uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Таджикско-Афганская граница. Памирский тракт от Калаи-Хумба до Хорога
uritsk


В сегодняшнем обзоре - фотографии Памирского тракта следующего отрезка маршрута: от Калаи-Хумба до города Хорог, столицы Горно-Бадахшанской автономной области. Трасса нашего пути по-прежнему проходит вдоль реки Пяндж и границы с Афганистаном: на всех фотографиях берег за неширокой рекой - афганский. В сущности, хоть мы едем и по территории Таджикистана, но Афганистана на моих фотографиях намного больше. :)) А завтра, во время поездки по Ваханскому коридору, на нашем пути будет и вовсе интересное место, откуда отлично видны территории сразу трёх стран - Таджикистана, Афганистана и Пакистана.

1. Итак, с утра пораньше отправляемся из Калаи-Хумба и продолжаем наш путь в сторону Хорога. Сразу за Калаи-Хумбом берега реки Пяндж соединяет пограничный висячий мост в Афганистан.



Это уже второй пограничный мост на нашем пути и он тоже относительно новый. Напомню, что из пяти ныне действующих мостов через Пяндж на Памире четыре - новые (построенные в 2000-х годах при активной поддержке фонда исмаилитского лидера Принца Ага-хана IV и других гуманитарных организаций) и один (в Ишкашиме) - старый, советской постройки.

2. Можно в дальнейшем, к фотографиям, где показана просто природа, я не буду давать комментарии? В самом деле, что тут можно комментировать - природа и горы на Памире удивительно красивые!



3.



4. Обгоняем пылящий впереди нас грузовик - по этой сложнейшей скальной трассе проходит один из важнейших торговых путей Таджикистана - дорога в Китай, в город Урумчи и далее. Других дорог, связывающих напрямую Таджикистан с Китаем нет - только транзитом через Киргизию. Так что нынешнее значение Памирского тракта вдоль Пянджа трудно переоценить. Но как же непросто здесь гружёным фурам!!!



5.



6. На противоположном берегу Пянджа продолжают мелькать афганские кишлаки - большие, маленькие, какие-то победнее, какие-то побогаче.



7.



8. Женщины несут какие-то мешки на головах.



9. В полях на афганском берегу кипит работа.



10. Остановка в пути в красивом месте.



11.



12. Водопад на той стороне реки.



13.



14.



15.



16.



17. Доминантой этого афганского кишлака является строящееся новое здание. На жилые дома не похоже - интересно что это: школа? религиозное здание? администрация? фонд Ага-хана?



18. Продолжаем путь по прижатому отвесными горами скальнику вдоль стремительного Пянджа.



19. Какие здесь горы!!!



20.



21. Ещё один кишлак по ту сторону реки. Крыши - как на подбор!



22. Третий на нашем пути мост в Афганистан. И тоже висячей конструкции.



23. Рядом с пограничным мостом - афганская воинская часть.



24. Здесь Пяндж мчит свои воды в совсем узком ущелье.



25. На афганском берегу, как и на таджикском, вдоль реки проходит дорога. Местные жители на ишаках.



26.



27.



28.



29. Пещеры в горах.



30. Какое разнообразие красок!



31. Ещё один водопад.



32. Дорога по афганскому берегу значительно более экстремальная, чем та, по которой мы едем - местами проходит в выдолбленных нишах прямо в толще отвесных скал. А те, кто бывал здесь раньше, говорят, что прежде было ещё веселей. Афганцы проводили караваны ишаков прямо по хлипким мосточкам, нависающим над бездной. Сейчас у них дорогу потихоньку приводят в порядок.



33. Афганские дорожные рабочие приветствуют нас.



34. Крутые прижимы.



35.



36. Скалы и сочная зелень.



37. Наш водитель Эргаш повстречал в пути старых знакомых. Остановились поболтать.



38.



39.



40. Узкие участки долины, где Пяндж зажат с обеих сторон отвесными скалами, периодически сменяются озеровидными расширениями - берега отступают, течение замедляется. Ширина Пянджа достигает нескольких сотен метров. Вдоль лениво катящего свои воды русла реки то тут, то там появляются песчаные косы и отмели.



41.



42. Проезжаем селение.



43. Остановка у моста через реку Бартанг. За мостом находится очередной пост ГАИ, куда Эргаш отвезёт копии наших документов. А мы пока перейдём по мосту пешком.



44. Река Бартанг (она же Мургаб в верхнем и среднем течении) - один из крупнейших притоков Пянджа. Выше по реке, в глубине Памирских гор, на этой реке расположено знаменитое Сарезское озеро, образовавшееся в результате катастрофического завала русла реки в 1911 году. Усойский завал, образовавшийся в результате сильнейшего 9-бального землетрясения, является крупнейшим в мире природным завалом русла реки. Заполнение водоёма выше появившейся природной плотины продолжалось 15 лет - до 1926 года, после чего уровень озера стабилизировался. Длина озера по долине реки - 75 километров, глубина - до 500 метров у плотины! Вот уже много лет Сарезское озеро находится под пристальным присмотром МЧС, поскольку в случае гипотетического прорыва естественной плотины (из-за нового землетрясения, оползней или ещё каких-либо причин), огромная масса воды громадным селевым потоком пройдёт вниз по узким долинам Бартанга, Пянджа и Амударьи, смывая всё на своём пути на многие сотни километров на территории Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркмении. В зоне риска проживает около шести миллионов человек! Сегодня никаких явных предпосылок подобной катастрофы нет, но в принципе она реальна! А пока затерянное среди гор Сарезское озеро остаётся одним из самых красивых, интересных и таинственных объектов Таджикистана (кстати, для туристов туда нужен отдельный пропуск).



45. "Камаз" - многолетний трудяга тысяч советских дорог.



46. Погода начинает портиться. Пески вдоль берега Пянджа при порывах ветра поднимают тучи пыли. Приходится закрывать окна в машине...



47. Песчаная буря и одинокий афганский джип.



48. Наконец, мы проезжаем третий за сегодня и четвёртый с начала пути по Памирскому тракту, пограничный мост в Афганистан.



Отсюда уже совсем недалеко до въезда в Хорог - столицу Горного Бадахшана и главный город таджикского Памира.

К оглавлению >>>

  • 1
По прогнозам, которые строились много лет назад, в случае прорыва плотины Сарезское озеро затопит еще и территорию до Урала.

А дорога эта, также как и другие на Памире вдоль афганской границы, в период афганской войны и даже некоторое время после ее окончания периодически простреливались с афганской территории.

Спасибо за репортаж!

Пожалуйста! :)) Насчёт до Урала думаю всё-таки преувеличение. Как и до Аральского моря. Но то, что нижележащие горные долины на многие километры сильно пострадают при гипотетическом прорыве Сареза - это безусловно!

Соблазнили! Буду собираться туда.

Интересные места - советую съездить!

Красивые места!

Красивые места, величественные горы, смотря на которые думается, вот наши там воевали, сколько погибло, искалечено было молодых парней. Спасибо за репортаж, прекрасный стиль, фото - выше похвал.

Спасибо за теплые слова! :) Рад что понравилось!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account