uritsk

Страница путешественника


Share Next Entry
Московская Кругосветка
uritsk

МЮРВ - Нижний Новгород - МСРВ с 16.08 по 24.08 2004 года

Первая часть моего повествования была написана на следующий день после прибытия, поэтому, может быть, слишком эмоциональна, но я решил ее сохранить без изменений, а уже во второй части поведаю, как круиз воспринимается по прошествии нескольких месяцев.


Часть первая: "по горячим следам"

Сегодня в 15 00 закончился мой круиз на "Александре Пирогове" по замечательному маршруту "Московская кругосветка" (Юг-Север). Попробую собрать все свои мысли и впечатления воедино и составить небольшой рассказик про прошедший круиз.

Начну с того, что весной, когда пора было выбирать маршрут круиза, было ясно, что из-за короткого отпуска-каникул в это лето больше 10 дней свободного времени не будет. Для Соловков и Питера время не подходящее (туда интереснее в первую половину лета ехать), на ТЛ в один конец тоже не хотелось, и тогда решил сходить в "кругосветку": довольно давно я два раза проходил я ее полностью, а два года назад наш "Славянов" в Муроме развернули (до ужаса обидно было!). А так как у мамы тоже отпуск в августе был, то мы решили поехать вместе.

Зная про "модернизированный" характер судна и довольно большое количество немцев на нем, изначально цель круиза стояла так: пройти всю Оку, стоя на носу теплохода с картой и фотоаппаратом, стараясь снять и запомнить все интересное, а дальше как получится.

Очень переживал по поводу погоды: лишь, когда в июне/июле прошли тропические дожди, окончательно успокоился.

ПО МОСКВЕ-РЕКЕ И ОКЕ

Все-таки необычно это: уходить с ЮРВ: вместо монументального канала узкая извилистая река с маленькими шлюзами, без встречных "пассажиров", но я бы сказал, что кругосветка с ЮРВ интереснее. Это потрясающе: индустриальный район южного порта, затем утопающий в зелени Перервинский гидроузел, потом древнее Коломенское, затем снова терминалы, наконец, величественный индустриальный пейзаж Капотни и далее великолепное юго-восточное Подмосковье с его сосновыми борами, узкой рекой с поймой с зелеными лугами, лишь раз прерываемое индустрией Воскресенска, и, наконец, утопающие в садах меленькие шлюзы. Уже в темноте проходим ночной Воскресенск и около двух ночи - красиво освещенный коломенский кремль, а в 2-20 - выход в Оку (даже в темноте видна красота этой стрелки). А дальше - путешествие по "самой русской из всех российских рек" - Оке. Кто "плавал" по ней, тот меня поймет. Это незабываемо: Ока то разливается на 2 километра (Щурово и участок близ устья), то сужается до 100 метров, то показывает нам высоченный правый берег (у Рязани, Константинова и Костино - луговой, у Касимова и особенно от Мурома до устья - поросший лесом), то вдруг начинает петлять, словно пьянея от простора и свободы (в первую очередь имею в виду Кочемарские Луки, где при расстоянии по прямой 25 км, длина судового хода составляет около 100 км). Между прочим А. Пирогов-певец облюбовал для себя один из диких островов на Оке у Кочемар, где отдыхал и принимал гостей на протяжении долгих лет.

Кстати, судоходство по Оке более оживленное, чем я предполагал: у Рязани в очередь к земснаряду выстроились 4 состава, от касимовского карьера до самого Нижнего шли с "Окским", от Касимова же вверх шла груженая "Ока", слышал, что щебень для Муромской набережной также возят по Оке из Касимова. Видели еще БТМ у Мурома, РТ с баржей у Белоомута (кстати, увидеть этот шлюз было одной из целей моей поездки, и она осуществилась ценой почти бессонной первой ночи), два или три земснаряда на Средней Оке и очень много грузового флота за Павлово ближе к Нижнему. Из "пассажиров" (я это знал заранее) - "Зорге" и "Звонков". Теперь про города.

Касимов, Муром и Павлово - все, как обычно (соответственно краеведческий музей с минаретом, монастыри и музей ножей и замков). А вот про Константиново с Рязанью стоит рассказать поподробнее. Дело в том, что "Пирогов" не делает стоянку в Константиново, а туристов везут туда на автобусе поле "обзорки" по Рязани. При этом на него отводится только час, из которого 50 минут длится экскурсия по деревне с посещением "домика Есенина" и лишь 10 минут можно самому походить по берегу и полюбоваться видом с кручи (про спуск вниз речь уже не идет). Также зная об этом заранее, я на эту экскурсию не пошел, и целый час лазил по крутым холмам, любуясь фантастической панорамой. Спустившись к пристани к стоящему там "Звонкову", я узнал, что они стоят в Константиново 6 часов (вот это тема!). Как выяснилось, такую галиматью на "Пирогове" устроили после того, как в прошлые годы несколько престарелых интуристов после подъема на кручу находились в предынфарктном состоянии, а одна немка, оступившись, с ветерком добралась из села к пристани на "мягком месте". В общем, немцы немцами, а за Константиново "Пирогову" - жирная "двойка"!

В заключение рассказа про окскую часть маршрута скажу, что из 500 сделанных фотографий 450 (в т ч панорамы) - это Ока, которую я заснял буквально всю от Щурово (Коломны) до устья.

ПО ВОЛГЕ И КАНАЛУ

Тут рассказать особо нечего (всем нам эта часть маршрута известна как свои пять пальцев). Отмечу интереснейшую экскурсию в рубку: причем интересна она была не столько содержанием (нового я ничего не почерпнул), сколько тем, что проводилась во время прохождения узкого фарватера Городецкого участка. Очень необычные ощущения! А так на Городце воды много: ставших было привычными длиннющих песчаных кос нет, и запас глубины под корпусом минимум 4 метра, и это притом, что Городец мы проходили не в самые пиковые часы: с 13 до 16.

А так: Кострома, Ярославль, Мышкин да Углич - все, как обычно. А вот Плес - это изюминка круиза. Теплоход там стоит целый день: после "пешеходки" по Левитановским местам туристы садятся в автобус и едут за 150 км: во Владимир и Суздаль. Пусть очень обзорно, но посмотреть такие святые для каждого россиянина места - это замечательно! Но в эту бочку меда все же затесалась ложечка дегтя: дело в том, что НИГДЕ не было сказано, во сколько автобусы из Плеса отправляются во Владимир. Среди туристов было две версии: в 10 и 11. Те, кто, как я, подошел к 10, оказались "на коне" (читай в автобусе), а те пятеро несчастных, кто решил еще погулять, вынуждены были весь день торчать в Плесе (еще благо, что погода была замечательной!).

Ближе к часу ночи на небе то там, то здесь стали мерцать зарницы: грома не было. Через полчаса они стали чуть ли не ежесекундными, и отчетливо стали слышны раскаты грома. И вот он - апофеоз! Гигантский колодец Рыбинского шлюза, над ним, словно замок дьявола, диспетчерская башня, чернющее небо, ежесекундно с треском рассекаемое ослепляющими молниями. Ощущение - словно оказался в логове какого-нибудь злодея или, того хуже, дьявола из голливудского фильма. А потом была беснующаяся Рыбинка! Сильнейший ливень, чернота, и вдруг во вспышке молнии вы видите это бескрайнее море как днем, и прямо перед Вами возникает "Летучий Голландец" под названием "Волго-нефть" или "Михаил Шолохов"!!! В этот момент дико захотелось, чтобы наш "пузырь" повернул на Питер - ТАКОЕ хочется лицезреть бесконечно!

Ладно, прочь лирику. Движение по Волге и Каналу как всегда оживленное. Из Ярика в Питер (а частично и вниз) много танкеров и крупных сухогрузов. Очень крупный питерский река-море сухогруз "Игарка" на Городце. Ну и как всегда много "Окских", и московских толкачей на Угличском и КиМе. "Пассажиров" тоже немало: отмечу "Ильича", набитого астраханскими арбузами, "кроков" "Жукова" (шел вверх с фестивалем мультипликаторов на борту) и "Суворова" (упоминаю его в первую очередь из-за известного скандала в данном рейсе). Ну и конечно "Фрунзе" с инфофлотовцами. Когда я гаркнул при расхождении: "Привет Инфофлоту!", стоявшая рядом фрау чуть чувств не лишилась.

ОБСТАНОВКА НА ТЕПЛОХОДЕ

Вот так плавно я перехожу к завершающей части рассказа. На теплоходе было всего 80 человек (305м, как-никак, плюс условие неподселения). Из них 30 - немцы. Увы, оправдались мои опасения насчет отсутствия молодежи: среди отдыхающих было всего 1 или 2 молодые девушки, да и то они что-то больше в каютах пропадали. Команде же строго-настрого запрещено появляться на всяких мероприятиях, да и вообще на палубе - только поздней ночью, да и то "по-тихому". В общем, экипаж и немногочисленные дети персонала "тусовались" у себя в "кубрике" (как тут не взгрустнуть при мысли о Транспортной Линии и любимом "Некрасове"!). Дискотек не было: вечерами играла живая музыка в баре. Питание - на 5 с тремя плюсами, прочий сервис - то же самое. Но я не скучал: я нашел себе друзей среди пожилых солидных немцев! Все эти дни я рассказывал им про Россию, про футбол, про наших женщин, про наши реки, города, про гидротехнические сооружения, про проекты теплоходов (я был поражен, когда один из немцев не только безошибочно назвал мне проект теплохода "Максим Литвинов", но и безошибочно указал судоверфь, на которой он построен!), показал им свою богатую коллекцию "двухкилометровых" топографических карт разных регионов России. Так что среди немцев тоже есть свои "энтузиасты" и" просто замечательные люди", у которых за спиной по несколько российских круизов, причем не только в Питер. В последний вечер мы с ними так отплясывали в баре, что почему-то хмуро попивавшие водку русские, тоже невольно присоединились к нам. Еще отмечу прощальный концерт - он был прекрасен: русские и немецкие песни, танцы, постановка двух сказок, и все с юмором, с огоньком!

В последние минуты круиза одна фрау мне сказала: "не представляла, что русские столь открыты и общительны, и в России столько хороших людей и прекрасных городов: обязательно вернусь сюда еще!" Как же это было приятно после той грязи про Россию, которая часто льется на нас с экранов телевизоров! Да и мое мнение о немцах изменилось: если раньше я ни под каким видом бы не поехал на "немецком" 302 до Питера, то теперь, если позволят финансы, сделаю это так же охотно, как на почти родном "Некрасове" до Астрахани.

Дико усталый с дороги, зашел я в булочную, что рядом с домом, вскоре после приезда. И когда я на автопилоте на хорошем английском попросил у бабули-продавца батон хлеба, мне стало очевидно: КРУИЗ УДАЛСЯ.

Часть вторая: "три месяца спустя"

В принципе сейчас, по прошествии трех месяцев моя точка зрения мало изменилась, но отмечу некоторые детали, которые могут побудить (или, наоборот, оттолкнуть) любителя речных круизов совершить путешествие по данному маршруту на данном теплоходе.

1) Ока. Абсолютно уникальная природа, уникальная река, отличная от всех других, по которым приходилось путешествовать. Эти места и эта река поражают тем, что почти не тронуты цивилизацией в отличии от индустриального Поволжья. Истинное раздолье для любителей природы!

2) Теплоход. Уютный, чистый, ухоженный. Большая часть кают модернизирована и оборудована всеми удобствами. Но при этом атмосфера 305-го на 100% сохранена: отделка салонов, коридоров, ресторанов и холлов традиционная для судов 305-го проекта и модернизации не подверглась (никакого пластика!)

3) Обстановка на теплоходе.

Ресторан: питание прекрасное, прекрасная сервировка стола, блюда нужно заказывать на день вперед (выбор - 2-3 блюда на первое, второе и третье).

Судовождение: нареканий нет, команда прекрасно знает сложную для судоводителей Оку, отправления/прибытия везде точно в срок, швартовки в целом неплохие.

Досуг: в целом хорошо: 2 вечера Есенина (их проводил отец нынешнего старпома "Пирогова" А.С.Малахин - уникальный человек с действительно энциклопедическими познаниями почти во всех вопросах, о которых удалось поговорить, бывший капитан теплохода "Л.В. Собинов", проданного в Болгарию), пение русских и немецких песен в музыкальном салоне каждый день, русские танцы, вечера романсов, живая музыка вечерами в баре, круглый стол "Россия-Германия", на котором туристы из этих стран могут более близко познакомиться друг с другом. Маловато, правда, развлечений для молодежи (ведь не все же молодые люди едут в круиз только природой любоваться и теплоходы смотреть), но ее вообще обычно немного бывает на "Пирогове". Плюс, я думаю, это была специфика конкретного рейса, в июльских рейсах, я знаю, было лучше: как с молодежью, так и с развлекательной программой для нее.

Немцы: в навигацию 2004 соотношения российских и немецких туристов было от 30/70 до 70/30, в нашем рейсе примерно поровну. В целом, хорошие люди, интересные собеседники (почти все знают английский), правда было 2-3 человека, которые смотрели на нас не слишком дружелюбно, но это скорее исключение из правил. Лично мне было интересно с ними общаться: всегда любопытно поговорить с представителями другой страны, другой культуры. Но вообще-то, конечно, присутствие интуристов не любому "нашему" путешественнику придется по вкусу, но это дело хозяйское. Повторюсь, по мне соотношение 50/50 вполне допустимо.

Увы, по слухам, с навигации 2005 "А.Пирогов" полностью уйдет "под немцев" и достать туда путевку будет труднее, да и цена поднимется. Но всегда хочется верить в лучшее, тем более лично я точной информацией не располагаю.

РЕЗЮМЕ: успех полный: могу рекомендовать как маршрут, так и теплоход - думаю, понравится!



?

Log in

No account? Create an account