uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Памирский тракт. От Харгуша до Мургаба через долины, озёра и перевалы
uritsk


После заставы Харгуш дорога уходит от речных долин в горы. Восточная часть Памирского тракта - наиболее высокогорная: от 3500 и выше 4000 метров, а наиболее высокая точка пути, перевал Ак-Байтал, находится на высоте 4655 метров. Позади остаются ставшие уже родными долины Пянджа и Памира, позади остаётся Афганистан. А мы берём курс на таджикско-китайскую границу и далее в Киргизию.


Непосредственно впереди - 30-километровый участок безлюдной дороги до главной трассы Памирского тракта, проходящей севернее. Дорога непростая, и эти тридцать километров преодолеваем более полутора часов.

1. Оставив долину реки Памир, круто взбираемся на перевал Харгуш, достигая высоты 4320 метров.



2. Большую часть пути дорога проходит плоскими высокогорными долинами между вершин. Высота - 4000 метров.



3.



4. Начало мая - самое начало сезона на Памире. Ещё много снега вдоль трассы, а буквально две недели назад, в апреле, машины здесь шли сквозь высокий снежный коридор.



5. Сегодня будет много фотографий и не так много описательной части. Такими пейзажами хочется просто любоваться!



6.



7. Восточная часть Памирского тракта проходит вдоль нескольких удивительных по красоте горных озёр. Первое из них - солёное озеро Чукуркуль. В восточном Таджикистане и далее в Киргизии названия почти всех озёр заканчиваются на "Куль", что в переводе с тюркского собственно и обозначает озеро.



8.



9. Продолжаем путь, плавно спускаясь к широкой плоской долине, по которой проходит главная трасса Памирского тракта.



10.



11. Внизу мелькнула главная асфальтированная дорога - мы оставили её позавчера в Хороге, ехали Ваханским коридором вдоль долин Пянджа и Памира, поднялись в горы, преодолели перевал Харгуш. А сейчас снова выходим на главную трассу Памирского тракта.



12. С высоты открываются необыкновенные по красоте пейзажи. Здесь совсем другая природа, чем была до этого, в долине Пянджа. Плоские равнины, окружённые горами.



Мы в Таджикистане, но всё ближе к Киргизии - это чувствуется в тюркских названиях, всё чаще встречающихся в этих краях. Кто слабо себе представляет этнографию тех краёв, поясню. Памирцами называют совокупность малых иранских народов, населяющих историческую область Бадахшан, разделённую сейчас между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Таджики - это более многочисленный тоже иранский народ. Жители Памира не любят, когда их называют таджиками. "Мы не таджики, мы - памирцы", говорят они. Но так или иначе, и таджики, и в частности населяющие Горный Бадахшан памирцы - это народы персидской, иранской группы. Они ближе к иранцам, к афганцам. А киргизы и узбеки - это тюркские народы, также как и туркмены, казахи, якуты, алтайцы, тувинцы и пр. Они в свою очередь родственны монгольским народам (монголы, буряты, калмыки и др.). И здесь, на Восточном Памире, как раз проходит стык проживания иранских (таджики, памирцы) и тюркских (киргизы) народов. Например, в Мургабском районе Таджикистана в кишлаках проживает примерно поровну памирцев и киргизов. Это совершенно разные народы с разной культурой и разными языками. И между собой они общаются на интернациональном русском.

13.



14. Внизу долины синеет окружённое солончаками озеро Сасык-Куль, что в переводе с тюркского обозначает "вонючее".



15. Мы ненадолго отклонимся от общего направления нашего маршрута и сделаем по боковой дороге крюк в сторону селения Булункуль.



16.



17. Селение Булункуль расположено недалеко от одноимённого солёного озера.



18. Проезжаем Булункуль транзитом и поднимаемся в горы.



19.



20.



21.



22.



23. С высоты село Булункуль смотрится как на ладони...



24. А в другую сторону - открывается потрясающая панорама озера Яшилькуль. Это крупное пресное озеро, образовавшееся в XIII веке в результате обвала, перегородившего реку Аличур. Ниже озера река Аличур получает название Гунт. Это та самая река, которая впадает в Пяндж в городе Хороге.



25. Непосредственно к берегу озера проехать не получилось (очень много снега даже для джипа). Делаем остановку на гребне скалы и любуемся великолепными пейзажами со стороны.



26.



27.



28.



29.



30. Сделав крюк на Булункуль и Яшилькуль, с небольшими приключениями в виде замены пробитого камнем колеса, возвращаемся на главную трассу Памирского тракта и берём курс на Мургаб.



31. Трасса проходит вдоль берега "вонючего озера" Сасык-Куль, которое мы видели час назад с высоты холмов.



32. Останавливаемся на обед в селении Аличур. Кушаем в кафе у киргизов - их кухня отличается от памирской таджикской. Очень вкусные манты.



33.



34. И снова в путь среди долин, гор и солончаков...



35.



36.



37.



38. Встречные фуры - идут в Душанбе гружёными из Китая. До таджикской столицы им ещё предстоит долгий сложный путь... Помните скальный серпантин вдоль Пянджа?



39.



40.



41. Бесконечная дорога... Безумно красивые красноватые скалы, на которых играет солнечный свет...



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



50.



51.



52.



53.



54. Пройдя несколько пологих перевалов, трасса выходит к реке Мургаб, в долине которой находится одноимённый посёлок, районный центр Восточного Памира. Делаем остановку в красивом месте над рекой.



55. Река Мургаб - это верховья реки Бартанг, обвал на которой в 1911 году породил Сарезское озеро. Так что если сплавляться вниз по течению Мургаба на лодках, то можно добраться до Сареза. До Сареза отсюда можно добраться и по нескольких горным тропам - до восточной оконечности Сарезского озера отсюда около 60 километров по прямой.



56.



57.



58. Вскоре за Мургабом от исторической трассы Памирского тракта Душанбе - Хорог - Ош уходит в сторону стратегически важное ответвление на Китай, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и город Урумчи. Там действует погранпереход - и туда идут все фуры. А мы за Мургабом продолжим путь по исторической трассе в сторону Киргизии, взберёмся на высшую точку пути перевал Ак-Байтал, увидим удивительно красивое озеро Каракуль, пересечём Таджикско-Киргизскую границу, едва не застрянем на перевале Кызыл-Арт на нейтральной территории, преодолеем двенадцать петель серпантина на перевале Талдык и героически пройдя все сложности, спустимся с Памира в киргизский город Ош. Но всё это будет завтра - а пока останавливаемся в посёлке Мургаб на ночлег. Меж тем дорога желает нам счастливого пути.



59.



К оглавлению >>>

Posts from This Journal by “Памирский тракт” Tag


  • 1
Если можно, вопросы:
Как Вам показалось, снег чистый?
Акклиматизация прошла без проблем? Если да, то связываете ли Вы это с постепенным набором высоты? Или просто привыкли уже к горам? :)

Спасибо за пост!

Снег белоснежный и чистый - ну если не считать того, что остался с весны совсем вдоль дороги. :)

Акклиматизация - у меня нормально, у моего напарника Серёги голова немножко болела. Когда поднимаешься в горы всегда важно набирать высоту постепенно. Впрочем, я привычный к горам. :) Из моего опыта - неоднократно был на высотах в районе 4000 метров и никогда не было проблем (даже когда поднимался туда резко). Ну может быть разве что чуть-чуть одышка небольшая. Реально высота начинает чувствоваться выше 5000 метров. Ощутил это во время восхождения на Килиманджаро (там 5900 высота). Вот есть пост в моём ЖЖ:
http://uritsk.livejournal.com/145449.html

Спасибо! Удачных Вам и интересных путешествий! :)

Какие красивые, сильные места! Жила там в детстве. Вспомнила, благодаря Вам, спасибо)

Пожалуйста! А когда Вы оттуда уехали? После развала Союза?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account