uritsk

Страница путешественника


Previous Entry Share Next Entry
Обь-Иртышская речная транспортная линия
uritsk


Водный транспорт - старейший и исторически первый в нашей стране. С самых первых лет существования Руси, с самых первых экспедиций по освоению новых земель и территорий люди невольно держались рек - удобных транспортных артерий среди бескрайних и порой так трудно проходимых просторов. Так было в течение столетий. В XVIII-XIX веках водные пути были одним из главнейших видов транспорта, в нашей стране появились первые искусственные водные системы (Мариинская, Тихвинская, Вышневолоцкая), активно осваивались Сибирские реки. В XX веке на водных путях нашей страны появились новые рукотворные моря, были построены современные каналы, связавшие бассейны разных рек, строились сотни новых судов, стремительно развивались порты... Вместе с тем, с развитием транспортной инфраструктуры страны, строительством шоссе, железных дорог, развитием авиации, значение водного транспорта (не столь быстрого, да ещё и сезонного) постепенно несколько снизилось. В особенности пассажирского. И если ещё в 60-х 70-х годах на реках СССР существовали десятки пассажирских линий, по которым курсировали суда, перевозившие пассажиров из пункта А в пункт Б практически по всем речным бассейнам от Днепра до Дальнего Востока, то за последние 30 лет их практически не осталось. Это естественный процесс - ведь почти везде есть автомобиль, поезд или самолёт, которые круглый год быстро доставят куда угодно. А на реках рейсовые пассажирские суда сменили туристические круизные. Но и сегодня в России ещё остались места, куда можно добраться только водным транспортом (в особенности, если у тебя большой багаж). Во многих отдалённых уголках Сибири река - до сих пор главная дорога, связывающая с внешним миром. И там, на великих сибирских реках, водные транспортные линии сохранились, и до сих пор востребованы. А если Вы путешественник и хотите познать Сибирь, то поездка на таком рейсовом судне - один из самых лучших и притом недорогих способов это сделать. Неторопливое недельное путешествие по реке - это отличный отдых, который едва ли кого оставит равнодушным!


По состоянию на 2016 год на сибирских реках сохранились следующие пассажирские транспортные линии на больших каютных судах:
1) Омск - Салехард по Оби и Иртышу (2741 км). Теплоходы "Родина" и "Механик Калашников" (до недавнего времени на этой линии работал ещё теплоход "Чернышевский", но сейчас он выведен из эксплуатации).
2) Салехард - Новый Порт - Антипаюта (738 км) по Оби и Обской Губе Карского моря (этот маршрут связывает Салехард с отдаленными заполярными уголками Ямало-Ненецкого автономного округа, куда можно добраться только по воздуху, либо по воде). Теплоход "Механик Калашников".
3) Красноярск - Дудинка по Енисею (2028 км). Теплоходы "В.Чкалов" и "А.Матросов".
4) Якутск - Тикси по Лене (1694 км). Теплоход "Механик Кулибин".
Кроме того, по Лене и, с этого года, по Иртышу и Оби существуют чисто круизные туристические маршруты.

Линии Омск - Салехард и Салехард - Антипаюта обслуживает компания "Северречфлот". На дальних межрегиональных линиях с конца мая по октябрь работают два теплохода: "Родина" и "Механик Калашников". Первую половину навигации они оба работают на линии Омск - Салехард, а со второй половины июля "Калашников" уходит работать на север, на линию Салехард - Антипаюта по Обской губе, и с конца июля до конца навигации на линии Омск - Салехард работает только теплоход "Родина", расписание которого стыкуется с расписанием "Калашникова", работающего от Салехарда на север. В идеале, интересно пройти оба маршрута - и Омск - Салехард, и коротенький Салехард - Антипаюта (который позволяет посмотреть совсем отдалённые уголки Крайнего Севера). Но мы были завязаны на июнь, а в июне Антипаюта из-за льдов в Обской губе ещё закрыта, поэтому в это лето мы решили пройти только по "классике", от Омска до Салехарда.

Прежде, чем перейти к описанию путешествия, ответы на несколько возможных организационных вопросов:

Как купить билет на теплоход? Особенно, если Вы живёте в Европейской части России?
Никаких проблем. Билеты на рейсовые теплоходы Обь-Иртышской линии продаются в кассах Омска, Тобольска, Ханты-Мансийска и Салехарда. Телефоны касс есть на сайте "Северречфлота". Звоните в кассу, бронируете билет на теплоход, и, если живёте далеко, оплачиваете по безналу - карточкой или банковским переводом.

Сколько стоит билет на теплоход?
Это не круизный, а рейсовый транспортный теплоход, поэтому цена на билет совсем небольшая. Например, от Омска до Салехарда стоит порядка 5000 рублей с человека.

Есть ли какие-то ограничения по посещению северных регионов маршрута. Погранзона и пр.?
До 2014 года Салехард входил в северную погранзону и для его посещения требовалось оформлять погранпропуска в органах ФСБ (реально их там не особо проверяли, но официально - надо было). К счастью, с 2015 года погранпропуска для посещения Салехарда отменили и сегодня посещение города совершенно свободное. А вот для посещения Нового Порта и Антипаюты, расположенных севернее на Обской и Тазовской губе Карского моря, погранпропуск по-прежнему нужен.

Каковы условия на теплоходе? Удобства, еда, розетки?
Опять-таки оговорюсь, что это не круизное, а рейсовое судно - транспорт, перевозящий пассажиров из пункта А в пункт Б, поэтому особой роскоши конечно нет. Вместе с тем, теплоход, хоть и старенький, но весьма уютный. В каютах первого класса есть умывальники. Туалеты и душевые для всех категорий пассажиров - общественные (индивидуальных в каютах нет). Розетки для зарядки телефона, ноутбука или фототехники расположены в коридоре. На судне работает ресторан с заказной системой - без роскоши и изысков, но неплохой в принципе. В целом, если Вы не слишком требовательны к роскоши и комфорту, то условия вполне нормальные. Фотографии интерьеров теплохода приведу ниже.

Каков контингент пассажиров на борту?
Подавляющее большинство народу - не туристы, а простые пассажиры, едущие из пункта А в пункт Б. Иногда в некоторых рейсах встречаются туристы вроде нас. Ещё реже - попадаются и иностранцы, желающие познать сибирскую глубинку России изнутри. Но в целом конечно это транспорт. В разные периоды навигации количество пассажиров бывает разным. В начале навигации больше народу едет с севера на юг, а в рейсах с юга на север (как шли мы) теплоход слабо загружен. К концу навигации народ возвращается домой на севера и более загруженными оказываются, наоборот, рейсы вниз по реке. В целом, почти всегда северная часть маршрута (между Тобольском, Ханты-Мансийском и Салехардом) загружена пассажирами больше - независимо от направления рейса (вверх или вниз по реке). Мы отправлялись из Омска второго июня и шли вторым рейсом навигации (первым рейсом 28 мая отправился однотипный теплоход "Родина"). Между Омском и Тобольском на борту было всего 13 человек пассажиров, а после Тобольска народ начинает активно подсаживаться. Много садится в Тобольске, Ханты-Мансийске и - нескольких северных деревнях, в которые теплоход заходит последней ночью перед Салехардом. В целом к Салехарду загрузка была уже под 70 человек.

1. Теплоход "Механик Калашников".



Этот теплоход - одно из судов 646-го проекта - серии грузопассажирских судов, построенных в 1953-1955 годах для рек СССР на восточногерманской судоверфи "Варнемюнде". Эти суда предназначались для работы на пассажирских транспортных линиях по рекам Советского Союза с возможностью работы в прибрежных морских акваториях (в том числе и в битом льду). По сравнению с обычными речными судами, при своей относительно небольшой осадке теплоходы 646 проекта обладают повышенной мореходностью и могут работать в более суровых условиях. Именно поэтому, многие из них предназначались для работы на сибирских реках и в северных районах (на Оби, Енисее, Лене). Работали они также в Северо-Западном пароходстве (на различных линиях из Ленинграда) и на Украине (с возможностью работы в прибрежных зонах Чёрного и Азовского морей). В 90-х годах, когда речные транспортные линии стали стремительно исчезать, многие теплоходы 646 проекта были списаны или стали стоечными судами, часть была переоборудована для возможности работы в круизном рынке. И только на Оби с Иртышом да ещё на Лене суда 646 проекта по прежнему работают по своему первоначальному предназначению, обслуживая пассажирские линии Омск - Салехард, Салехард - Антипаюта и Якутск - Тикси.

Ещё один интересный момент - наш теплоход "Механик Калашников" почти всю свою 62-летнюю жизнь работает в основном на Крайнем Севере. Исторически его основная линия - Салехард - Антипаюта по Обской и Тазовской губе Карского моря. И лишь иногда он подменял другие теплоходы на линии Омск - Салехард. Но сейчас, когда на межрегиональных транспортных маршрутах работают всего два теплохода, расписание таково - первую часть навигации он в паре с теплоходом "Родина" ходит Омск - Салехард, а с конца июля (когда освобождается ото льдов Обская губа) - уходит работать на север. Таким образом, получается, что в этом рейсе мы прошли на "Калашникове" по его исторически не основному маршруту. :)

2. Заводская табличка на носу прогулочной палубы. Судно 1955 года - это уже живая история. История транспорта, история Сибирских рек, история нашей страны... Ему уже седьмой десяток, а теплоход продолжает исправно трудиться в суровых районах Крайнего севера. Несколько лет назад на линию Салехард - Антипаюта попробовали было поставить современные скоростные катамараны, да не прижились там они - и в штормах не могут нормально ходить, и во льду им плохо, и грузоподъемность меньше, и ломаются... И вернули назад старину "Калашникова". Куда на Севере без него? :)



3. Главный пролёт главной палубы.



4. Главный пролёт второй палубы.



5. Коридоры второй палубы - интерьеры теплоходы отделаны лакированными деревянными панелями. Внутри очень уютно. Живое ретро 1950-х! :)



6.



7.



8.



9. Носовой читальный салон.



10.




11. Всю свою долгую жизнь теплоход работает на пассажирских линиях Западной Сибири. Правила проезда за это время практически не изменились. :)



12. Ресторан.



13. Мы с товарищем kitv ехали в каюте второго класса, расположенной на главной палубе (в первый класс уже не было мест). Вот такая простая каюта, слегка напоминающая железнодорожное купе. В первом классе каюты конечно более изысканные.



14. Но главное в таком путешествии - это конечно не каюта. Почти всё время наполненные энтузиазмом путешественники проводят на прогулочной палубе. Отслеживают маршрут, фотографируют, познают новые для себя места.



Мало кто знает, что в России на сибирских реках сохранились такие речные пассажирские линии. Возможно, через какое-то время их уже не будет, но пока они ещё есть. Если хотите познать интересные уголки Сибири, теплоход - это очень хороший способ сделать это! В последующих постах я постараюсь максимально подробно рассказать обо всём маршруте - с юга на север, от Омска и до Салехарда... Следите за обновлениями! :)

К оглавлению >>>

  • 1
В 2011 году я был в Салехарде и увидел рекламу этих речных рейсов... Эх, если бы не служебная необходимость лететь в Москву обязательно прокатился бы по рекам в Тобольск к знакомой в гости.

Андрей, поправлю: исторически маршрут “Калашникова” был не до Антипаюты, а до Тазовского. Сократили то ли в конце 90-х, то ли в начале 2000-х. Вроде бы из-за того, что в Тазовский построили доргогу (хотя она совсем не от Салехарда).
Так нам говорили на теплоходе в 2010 году, по крайней мере...

Соберёшься на Антипаюту – пиши :)

Edited at 2016-06-12 12:28 pm (UTC)

Хорошо, напишу. У меня были мысли на следующее лето. :)
Да, до Тазовской он ходил. С остановками Новый Порт, Мыс Каменный, Антипаюта, Мыс Находка.

До боли знакомый теплоход.
Кстати, в Новый Порт и Антипаюту пропуска нужны лишь формально. На деле их там никто не проверяет, и в итоге мы не заморачивались их оформлением, ибо было просто незачем.

Да, читал об этом. Тем не менее, официально всё-таки нужны. Кстати, интересно - это всегда на них там никто не смотрит, или это просто как повезёт?

Местные говорят, что никогда не смотрят, потому что там просто нет пограничников.

А в Салехарде перед посадкой тоже никогда не смотрят? Ведь по идее, можно просто проверить пропуска вместе с билетами у всех садящихся и при отсутствии пропуска не посадить на рейс...

Подскажите пожалуйста.Как обстоит дело со звукоизоляцией?Народ сильно квасит?

Звукоизоляции особо нет - что происходит в соседней каюте слышно довольно хорошо. Впрочем, как и на многих теплоходах. Да нет - особо никто не квасил в рейсе. И, кстати, крепкий алкоголь на теплоходе не продавали. Только пиво. В этом плане всё спокойно. Единственно, в последнюю ночь перед Салехардом теплоход заходит в несколько деревень - вот народ, садящийся в них, бывает отрывается. Их экипаж теплохода так и называет - "пьяные деревни".

Спасибо.Очень заманчиво совершить такой вояж.

Речь, как понимаю, про Горки, Питляр и т. п.? Там, впрочем, в основном аборигены живут — ханты, лесные ненцы. Плохого про них ничего сказать не хочу (тем более, что довелось в ходе путешествия довольно близко с ними познакомиться), но с алкоголем у них беда. Видимо, дело в этом.

Да, это их беда. Примерно те же проблемы с алкоголем и у садящихся на теплоход коренных народностей на Енисее перед Дудинкой.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account