россией. А вторая дорога, приходящая к Бестяху – это знаменитый Колымский тракт Якутск – Магадан, одна из самых сложных в мире трасс.

А мы, между тем, проходим Нижний Бестях.



Место остановки паромов из Якутска. Машины съезжают на берег - им предстоят очень далёкие и непростые путешествия!



Фарватер делает несколько крутых поворотов, и вскоре взору открывается вид на Табагинский мыс, издалека заметный с палубы теплохода.



Табагинский мыс – коренной склон долины Лены, приметный издали ярким желтовато-оранжевым цветом слагающих его пород, а также равномерной сетью проходящих через одинаковое расстояние неглубоких оврагов, расчленяющих его бровку. Табагинский мыс давно привлекает внимание инженеров. Именно здесь сооружен уникальный переход высоковольтной линии электропередач, пересекающий здесь могучую Лену. Именно здесь планируется строительство огромного мостового перехода через Лену, посредством которого Якутск получит, наконец, надёжную автомобильную и железнодорожную связь с остальной частью России.

Приближаемся...



Переход высоковольтной ЛЭП через Лену. Обратите внимание на форму опоры мачты, обусловненную необходимостью противостоять сильнейшему весеннему ледоходу:



Природа подарила удивительно тихий и красивый вечер – тепло, с берега чуть доносится приятный дымок от костра… Долго стоим мы на палубе, любуясь потрясающим закатом!

















Остатки энтузиастов, в первый вечер после напряжённого дня не сдавшихся сну, переместились смотреть музыкальные выступления в салон-бар, который в первый вечер выглядел пустовато. Тем не менее, вечер определённо удался, а завтрашний день обещает быть необычайно интересным – нас ждут Ленские Столбы!

К оглавлению >>>

?

Log in

No account? Create an account